Приветствую вас, Павел

Приветствую вас, Павел


#бруинсма #отношения
Приветствую вас, Павел. Рейндер Бруинсма.

Когда мы пристальней посмотрим на апостола Павла в контексте 16 главы Послания к Римлянам, то перед нами предстает новая личность.

Однажды, когда Мартина Лютера спросили, на кого, по его мнению, был похож Ап. Павел, то реформатор высказал предположение, что Апостол мог быть похож на его коллегу, Филиппа Меланхтона. На сохранившихся портретах той эпохи Меланхтон представлен довольно аскетичным человеком с лицом, мягко говоря, не выражающим радость. Подобным образом и я точно также представлял себе Ап. Павла. Вот о Петре у меня сложилось совсем иное представление. Как мне виделось, это был мужественный человек, которого я бы посчитал за честь пригласить на чашку чая и с кем бы было интересно побеседовать. А Павла я всегда представлял строгим учёным, своего рода академиком, которому самое большое удовольствие доставляли выяснение скрытого смысла трудных текстов Писания и борьба с теологически неразрешимыми вопросами, а не чай или вкусный обед с другом. Он мне представлялся не очень общительной личностью, не тем, кто мог бы, раскинув руки, крепко обнять тебя, кто мог бы поделиться своими чувствами и переживаниями или стать закадычным другом. Но, что удивительно, последняя глава его Послания к римлянам кардинально поменяла мои представления об этом человеке.

Общительная личность

Когда Ап. Павел писал римлянам из Коринфа в 55 году н.э., то он ещё не бывал в Риме. Его послание церкви в Риме – церкви, проводившей богослужения в домах своих членов, оказалось самым выдающимся документом, сообщившим больше житейских подробностей, чем какое–либо иное его письмо по вопросу теологии искупления, совершённого Христом. В этой статье я желаю привлечь внимание к заключительной части Послания к римлянам – к приветствиям, которые мы находим в 16 главе.

Фива, о которой упоминает Павел в начале главы, вероятно, была одной из тех, кто доставил его письмо в Рим. Ее хорошо знали верующие в Кенхрее – городе, расположенном недалеко от Коринфа. Греческий текст сообщает нам, что Фива была диаконисой. Письмо от Павла, доставленное ею, содержало приветствие двадцати девяти жителям Рима.

Прискилла и Акила, бывшие коллеги Павла по изготовлению палаток, в письме упомянуты первыми (ст. 3). Эта супружеская пара вынуждена была покинуть Рим во время гонений при императоре Клавдии (Деян. 18:2). Павел встречался с ними в Коринфе и Ефесе и называет их «соработниками во Христе Иисусе». Затем Павел
приветствует Епенета (ст. 5) – первого обращённого в Ахаии (это территория современной Турции). Следующим, о ком упоминает Павел, была Мариамь, одна из многих библейских личностей, носящих это имя. Павел говорит об этой женщине, что она «много трудилась для нас» (ст.6). (Давайте не забудем поискать её в Новом Иерусалиме и когда найдём, обязательно спросим, кем она была в прошлой жизни на земле).

Я не смогу рассказать обо всех 29 личностях, упомянутых апостолом, но Андроник и Юния заслуживают особого упоминания. Они были, по словам Павла, «прославившимися между Апостолами» (ст. 7). Это особое упоминание ввиду того, что Юния – имя женское. Это имя может быть как мужским, так и женским, и в течение более 1000 лет комментаторы считали его женским. Античный автор Дион Хризостом даже выразил своё удивление в отношении того факта, что, вероятно, среди апостолов была женщина. (Тем не менее, начиная с 13 века, стало обычаем считать имя Юния мужским).

Пропуская имена Амплия, Урбана, Апеллеса, мы встречаемся с именем Аристовул (ст. 10). Этот человек мог быть внуком царя Ирода. Иродион (ст.11) мог также принадлежать к семье Ирода. Наркисс, вероятно, был членом высшего общества – некоторые предполагают, что он мог служить секретарём императорского суда.

Далее следует имя Руфа (ст.13). Это имя упомянуто в Евангелии от Марка в 15 главе (ст. 21), где некий Симон Киренеянин (несший крест Христов) назван «отцом Александра и Руфа». Некоторые библейские учёные полагают, что Евангелие от Марка изначально было написано для христиан, живших в Риме. И, возможно, зная, что жизнь Руфа закончилась в Риме, Марк упомянул об этом в своём Евангелии.

Павел затем приводит ещё несколько имён и, в заключение своего письма, предлагает приветствовать друг друга «целованием святым» (ст.16). Этому обычаю он призывает следовать читателей, упоминая об этом также и в других своих посланиях.

Иной Павел

Павел ещё ни разу не был в Риме, но из живших там христиан уже знал почти 30 человек по имени! И, что особенно примечательно, 9 из 29 упомянутых личностей были женщины. Можно ли после этого утверждать, что Павел был женоненавистником, как его часто изображают? Кроме того, хотя некоторые из упомянутых Павлом лиц занимали в римском обществе и в церкви высокое положение, он приветствует их как простых тружеников, зависимых людей, которые не имели знатного происхождения или учёных степеней.

Когда мы взираем на Ап. Павла в свете 16 главы Послания к римлянам, перед нами предстаёт совершенно иная личность, проявляющая неподдельный интерес к людям, находящимся далеко от нее и даже ещё с ней не знакомым. Если, сохраняя в сознании этот аспект, перечитать не только остальные главы Послания апостола Павла к римлянам, но и другие его послания, то во многих текстах можно увидеть яркое подтверждение вышесказанного. В глубоких теологических работах, в критических замечаниях и призывах, содержащихся в его посланиях, мы видим человека, который любил людей, которого искренне интересовало не только духовное состояние церкви в целом, но и каждой личности в отдельности. В Послании к Тимофею отчётливо видно, что Павел любил Тимофея и называл «возлюбленным сыном» (2 Тим. 1:1–5).

Непрестанная забота и переживания Павла о будущем собственного народа ярчайшим образом отражены в первых пяти стихах 9 главы Послания к римлянам: «Что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлучённым от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть, Израильтян».

Личность человека

Будучи одним из администраторов Церкви, за годы своего служения я провёл огромное количество времени, лично участвуя и проводя различные встречи, комитеты, административные советы, обсуждая организационные, финансовые, этические, строительные вопросы, решая вопросы о назначении на должности и т.п. Всё это было моей работой, ее главной частью. Но, в конечном итоге, я бы потерпел поражение в своём административном служении, если бы не оценивал людей выше тех вопросов, которые
их касались, если бы я видел только занимаемое ими положение или их проблемы, а не их жизнь.

Если мы хотим трудиться для Церкви (даже как добровольцы), нам нужно любить людей. Очень важно то, что Послание к римлянам высвечивает, в первую очередь, не доктринальные вопросы или теологию, но самих людей, называя их по именам. И сегодня, когда мы рассматриваем доктрины или обсуждаем богословские вопросы, сталкиваемся с трудными моральными или социальными проблемами, формируем положения и правила или делаем что–либо ещё, вся перспектива изменяется, если мы за всеми этими аспектами начинаем видеть самого человека и его жизнь.

16 глава Послания к римлянам изменила моё отношение к апостолу Павлу. Он стал мне более близок. Павел знал 29 человек в церкви, в которой никогда не был! А насколько хорошо мы знакомы с людьми, находящимися вокруг нас?

Рейндер Бруинсма, бывший секретарь Транс-Европейского дивизиона, президент унионов и конференций

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: