Александр Степанов. БЛАЖЕННЫ ЗВАНЫЕ НА БРАЧНУЮ ВЕЧЕРЮ АГНЦА
Александр Степанов. БЛАЖЕННЫ ЗВАНЫЕ НА БРАЧНУЮ ВЕЧЕРЮ АГНЦА
КРАТКИЕ ПРОГУЛКИ ПО ИЗВЕСТНЫМ ТЕОРИЯМ
(мои путевые заметки)
*11*
(мои путевые заметки)
*11*
«…Разве могут печалиться гости на брачном пире, пока С НИМИ ЖЕНИХ?..» (Мф.9:15, Заокская Библия)
Неоднократно наш Спаситель говорил о Себе – как о Женихе, а уроки Царства Небесного не раз представлены Им в особенных образах восточного брачного торжества. Возвещение Евангелия Благодати символизировано в этих образах приглашением гостей прийти и разделить радость брачного пира… В образе невесты Христа обыкновенно представляется Его Церковь…
Однако по той причине, что в Апокалипсисе невестой Жениха назван и Небесный Иерусалим, часто возникает некоторая путаница относительно того, кто же такие верующие в образах этого свадебного торжества? Они – только гости на бракосочетании? Или же они – и есть Его невеста?
Безусловно то, что с той минуты, как мы уверовали в Иисуса, мы стали частью Его Церкви, а значит – и Его невестой… На мой взгляд выглядит достаточно странным предположение о том, что Христос сочетается со стенами и воротами города… Разве что таким образом представлено Его венчание на Царство, где опять же главное – подданные Царя, а не стены города…
А поэтому я полагаю, что и Небесный Иерусалим, и невеста, являются символами Церкви (поэтому город и назван невестой). Те же, кто приглашены войти на брачный пир представляют собой всех уверовавших людей, наполнивших собою эту Церковь, ибо никак не можем мы быть только зрителями на этом славном торжестве… Каждый из нас – часть этого города…
Но суть моей нынешней публикации не в этом… Я намерен сказать несколько слов о роковом недостатке масла у неразумных девиц из 25-ой главы Евангелия от Матфея… Как помнит дорогой читатель, эта притча также сосредоточена на пришествии Жениха… В фокусе притчи – десять ожидающих праздника девушек и возникшая суета на предмет нехватки масла для светильников…
***Мф.25:1-13, Библия РБО «Потому что вот чему будет подобно тогда Царство Небес. Представьте себе: десять девушек с факелами в руках ВЫШЛИ ВСТРЕЧАТЬ ЖЕНИХА. Пять из них были глупыми, а пять — умными. Глупые, взяв факелы, НЕ ЗАХВАТИЛИ С СОБОЙ МАСЛА. А умные взяли вместе с факелами и КУВШИНЧИКИ С МАСЛОМ. Жених задерживался, и девушки СТАЛИ ДРЕМАТЬ И УСНУЛИ. В полночь раздался крик: „Жених идёт, выходите встречать его!” Тут все девушки проснулись и поправили факелы, чтобы лучше горели. Глупые сказали умным: „ДАЙТЕ НАМ МАСЛА, у нас гаснут факелы”. Но умные ответили: „У нас не хватит масла и для себя, и для вас. Лучше СХОДИТЕ В ЛАВКУ И КУПИТЕ”. Но в то время, когда они пошли покупать, ПРИШЁЛ ЖЕНИХ. Девушки, которые БЫЛИ ГОТОВЫ, пошли с женихом на свадебный пир, и ДВЕРЬ ЗА НИМИ ЗАКРЫЛАСЬ. Потом пришли и остальные девушки. „Господин, господин, открой нам!” — сказали они. „Нет, — ответил он. — Я ВАС ЗНАТЬ НЕ ЗНАЮ”. Так будьте всегда начеку, ведь вы не знаете ни дня, ни часа».
Очевидно то, что в притче звучит определённая угроза – можно оказаться неготовым к встрече Жениха… Это – популярная тема, о которой нередко говорят многие мои единоверцы, а детали этой притчи часто эксплуатируются поборниками «святых усилий» по достижению Небес с целью опровергнуть те евангельские гарантии, которые мы черпаем из славы Креста Христова.
Дескать, если не будете усердно готовиться ко Второму Пришествию Христа, запасаясь «маслом», то получите «от ворот – поворот». Как будто бы Христос, вопреки Своему: «И никого из приходящих ко Мне Я не отвергну» (Ин.6:37, Заокская Библия), всё же произведёт пересортицу и выдворит всех тех, кто не попал в число разумных… Получается не очень благодатная картинка, особенно если учесть то, что большинство христианских инструкций по «запасанию масла» достаточно противоречивы.
Одни следуют привычной традиции, считая светильниками Библию, а в символе масла – наличие или присутствие Святого Духа… Но при этом неясно, как Его накопить побольше в сосудах или кувшинах, которыми представлены то ли мы сами, то ли что-то внутри нас… Может быть – разум, память или опыт?
Другие же вообще в число разумных помещают так называемых «рождённых Свыше» христиан, а неразумными считают тех религиозных «книжников», которые лишь рационально исследуют Писание, но не удосужились родиться от Духа Святого, как будто это было в их власти…
Я не берусь оспаривать эти теории, они имеют право на жизнь, тем более, что никто и ничего на эту тему не может утверждать с неоспоримой достоверностью… Да и к тому ещё люди действительно достаточно часто становятся частью религиозных движений и организаций, уверовав в «правильность» доктрин и концепций этих сообществ, но так и не приняв дар спасения и вечных взаимоотношений с Господом.
Меня как раз-таки волнует то, что детали притчи о десяти девах нередко используются для разных спекулятивных «назиданий», ставящих нас в зависимость от различных духовных практик и традиций, но при этом разрушающих наше доверие Господу.
Верующие вынуждены метаться между своими воображаемыми ролями в процессе спасения… Кто же я всё-таки? Расцветший под Божьей заботой цветок в Его чудесном благодатном саду или же я – садовник, который должен заботиться о том, чтобы цветок цвёл и благоухал? Скажите, пожалуйста, Дух Божий даётся нам в дар или нам необходимо немало суетиться, чтобы как-то Им запастись?
Верующие вынуждены метаться между своими воображаемыми ролями в процессе спасения… Кто же я всё-таки? Расцветший под Божьей заботой цветок в Его чудесном благодатном саду или же я – садовник, который должен заботиться о том, чтобы цветок цвёл и благоухал? Скажите, пожалуйста, Дух Божий даётся нам в дар или нам необходимо немало суетиться, чтобы как-то Им запастись?
Слегка стабилизирует наше евангельское сознание параллельная «Десяти девам» притча о брачном пире из 22-ой главы Евангелия от Матфея, где приглашаются на пир и добрые, и злые, словом – все подряд – и с больших дорог, и с малых, а ключевую роль в праве быть на этом торжестве играет наличие у приглашённых брачной одежды…
В символе этой одежды большинство исследователей справедливо видят праведность Христа, в которую облачаются все уверовавшие, независимо от того, каких греховных «репьёв» успели и ещё успеют нахвататься за время своих земных скитаний. И в этом случае всё вполне славно, ибо одежду эту (оправдание) человек получает лишь по вере, а никак не по количеству собственных усилий в «добыче масла» или ещё чего-то.
В символе этой одежды большинство исследователей справедливо видят праведность Христа, в которую облачаются все уверовавшие, независимо от того, каких греховных «репьёв» успели и ещё успеют нахвататься за время своих земных скитаний. И в этом случае всё вполне славно, ибо одежду эту (оправдание) человек получает лишь по вере, а никак не по количеству собственных усилий в «добыче масла» или ещё чего-то.
В связи с этим уместно вспомнить известный текст из книги Притчей: «Свет праведных весело горит, светильник же нечестивых угасает» (Прит.13:9). И здесь праведными, чей свет весело горит, названы те, кому подарена праведность, являющаяся лишь атрибутом Бога, а никак не людей (доктор Ганс Ларонделл написал немалый труд на эту тему). А неотъемлемым значением еврейского слова, переведённого в Синодальном переводе как «нечестивые» является термин «те, на ком числится вина», это именно их светильник гаснет, ибо не уверовали они в подаренную Богом свободу от вины…
Праведным же человек становится не тогда, когда исправился, а тогда, когда с него снята вина. «…Смотри, Я СНЯЛ С ТЕБЯ ВИНУ ТВОЮ и облекаю тебя В ОДЕЖДЫ ТОРЖЕСТВЕННЫЕ» (Зах.3:4). Поэтому оправдание мы обретаем в тот миг, когда врывается в нашу жизнь вера в искупительную смерть Плотника из Назарета, Который «был изранен ЗА НАШИ ГРЕХИ, терпел удары ЗА НАШУ ВИНУ. МУКИ ЕГО ПРИНЕСЛИ НАМ БЛАГО, ЕГО РАНЫ НАС ИСЦЕЛИЛИ» (Ис.53:5, Библия РБО).
«ПО ВЕРЕ ОПРАВДАННЫЕ, мы теперь в мире с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Через Него ВЕРОЮ СВОЕЙ ПРИОБЩИЛИСЬ МЫ К ТОЙ БЛАГОДАТИ, пребывая в которой, ликуем в чаянии Божией славы» (Рим.5:1,2, Заокская Библия). И благодать эта — чудесная, славная и «безлимитная» сокровищница, к которой мы получили вечный доступ через смерть и воскресение Христа… Это и есть самое надёжное положение, в котором мы навечно стоим пред Господом Неба и Земли…
Однако, вернёмся к девам… Мрак ночи, усталость ожидания и сон охватили и одних дев, и других… Кстати, девами (т.е. чистыми девственницами, что считалось высшей добродетелью античного мира) были и одни, и другие (и мудрые, и неразумные). И одни, и другие имели светильники и масло в них, но у пятерых мудрых был ещё и запас масла с собою. Почему, пробудившись, неразумные бросились не к идущему Жениху, а к своим подругам или сёстрам, а затем и вообще удалились от места встречи Жениха якобы по важному делу?
Чтобы уйти от детального толкования образов притчи (таких толкований и так достаточно) и посмотреть на неё «с высоты птичьего полёта», нам понадобится твёрдое заявление о том, что в центре веры всегда были и всегда будут взаимоотношения… Даже вера в существование Бога не является истинной верой, ибо подлинная вера – это всегда доверие слабого и неспособного выбраться из беды Сильному, пообещавшему спасти… А такое доверие возможно только при наличии взаимоотношений.
У неразумных же дев были отношения с девами мудрыми (может быть они даже излишне на них надеялись), у них также были какие-то отношения с продавцами масла, к которым они поспешили… Но, судя по ответу им Жениха (после их возвращения от лавочников), у них не было с Ним никаких отношений… «Одно могу сказать вам, – ответил он, – НЕ ЗНАЮ Я ВАС» (Мф.25:12, Заокская Библия).
В связи с ответом Жениха нельзя не вспомнить параллель этой истории с рассказом Иисуса о тех, кто будет доказывать своё право на Небеса, ссылаясь на наличие у них собственных спасительных «козырей»: «…»Господь! Господь! Разве не во Имя Твоё мы проповедовали? Разве не именем Твоим изгоняли бесов? Разве не именем Твоим совершали множество чудес?» Но Я им тогда отвечу: «Я НИКОГДА ВАС НЕ ЗНАЛ. Уходите от Меня, творящие зло!»» (Мф.7:22,23, Библия РБО).
Проповедовали… Изгоняли… Совершали… То есть, никакая религиозная активность никогда не сможет заменить личного доверия человека своему Спасителю Христу… Как раз наоборот, Господь унижен, а доверие оскорбляется всякий раз, когда люди пытаются заслужить Божье благоволение, умножая с этой целью свои алтари, увеличивая число своих пожертвований и удлиняя время своих молитв…
Как говорит один из любимых мною христианских писателей, истинными учениками Христа нас делают не видения, не экстазы, не умение толковать Писание и вовсе не впечатляющие успехи в служении, а лишь доверие и преданность Ему… «Измученные ветрами неудач, потрёпанные своими непослушными эмоциями и израненные отвержением и насмешками, истинные ученики могли спотыкаться и падать, делать ошибки и повторять их, попадать в рабство и уходить в далекую страну… Но всё же, они всегда возвращались к Иисусу».
Поэтому, когда в последний день все верующие услышат, как Христос зовёт нас по имени, говоря: «Идите сюда, благословенные Моим Отцом!» (Мф.25:34, Библия РБО), это случится вовсе не потому, что Бог справедлив, а исключительно потому, что Он милостив…
Итак, что же у нас с пятью неразумными девицами? Может быть всё дело заключается в густоте тьмы той ночи, ибо при свете дня вообще не нужны ни светильники, ни масло к ним? А в жизни, действительно, немало безблагодатного мрака, способного затмить славную евангельскую надежду…
Ибо, как я думаю, все мы склонны полагаться на милосердие Бога лишь тогда, когда вокруг всё светло (всё хорошо), тогда нам вполне верится, что Бог нас и любит, и принимает, ибо вокруг несметная гора доказательств этому. Но когда тьма сгущается (горе разное, личные ошибки и различные удары судьбы), нам уже и не верится, что Бог милосерден.
С «лёгкой» руки «продавцов религиозных рецептов» нам представляется, что наш Небесный Отец сводит с нами счёты по причине наших недостатков (недостатка масла или ещё чего-нибудь). Поэтому и боимся мы ринуться к Нему со всех ног, хотя и услышали наши уши, что Он уже здесь, Он идёт, Он с нами (Ведь Он – Эммануил).
Кто сказал неразумным девам, что на входе в зал торжества будут проверять работоспособность их светильников или запасы масла? А пока они суетятся, чтобы восполнить свой недостаток, пока мыкаются к продающим, они упускают и распахнутые двери брачного пира, и Личность ожидаемого ими Жениха… В итоге то, за чем они так усердно бегали, никак не смогло им помочь, хотя и добыто, как кажется, в достатке… Зачем же оно им было надо? Взять бы, да и выйди в простой радости такими, как есть? …И так вот, к моему огромному сожалению, можно всю жизнь скитаться по разным «масляным лавкам», так и не узнав Того, к встрече Которого мы упорно готовились…
Но вход в двери Царства открыт нам никак не по причине наличия у нас того или иного, а лишь потому, что нас собрал «по дорогам и изгородям» и позвал Тот, Кто имеет на это и полное право, и несметное милосердие ко всякому недостатку всего в нас и у нас… От Него в подарок нам даётся и сама вера, и ею воспринимаемая брачная одежда, которая и убогость нашу покроет, и все наши недостатки. Принять бы её, да руки вечно заняты, и ноги куда-то несут…
Любой поиск в нас самих причин (достоинств), по которым мы можем оказаться на брачном пире, является ложным акцентом вероисповедания, потому что в нас нет и не может быть этих причин. Мы позваны туда не потому, что оказались привилегированной кастой из-за наличия в нас или отсутствия чего-то, а лишь потому что безмерно благ к нам Пригласивший нас!
Когда «в полночь раздался крик: „Смотрите, жених! Встречайте его!“» (Мф.25:6, Заокская Библия), Он и должен быть, Он и есть – центр внимания всех верующих, а никак не наши собственные запасы масла, и даже не светильники… Нужны ли они, когда рядом «Свет истинный»? Ведь в центре нашей веры Тот, Кто сказал: «Я — свет, и в мир Я пришёл, чтобы всякий, кто верит в Меня, не оставался во тьме» (Ин.12:46, Библия РБО).
А для всех тех, для кого Он никогда и не был центром всего, всегда найдётся множество причин куда-то бежать и о чём-то суетиться, кого-то изгонять, что-то исцелять, а потом самонадеянно ломиться на брачный пир, думая, что теперь-то у них точно есть все права на этот праздник…
Да сохранит нас Бог от нелепых скитаний по бесчисленным «торговым лавкам» с их безблагодатными рецептами! Да обрадуемся неистово и заразительно Тому, Кто «ВЕСЬ – ЛЮБЕЗНОСТЬ» (П.Песн.5:16)! Нам точно неизвестен весь наш путь Домой, но вверили мы себя Тому, Кто никогда не заблудится и никогда не бросит… А потому – спокойны мы во Христе! В этом покое веры и заключается наше христианское бодрствование…
Аминь!
**************************************
Адрес ссылки для прослушивания и скачивания аудиоверсии заметки: https://1drv.ms/u/s!AohtqYBzSc8ygRo6Z2kR0fua3MNs
**************************************
Адрес ссылки для прослушивания и скачивания аудиоверсии заметки: https://1drv.ms/u/s!AohtqYBzSc8ygRo6Z2kR0fua3MNs
Как всегда супер, большое спасибо брат Александр за глоток Евангельской воды!!!
*** Скажите, пожалуйста, Дух Божий даётся нам в дар или нам необходимо немало суетиться, чтобы как-то Им запастись? ***
Да, нам следует приложить некоторые усилия, чтобы получить дар Духа.
1. Просить о Духе (Лук.11:13).
2. Дух дается тем, кто «повинуется» Христу (Деян.5:32). Чем больше проявлять повиновение (начиная с малого и простого двигаясь к более сложному), тем больше Духа будешь получать на свершение еще больших дел. В конечном итоге доходит до «запечатления Святым Духом» (Еф.1:13).
Духом не запечатлеваются все подряд кто только лишь «принял крещение». Нужно показать, что ты готов жить по слову Божьему и не будешь оскорблять Духа.
Но, написано «и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, который есть залог наследия нашего…» Опять получается, докажи, что ты хороший, тогда и будешь, как вы пишете, запечатлен Святым Духом. Разве уверовав и приняв крещение мы не получаем Святого Духа «в день искупления» (еф.4:30) ?