Александр Степанов. Гнев Бога и сосуды Его милости

Александр Степанов. Гнев Бога и сосуды Его милости


Александр Степанов. Гнев Бога и сосуды Его милости

ШТРИХИ БЛАГОДАТИ (Из ранее сказанного для детей Благодати) Фрагмент *14*

Часть 1 – Одежда для покрытия наготы

Очевидно то, что любая христианская конфессия оказывается в рабстве скептического противоречия, если, провозгласив Иисуса Христа Спасителем, она вместе с этим запугивает уверовавших Божьим гневом или Его судом. В этом случае уничтожается не только новозаветное ОПРАВДАНИЕ через веру, но и Христос перестаёт быть Избавителем. Однако, чтобы это вместить, нам необходимо хотя бы отчасти разобраться с природой Божьего гнева…
Хорошей отправной точкой для нашего рассуждения об этом будут слова святого апостола Павла из первой главы его Послания к Римлянам, где он говорит о том, что при возвещении Евангелия должны быть открыты ДВЕ ВАЖНЫЕ ВЕЩИ.
***Рим.1:16-18 «ИБО Я НЕ СТЫЖУСЬ БЛАГОВЕСТВОВАНИЯ ХРИСТОВА, потому что ОНО ЕСТЬ СИЛА БОЖИЯ КО СПАСЕНИЮ ВСЯКОМУ ВЕРУЮЩЕМУ, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нём ОТКРЫВАЕТСЯ ПРАВДА (dikaiosunh — праведность) БОЖИЯ от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Ибо ОТКРЫВАЕТСЯ ГНЕВ БОЖИЙ с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою».
Согласно приведённому выше фрагменту Библии, Благая весть содержит в себе два «открытия» – ОТКРОВЕНИЕ ДАРА БОЖЬЕЙ ПРАВЕДНОСТИ для всякого уверовавшего грешника и ОТКРОВЕНИЕ БОЖЬЕГО ГНЕВА против всякого нечестия и неправедности.
Конечно же я хотел бы как обычно сосредоточиться на откровении БОЖЬЕЙ ПРАВЕДНОСТИ, о чём мне всегда приятно и легко писать… Но нашей сегодняшней темой будет ОТКРОВЕНИЕ ГНЕВА БОЖЬЕГО, впрочем, эти две темы имеют прямую взаимосвязь…
Начнём мы с признания того факта, что ПРОВОЗГЛАШЕНИЕ БОЖЬЕГО ПРАВОСУДИЯ является неотъемлемой частью возвещения Евангелия Благодати. А Божий гнев, в свою очередь, неотделим от Божьего правосудия. В связи с этим бесконечно важным предваряющим наше рассуждение шагом будет – наш сознательный отказ от всей привычной смысловой нагрузки, которую мы по обыкновению вкладываем в слово «гнев».
Может ли Бог разгневаться на отдельного человека? Смотрит ли Он с гневом на весь наш мир? Если Он разгневался, значит ли это, что Он разозлился? Может быть в такое время Он теряет самообладание?
Нет никакого сомнения в том, что мы ограничиваем своего Творца всякий раз, когда воображаем собственную способность влиять на Его эмоциональное состояние или своим поведением предопределять какие-то Его действия или чувства. Но об этом – чуть позже…
Впервые мы встречаем тезисы, которые очень похожи на описание реакций Бога на грех, в библейском описании истории грехопадения. Именно в этой истории представлены фразы Бога, начинающиеся со слов – «за то, что ты…» (см. Быт.3:14,17) с последующим провозглашением разных жизненных трудностей, появляющихся вследствие произошедшего грехопадения.
Впрочем, все произнесённые Богом проклятия вполне могут быть и не приговором Творца, но – естественным следствием, заложенным в свойства самого греха. То есть, Бог всего лишь делится Своим всеведением с нашими оступившимися прародителями, приоткрывая им тоскливую картину именно естественных последствий их выбора.
Однако несколько глаголов из последних текстов третьей главы книги Бытие всё же подчёркивают очевидность активных действий Бога по отношению к провинившемуся Адаму…
***Быт.3:23,24 «И ВЫСЛАЛ его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И ИЗГНАЛ Адама, и ПОСТАВИЛ на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».
Определённо, Бог изгнал Адама, выслав его из Рая и преградив ему путь к дереву жизни… Хотя и саму смерть, вошедшую в наш мир, также можно считать естественным свойством греха, всё же в упомянутой нами главе есть очевидный намёк на то, что, даже согрешив, Адам мог бы оставаться бессмертным, если бы имел доступ к дереву жизни (см. Быт.3:22).
Оба еврейских глагола, которыми описывается выдворение Адама из райского сада (переведённые в Синодальном переводе словами «выслал» и «изгнал») имеют одно яркое результирующее значение – «быть выброшенным вон». Кстати, как мне представляется, новозаветные слова Спасителя – «…Приходящего ко Мне НЕ ИЗГОНЮ ВОН» (Ин.6:37) – являются зеркальным отражением (то есть, в какой-то мере – восполнением или исправлением) того, что случилось с человеком в Эдеме.
Далее в нашем рассуждении о природе гнева Божьего нам очень стоит принять во внимание сообщение Библии о том, что прежде произнесенных Богом проклятий и изгнания Адама из Рая, согрешившая чета ощутила резкие перемены в их собственном взгляде на себя самих, ибо сказано: «Открылись глаза у них обоих, и УЗНАЛИ ОНИ, ЧТО НАГИ…» (Быт.3:7).
Затем Моисей говорит о том, что даже после неуклюжих попыток прикрыть свою наготу, первые люди продолжали испытывать внутреннюю потребность скрываться от Бога, а при первом случившемся диалоге с Создателем Адам сказал: «…Я… убоялся, ПОТОМУ ЧТО Я НАГ, и скрылся» (Быт.3:10).
Тёмные драматичные тона рисуют нам выразительную панораму произошедших в связи с грехопадением внутренних перемен человеческой личности. …Тягостное ощущение собственной наготы, внутренний гнёт вины, липкое чувство страха или тревоги, никчёмность фиговых прикрытий, осязаемая душевная потребность бежать и прятаться от Бога, навязчивая идея поиска виновных и полная неспособность что-то исправить – уже всего этого более чем достаточно, чтобы понять размах произошедшей трагедии.
Кто-то весьма верно заметил, что если бы Бог не заградил для человека доступ к дереву жизни, и все перечисленные выше патологии обрели бесконечную продолжительность в каждой человеческой личности, то наша планета превратилась бы в «живой» уголок вечных адских мучений.
Но что же из всего этого является проявлением Божьего гнева? Покалеченная душа человека? Объявленные Богом проклятия? Изгнание человека из Рая? Закрытие доступа к дереву жизни? Совокупность всего этого? …Весьма непросто с этим разобраться и дать обоснованный ответ…
Судя по всему, Творец признал право Адама на независимость и свободу от Своего присутствия, однако провозгласив при этом обречённость человека на неминуемую вечную смерть. Общепризнанным знаком надежды считается сообщение Моисея о том, что, прежде чем изгнать надломленных людей из Эдема, «Бог сделал Адаму и жене его одежды ИЗ ШКУР и одел их» (Быт.3:21, Заокская Библия).
Большинство исследователей Библии совершенно верно видят в этой строке евангельский ответ Господа на нужду человечества. В образе повязок из листьев смоковницы продемонстрирована полная бесполезность дел Адама в преодолении «наготы», а упоминание шкур (или кож) предполагает пролитие невинной крови. Из этого следует то, что посредством чьей-то смерти покрывается «нагота» человека, что позже будет отражено в бесконечных потоках крови храмовых жертв.
Писание говорит о том, что именно Бог исчерпал проблему «наготы» первых людей. Говоря на языке образов грехопадения – Господь поделился с нами Своей праведностью, одев нас в неё, как в одежду, и в ней человек безопасен. Только в этом облачении мы обретаем возможность стоять пред Богом безбоязненно, ибо в ней мы безупречны.
Таким образом прежде всего был устранён страх человека, ибо, согласно исповеди Адама, именно ОСОЗНАНИЕ СОБСТВЕННОЙ НАГОТЫ ЗАСТАВИЛО ЕГО БОЯТЬСЯ И СКРЫВАТЬСЯ ОТ БОГА. Вероятно, согрешившие люди осмыслили цену преодоления всего того, что представлено в символе наготы, и эту цену платили не они… И мы не платим эту цену… Её заплатил вочеловечившийся Бог, пролив Свою пречистую кровь.
Хотя теперь снова стало модным во всём сомневаться, я лично продолжаю верить в то, что, начиная от одежд из шкур, сквозь все кровопролитные храмовые церемониалы наглядно и весьма драматично возвещалась человечеству весть нашего искупления посредством пролития невинной крови истинного Божьего Агнца – Иисуса из Назарета.
Наш мир с Богом не мог быть восстановлен каким-то нашим усердием или благими устремлениями. Тысячи добрых дел Адама и всех его потомков не могли устранить последствий одного греха. Набедренные повязки из листьев не состоялись, ибо нам было необходимо иное одеяние, чтобы перестать прятаться от Бога…
Поэтому и сказано: ***1Пет.1:18,19, Заокская Библия «Вы же знаете, что не тем, что преходяще, как серебро или золото, ВЫКУПЛЕНЫ ВЫ из суетной жизни, которую унаследовали от отцов, но ДРАГОЦЕННОЮ КРОВЬЮ ХРИСТА, АГНЦА ЧИСТОГО И НЕПОРОЧНОГО».
Святой Павел связывает Кровь Спасителя с юридическим термином «оправдание» именно в контексте Божьего гнева… ***Рим.5:9 «Посему тем более ныне, БУДУЧИ ОПРАВДАНЫ КРОВИЮ ЕГО, спасёмся Им от гнева». Как помнит дорогой читатель, вся эта глава написана на языке юриспруденции… Начав со слов – «Итак, оправдавшись верою…» (Рим.5:1) – Павел приводит нас к объекту веры – Крови Иисуса, оправдавшись которой, мы обретаем спасение от гнева Господа. Вера в данном случае является лишь инструментом, посредством которого мы воспринимаем Божью благость по отношению к нам.
Посредством веры мы воспринимаем те доказательства, к которым прибегает Бог, ибо Он «Свою ЛЮБОВЬ К НАМ ДОКАЗЫВАЕТ тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим.5:8). Мы видели в Нём угрозу, подспудно мы подозревали Его в злонамеренности, а Он пришёл и отдал Себя в наши руки, став Человеческим Сыном.
Вера человека вполне может быть сосредоточена на самых разных религиозных вещах… Например, я верю в то, что именно Бог создал этот мир… Верю я и в то, что Он велик… Мне может вполне вериться даже в то, что Его любимым днём является суббота… Я могу верить и в то, что Он любит меня не меньше, чем Свой еврейский народ… А иногда кто-то почти убедит меня в том, что однажды Он со мной расправится, если я не перестану пить чай… Иногда людям верится в то, что они не могут рассчитывать на Его помощь, защиту и поддержку, если не начали день с молитвы и чтения «Утреннего стража».
Однако именно смерть Иисуса поставлена апостолом Павлом в центр истинной веры. Он говорит о том, что мы были врагами Богу, но смерть Иисуса всё изменила. ***Рим.5:10, Библия РБО «Ведь БУДУЧИ ЕЩЁ ВРАГАМИ, мы примирились с Богом ЧЕРЕЗ СМЕРТЬ ЕГО СЫНА — тем более теперь, уже примирённые, будем спасены через Его жизнь».
Очевидно, что Бог никогда не был нашим врагом… Не Его сердце необходимо было менять… Но мы от дней Адама прятались от Него, подсознательно ощущая себя объектом Его недовольства, ибо в нас всегда живёт вина. От неё мы и бежим, а потому, даже став религиозными, мы продолжаем подозревать Бога в том, что Он однажды сведёт с нами счёты. Сей образ мыслей и чувств – атрибут унаследованной нами «от отцов» греховной природы… Именно поэтому мы вечно пытаемся обрести гарантии своей безопасности пред Богом в своей строго организованной религиозной жизни…
Но Писание ясно говорит нам о том, что наше примирение с Отцом состоялось уже тогда, когда в нас не было ещё ни одного религиозного чувства. Это случилось посредством смерти Иисуса, Которая и поставлена в центр Радостной Вести… Принимая верою Его смерть, мы не только примиряемся с Богом, но и облекаемся (одеваемся) в безупречную жизнь смиренного Плотника из Назарета, и она – исключительно чиста (и не нужны нам уже никакие Адамовы опоясания).
Так пойми же, человек, вмести Христа ради в своё сознание то, что Бог уже примирил с Собою мир… Господу не нужны жертвы, Он Сам стал жертвой, которую принесли мы (одну и навсегда), а поэтому всякий из нас, сославшись на Голгофу, может безбоязненно выходить из своего укрытия. Ибо, чтобы мы ни чувствовали, для нас нет никаких угроз в Боге, потому что всё то, что Он мог бы предъявить нам в качестве обвинения, Он взыскал на Кресте Голгофы с Самого Себя.
Тогда что же скрывается под страшным понятием «Божий гнев»? Чаще всего об этом говорят, как о реакции святой природы Бога на грех человека… Но может быть всё наоборот, и «Божий гнев» – это реакция греховного человека на Святость Бога? Может быть этот предполагаемый нами гнев Бог для того и излил на Себя Самого на Голгофе, чтобы мы прекратили подозревать Его во враждебности к нам? Ведь очевидный смысл Евангелия в том и заключается, что в Боге для нас нет никакой угрозы… Он – есть ЛЮБОВЬ! Вернёмся к этому позже!
Продолжение следует! АМИНЬ!

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: