Урок 3 от ПА. Нагорная проповедь
Урок 3. Нагорная проповедь: в чем надо быть похожим на Бога.
Нагорная проповедь – достаточно обширный материал, простирающийся с пятой по седьмую главы Евангелия от Матфея. Мы предлагаем вам сегодня остановиться на трех аспектах нашего поведения, которые, в общем, должны отличаться от образа жизни, который мы обычно ведем. Если мы хотим эффективно провести урок, то нам стоит отказаться от попытки сделать обзор всей проповеди, опять же, из-за обширности. Сделав компот из столь большого количества разнообразных тем, мы можем просто напросто провалить успешный урок, а в конце нам не останется ничего, кроме как сказать «Иисус говорил вот это, вот это, и еще немного о том». Подобная попытка закончится без призыва к действиям или четкой мысли. Да, все это звучит непривычно для нас, но для работы на занятии нам нужно отрезать все лишнее, и оставить конкретную библейскую весть, над которой мы будем размышлять. Изучение Писания – это не выступление, тут надо помочь людям обнаружить призыв Бога к их жизни.
Итак, из всего спектра описанного материала вашему вниманию предлагается конец пятой главы. Ее как раз меньше всего затрагивали на протяжении довольно большого отрезка времени, да и в тексте пособия она упоминается, а это еще одна причина выбора. И снова мы советуем вам меньше отвлекаться на другие места Евангелия или другие книги, мы ведь обещали себе отрезок пятой главы. Не будем обманывать себя и ожиданий наших слушателей. В качестве основного вопроса, проходящего через эти тексты, будет: Какую из перечисленных перемен в образе жизни я считаю самой сложной для себя? Как найти безопасность в Боге, а не в собственных способах защиты?
Затравка: вспомните случай, когда вам не поверили. Что такого вы хотели сказать? Что вы делаете, если люди вам не верят, как доказываете честность?
1. Защита ложью.
Текст Мф. 5:33-37
Этот отрывок Писания является одним из самых искаженных современным протестантизмом, в том числе и нашим церковным сообществом. На этом отрывке строят запрет на присягу в армии, присягу флагу и прочие гражданские, и не только, обещания. Как ни удивительно, но это абсолютно неадекватное и магическое толкование сказанного Иисусом. Он не говорил, что в клятве содержится что-то плохое или волшебное, ведь многие герои писания, включая и самого Бога, вполне свободно используют клятву. Потому что дело не в материальности слов. Смысл сказанного Христом в том, что Он хочет, чтобы клятва для христианина изжила свой смысл и стала совершенно не нужна. Чтобы христианин был честен всегда, а не только в те немногие моменты, когда произносит клятву. Кстати, мы уже не используем это слово для придания веса сказанному. Однако, мы заменили клятву для видимости честности такими словами как «честное слово», «честно говоря», «если честно», «если быть искренним», «видит Бог» и подобными. Главный принцип отрывка состоит в том, что христианам нужно быть честными, но мы живем другой жизнью, в которой говорим правду только тогда, когда это безопасно. Вот почему так много лжи, придумываний и умалчиваний – так безопаснее. Иуда боится мести учеников, поэтому целует Иисуса вместо тыкания пальцем со словами «вот Он!», Рувим не говорит братям, что хочет отпустить брошенного в ров, потому что тогда его самого убьют. За нашей неискренностью, даже в самом безопасном случае, стоит желание защитить себя или свою репутацию от враждебного мира. В этом погрязли совершенно все: нам кажется, что мы спасем ситуацию, если скажем неправду, оградим себя от проблем, и все будет хорошо. Тут не надо выдумывать, что честность – это ваше второе «Я», а то солжете. Выход из ситуации не в том, чтобы поклясться себе больше не врать. После первого шага – признания своей зависимости от лжи, нужно сделать второй – копнуть глубже, к мотивам, понять, почему я этим занимаюсь. Стоит подумать, почему я этим занимаюсь, как мне достичь безопасности без создания выдуманного мира в глазах окружающих, выдуманного себя и выдуманной церкви. Тайное станет явным, так что надо придумывать другой способ жизни.
Когда я в последний раз удачно соврал, а когда не так удачно? Для чего обычно я говорю неправду? Что произойдет, если я проживу день честно? Чего я боюсь? Кто, корме моих выдумок, может защитить меня?
Если я хочу быть похожим на Иисуса, то мне нужно перестать защищать себя созданием иллюзии «правильного меня».
2. Защита местью.
Текст Мф. 5:38-42
Этот отрывок описан в Евангелии более подробно, но пострадал не меньше предыдущего. Если в предыдущем никто не обращает внимание на честность, всех удалось отвлечь на присягу, то здесь все сказанное слишком ясно. Причем настолько, что вы не встретите живого человека, практикующего сказанное Иисусом. Это «белое пятно», которое вырезано нашим разумом из Евангелия. Мы соблюдем заповедь про субботу и про нечистую пищу. А вот тут делаем вид, что Иисус ничего не говорил. А говорил Он о мести. Мы, кстати, и это слово не используем тоже, но вот принцип применяем широко. Это и прекращение действий человека, принесшего нам ущерб, вроде не дать снова в долг обманувшему или не общаться больше с предавшим, и попытка проучить оппонента. Чтобы он, блин, почувствовал наконец, каково это, чтобы понял, и больше мне такого уже никогда не сделал. Это тоже способ защиты, ограждения жизни от негативного, только уже выраженный в действиях, а не только в словах. Даже Давид при смерти думает не о вечности, а приказывает сыну найти способ вывести кидавшегося в него камнями на чистую воду. Думаете, что мы лучше?.. Непрощение и желание мести сидит в нас поглубже всякой любви. Посмотрите, с каким упоением христиане рассказывают о бедах, случающихся с ушедшими из церкви, и как их сердца наполняются чувством совершившейся справедливости. Иногда под эти действия попадают и невинные, но нам все равно, «пусть знают» – говорим мы. Царь Ирод, обманутый волхвами, мстит всем младенцам. Каин «показывает», как ему плохо – но не Богу, а Авелю. Это достаточно деструктивное действие, которое мы почему-то считаем справедливым. Мы как бы говорим своими действиями, что нас не надо трогать. Но Бог призывает нас заменить эти действия Его защитой и Его отмщением. Просто мы не верим, что Он справится, и включаем механизм мести. А обидевшие нас, в свою очередь, спуску нам не дают, и начинается вендетта до бесконечности.
Считаю ли я этот отрывок обязательным к исполнению или тоже выкидываю его из Библии? Когда я в последний раз мстил другому и за что? Почему я так поступил? Смогу ли я на этой неделе не ответить человеку, который нанесет мне ущерб? Как мне это сделать? Если у меня есть опыт, что Бог меня не защитил, говорил ли я с Ним об этом?
Если я хочу быть похожим на Иисуса, то мне нужно перестать агрессивно реагировать на причиненный ущерб, и вместо этого отдать ситуацию Богу.
3. Защита враждебностью.
Текст Мф. 5:43-48
Этот отрывок не так давно всплывал в наших уроках, он подобен другим отрывкам в том, что идеей здесь опять выступает наша безопасность, но на этот раз в отношениях с врагами. Они должны чувствовать, что не достойны нашего хорошего отношения, и поэтому мы явно демонстрируем им нашу враждебность. Этим болеют все, тут даже не нужно библейских примеров. Посмотрите, как в разных наших общинах как по шаблону враги не здороваются друг с другом. Публично или «не заметив». Ты христианин, кинуть камень или ругнуться матом ты не можешь, поэтому ты ограничен в средствах выражения враждебности. Приходится пользоваться разрешенным, фантазии на большее, к счастью, не хватает. Иисус показывает, что важно нам: я сам выбираю, кто достоин моего хорошего отношения, а кто нет; достойны те, кто мне угодил – дети, которые едят кашу и приносят оценки, которые я хочу, друзья, которые не предавали меня и не забыли, когда у меня день рождения, христиане, которые поддерживают меня, а не моих оппонентов. Потому что мою любовь нужно еще заслужить, а это мало кому удается. Сам же Господь призывает нас отказаться от торговли хорошим отношением и распространить эту симпатию на большее число людей. «Завязывайте так себя вести, вам уже пора быть похожим на Меня» – говорит Иисус. Обязательно нужно упомянуть и о мотивации для снятия такой защиты во всех сферах. Давайте забудем про обращение врагов и увеличение церкви с помощью терпения, к чему нас зовут некоторые уроки и проповеди. Настоящий мотив – это быть похожим на Небесного Отца. Конечно, это работает только у тех, кто действительно хочет быть на Него похожим, а не лжет об этом. А что, если и я хочу обратного? Чтобы все были похожими на меня, и чтобы даже Бог подстраивался под мои желания?..
Кого из окружающих я люблю и сколько таких людей в моих списках? Кто мне враги и почему? Сколько таких людей в церкви? Торгую ли я своим хорошим отношением? Кто последний, кого я лишил своей благосклонности? Хочу ли я быть похожим на Иисуса не на словах, а на деле – любить и служить как Он? Если же нет, то как это изменить?
Если я хочу быть похожим на Иисуса, то мне нужно даром внести в свои списки и недостойных людей, а не продавать им свое хорошее отношение.
спасибо!
Хорошее рассуждение адекватных людей, есть что пересмотреть и исправить. а мы все такие несовершенные. Будем исправляться. Спасибо!