А ЧТО ПРИЯТНОГО В ГРЕХАХ?

А ЧТО ПРИЯТНОГО В ГРЕХАХ?


#грех #удовольствие_греха #запретный_плод #странная_тяга

А ЧТО ПРИЯТНОГО В ГРЕХАХ?

Общим местом в проповедях и вообще в картине мира практически любого христианина (по крайней мере тех, кто меня окружает) является представление о том, что грех — это что-то такое очень приятное и хорошее, прям такое удовольствие-удовольствие. Очень сладкий запретный плод. И от этого удовольствия надо героически воздерживаться, не позволять его себе, деля таким образом свою земную жизнь менее радостной и более печальной. А радость и удовольствие получим на небесах.

А если посмотреть не предвзятым взглядом — что в грехах такого уж хорошего или приятного? Ну что приятного в зависти? Каждый, кто завидовал, прекрасно знает, что это очень неприятное даже болезненное переживание. Приятно ли испытывать ненависть? Да нет, мучительно ее испытывать. Про уныние вообще молчу.

Леность и праздность…хм… а вы когда-нибудь пробовали вообще ничего не делать? Нет, не отлынивать от неприятной работы за приятными делами, а именно не делать НИЧЕГО? Для человека у которого нет навыков медитации, созерцания или вообще хоть какой-нибудь дисциплины ума, это очень быстро вырождается в мучительную скуку, которая неприятна настолько, что человек готов заниматься чем угодно чтобы только избавиться от нее.

Жадность и сребролюбие. Ну-ну. «Скупого рыцаря» все читали? Вот счастливый был старикан, уж так радовался, так много у него удовольствия и кайфа в жизни… мде…

Даже чисто физические грехи типа обжорства — ну реально все мы хоть когда-то обжирались. Это ведь неприятно. Чисто физически неприятно. Тяжесть в животе, сонливость, отупение, неприятные ощущения со стороны пищеварительного тракта… Гораздо больше чисто физических удовольствий принесла бы нам та же еда, потребленная в меру, за несколько приемов пищи.

Остается только блуд и прелюбодеяние — это грех худо-бедно укладывается в картинку «сладкого запретного плода». Ну и еще, пожалуй, тщеславие: когда тебя хвалят, особенно заслужено и люди, чье мнение тебе не безразлично — это приятно само по себе. Это радость и удовольствие. И отказаться от них бывает очень сложно.

Но все то остальные грехи — они же не доставляют никакой радости. И те крохи удовольствия, которые занимаясь ими можно получить — они меркнут на фоне массы неприятных эмоций, сопутствующих процессу. Так почему же схема восприятия, пригодная для двух из множества, распространяется на все? И удивительно ли, что она не особо убедительно работает?

Ну и еще один странный на мой взгляд ход мысли, проистекающий из этой же схемы — объявить грехом любую радость и удовольствие. Полюбовался на красивые цветы — грешен-грешен, погладил собачку — рыдай и кайся своему нечестию, улыбнулся смешной шутке — геенна огненная уже ждет тебя.

https://christ-civ.livejournal.com/573800.html

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: