Урок 7 от ПА. Бог, который нам нужен

Урок 7 от ПА. Бог, который нам нужен


#субботняя_школа_от_ПА #Иов #Бог #наказание #отношения

 

Урок 7. Бог, который нам нужен.

 

 

В этой части книги Иова, а именно, в главах с девятнадцатой по двадцать первую, мы посмотрим на рассуждения героев о Боге, в которых они высказывают свои наблюдения того, какого Бога они видят и какой Бог им нужен. Эти три главы, которые мы прочтем, успевают затронуть целых три выступления. Если говорить о содержании, то в девятнадцатой главе наш главный герой замечает неблагодарность всех своих близких, которая привела его к одиночеству – они вместе с Богом наносят ему урон. Двадцатая – это речь третьего друга, завершение второго цикла обвинений, в котором они несколько усиливают давление. В данном случае Софар каждым «фактом» убеждает, что Бог сразу же наказывает совершившего плохое дело. Ну и последняя, двадцать первая – это сборник фактов уже от Иова, где он доказывает, что нечестивые вообще не получают наказание ни при жизни, ни в их потомках.

Сложности, с которыми ведущий столкнется при проведении урока, прежние – это страницы, которые никогда не читались (или читались, не обдумываясь) ни слушателями, ни самим ведущим. Если на каждый евангельский отрывок у нас может появиться по несколько вариантов его применения, то здесь люди не смогут даже внятно пересказать и одну главу, которую вы с ними прочитаете. Поэтому, во время урока можно кратко упомянуть содержание актуального для урока большого отрывка книги и сразу перейти прямо к изучаемым текстам. Так мы сможем разобрать с ними хотя бы некоторые тексты Писания, подталкивающие к перемене жизни. К сожалению, это особенность нашей природы: если есть более легкий способ, то зачем трогать тяжелое?

В этом уроке мы попробуем заглянуть чуть-чуть дальше написанного, в то, что чувствуют герои, когда представляют себе такого или иного Бога. Это поможет слушателям подловить себя на тех же переживаниях, что характерны для персонажей.

 

Задача урока: Выяснить, могут ли в моем представлении о Боге быть ошибки и какие.

 

 

Вводный вопрос: Вы когда-нибудь в жизни мстили человеку? Кем он вам приходился? Как вы чувствовали себя после того, как сделали дело? Стало ли вам лучше и почему?

 

 

  1. Желание моментального наказания других.

Текст Иов 20:5-10

 

Первый отрывок хорошо демонстрирует суть всей главы и всей второй речи этого персонажа. Смысл изложен в том, что нечестивые (беззаконники, грешники, лицемеры и пр.) мгновенно получают наказание за свои поступки. Еще при жизни и он, и его потомки ко всеобщей радости получают возмездие от Бога за свои нехорошие поступки. Вся остальная 20-я глава в разных вариациях повторяет эту мысль. Вывод Софара в конце: таков удел беззаконных, данный им Богом.

Ясно, что это фантазия, и любой из нас может привести кучу противоположных примеров (не напрягайтесь, это сделает за нас Иов в гл. 21). Нам интересен этот принцип, ведь нам хочется, чтобы Бог был именно таким! Чтобы Он действительно наказывал всех «плохих». Тогда бы мы видели, что Бог существует, и Он работает, ну, а если такого не происходит, то Он кажется нам неправильным и слабым Богом. Такого допустить нельзя, и иногда мы даже «додумываем» за Бога – почитайте в наших СМИ бред о том, что Бог наказал инженера Титаника, утопив этот корабль, или убил Джона Леннона за его неосторожную фразу про то, что Битлз стал популярнее Иисуса. Это не просто глупости неумных христиан, это жажда мести нечестивым, и желание того, чтобы Бог стал космическим палачом, ждущим, пока мы согрешим, чтобы сразу прикончить или изуродовать плохого человека.

И тут возникает две проблемы. Первая в том, что мы, почему-то, не включаем в число «нечестивых и грешных»… себя. Ведь если Бог такой, то и тебя после любого греха Он накажет от души. А грешишь ты не раз в год или раз в жизни, а много раз в день! Выживешь ли ты к завершению сегодняшнего дня с тем Богом, которого ты себе придумал? По большому счету, такие мысли говорят о синдроме нашей безгрешности. Они – плохие, а я – нет, я уже давно не грешу. И никогда не грешил. Такие мысли – свидетельство, что нам нужно признание грехов и раскаяние в них.

Вторая проблема – наше странное злорадство. Мы не переживаем о гибели или наказании какого-то человека. Мы счастливы от того, что умер декан, не дававший нам соблюдать субботу. Что Леннону отомстили, и что тысячи погибли от того, что якобы кто-то сказал «сам Бог не даст пойти ему ко дну». Это говорит о нашем настоящем отношении к людям, и никакая это не любовь, а желание убрать всех, думающих не как я.

 

Дискуссия: Когда я в последний раз желал, чтобы Бог сделал что-то плохое человеку? Кто это был? Бог исполнил мое желание или проявил Себя слабым? «Бог-полицейский» не тронет меня? Я желаю наказания людям за их непохожесть на меня или за что-то еще?

 

 

  1. Бог милует грешащего человека до самого конца.

Текст Иов 21:7-15

 

На первый взгляд нам может показаться, что это полное повторение предыдущей темы, но только лишь с противоположной точки обзора. Всю главу Иов перечисляет счастливых плохих, наслаждающихся семьями, здоровьем и положительными эмоциями. Если оценивать мнение друга и мнение Иова, то можно сказать об исключениях, но все же, обеспеченные люди имеют гораздо больше возможностей заботиться о здоровье, безопасности и прочем, поэтому практика жизни показывает, что прав все же Иов. Мы жаждем, чтобы «богатые тоже плакали», что «земля круглая» и зло бы вернулось плохому, но такое случается крайне редко. Скорее мы изведемся от желания возмездия человеку, чем оно в реальности придет к нему.

На этот вопрос можно посмотреть как на «недоработку» Бога, или Его бездействие, которые дискредитируют Создателя перед человеком, ждущим мести атеистам. Но лучше смотреть на вопрос с другой стороны. Если такое случается, и, более того, если это является частью характера Божьего (см. Бог посылает дождь и блага праведным и неправедным), то что это о Нем говорит? Говорит лишь то, что Бог именно такой. Он не похож на нас, Он не обуреваем желанием мести, и справедливость для Него – не главное. Когда к Иисусу приходят за правильным разделом имущества, когда в притче старший сын возмущается неравноценным отношением, когда Петр хочет узнать, почему Иоанну предстоит более легкая судьба, Бог ясно показывает, что это Его осознанное решение. Справедливость для Него не главное.

Похоже, что Он действует так из-за своей доброты, милости. Почему-то эта стратегия отношений кажется Ему более толковой и правильной. Что никак нельзя применить к нам: мы обязаны научить или даже проучить человека любой ценой, обличить его, приехать на кулички доказывать ему истину. Бог же пытается достичь человека добром, «благость Божия ведет тебя к покаянию». Нам стоит задуматься о том, что мы не похожи на наш Образец в этом отношении. И пробовать вспомнить то, почему Он звал нас к деланию добра, а не к обличениям в Нагорной проповеди.

 

Дискуссия: Я согласен с Иовом, что безбожный человек может быть счастлив, или мне не хочется в это верить? Почему? Какой путь я считаю более эффективным: добро или наказание? Какой путь для влияния на других я использую?

 

 

  1. Главное, чтобы ты знал Бога лично.

Текст Иов 19:25-27

 

Для последнего пункта мы выбрали одну из нескольких фраз из книги Иова, которую чуть ли не все адвентисты знают наизусть. Кстати, если вы прочитаете ее в других переводах, она не будет так красиво защищать веру в будущее воскресение в теле, как нам нравится. Но суть и не в этом. Главное в этом высказывании – не качества тела, и не доказательство какого-нибудь пункта нашего вероучения, все это сейчас — второстепенные детали. Главное в этом тексте – вера героя во встречу с Богом.

Этот отрывок интересно прочитать после тех двух отрывков выше. В них Бога оценивают по тому, как Он относится к плохим или хорошим, смотрят, справедливо или не очень Он действует. Складывать впечатление о Боге через наблюдения за третьими лицами интересно и полезно. Иногда все наши знания о Боге именно такие, безличностные, на основании наблюдений, изучения, погружений в книжки или в то, что рассказывают про Него другие.

Реплика же нашего героя говорит не о «взгляде со стороны» на Бога, а о других, личных отношениях. Он на собственном опыте знает о том, что Бог не бросает. Что Он обязательно встретится с ним, заступится и выйдет на прямую связь, все объяснив. Такая вера получается только когда ты лично знаешь Спасителя.

В этом заключается наш последний принцип, касающийся этого урока. Хорошо иметь правильные знания, хорошо решить проблему мирового зла и несправедливости. Но все это мало относится к тому, что с тобой произойдет, если ты переживаешь кризис, как Иов. Тут помогает только то, когда ты без книжек, посредников и третьих лиц научился понимать Бога. К сожалению, мы редко учимся этому в современных церквах – акцент там ставится не на личных отношениях, а на верность символам веры, к какой бы конфессии вы при этом не относились. Так из нас получаются современные Никодимы, которые знают все, и даже ведут какую-то христианскую жизнь, но которые совершенно не понимают, что такое рождение от Духа и жизнь с Ним.

 

Дискуссия: В моем христианстве главное – это набор вероучений или личные отношения с Богом? В моей церкви тоже? Как Он обычно говорит ко мне? Когда в последний раз у Него это получалось? Я примерно знаю Его характер?

 

 

Вывод. Чтобы наше представление о Боге соответствовало правде, нам необходимо не ждать от Него наказания для наших недоброжелателей; согласиться с тем, что нам надо стать его добрыми детьми; понять, что главное, что спасает – это личная связь с Ним.

Коммантариев: 3

Добавьте свой
  1. 1
    Флора Геннадиевна Хамидулина

    Давно читаю Ваши комментарии к библейским беседам.Вменяемые актуальные.Глоток чистого воздуха в атмосфере затхлости и невежества.В последнее время иногда невыносимо находиться на т.н.уроках субботней школы .Вы не даете разочароваться полностью .

  2. 3
    Аноним

    Спасибо большое. служа в отделе СШ, мне всегда хотелось именно так проводить уроки,но это значит плыть против течения.

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: