Урок 13 от ПА. Недовольство непонятным

Урок 13 от ПА. Недовольство непонятным


13 урок по книге Иова (главы 37-39): Недовольство непонятным  

На финишной прямой книги Иова мы читаем прямую речь Бога, объясняющую проблему нашей встречи с непонятными нам вещами, которые мы не любим.

Проблемы проведения урока:

37 глава книги представляет собой последние слова обвинений Иова его друзьями и недругами. В ней Елиуй видит приближающуюся бурю и пытается представить ее как орудие Божье для уничтожения или поощрения людей (в главе есть несколько его выражений, в которых Бог использует природные явления для того, чтобы поощрить или чтобы наказать людей). Кстати, именно эта буря никак не будет соответствовать ни одному, ни второму. Мы не будем брать текстов этой главы для урока.

Затем нам встречается любимый способ разговора Бога с человеком – это не прямые ответы, а «истории из жизни», или, как их назовут позже, притчи. В 38 главе (кроме пары последних текстов) Бог приводит примеры из природных явлений – это вся планета, ограничение берегов моря, снег, созвездия и прочее. 39 глава (плюс львы из конца 38-й) – это несколько животных, причем кроме боевого коня – все они дикие и бесполезные в жизни человека. Даже, можно сказать – вредные и опасные. Дикие козы, львы, падальщики, страусы не только нечистые, вообще странно, что они существуют на свете и их еще не уничтожили.

Прежде того, как мы приступим к уроку, нужно понять для себя, о чем, собственно, речь Бога. Не нужно думать, что Бог хочет поиграть перед Иовом мускулами – Иов уже несколько раз упоминал, что Бог ему не ровня, и никогда не сомневался в Его всемогуществе. Точно так же он не подвергал сомнению то, что Бог – Творец или что он, Иов, безгрешен, и эту иллюзию Бог должен был развеять (как считает урочник). Дело тут в другом. Бог отвечает на вопрос. Вопрос был о Божьей справедливости, конкретно – об уместности допущенных Им страданий Иова. Именно для этого Бог и приводит примеры вещей, которые нам, людям, кажутся не совсем уместными, и даже ненужными, — и об этом наш урок.

Главный вопрос: Что нужно делать, если в твоей жизни происходят неприятные события? Как не рассориться с Богом в этот момент?

Ломка льда: Есть полезные и вредные животные. Если бы у вас была возможность, каких животных бы вы убрали? Змей? Комаров? Разносчиков болезней? Хищников?

  1. «Бессмысленное» включено в Божий замысел. Текст Иов 39:13-18 (с. 566 ВЗ)

Первая история, которую мы взяли из всех перечисленных Богом животных – описание страуса. В принципе, любое из упомянутых животных (ну разве что за исключением боевого коня) – не приносит пользу человеку. Все они – нечистые, не могут быть не употреблены в пищу или принесены в жертву, и они дикие, представляющие больше опасность и иногда даже серьезную угрозу жизни человека. Ко всему прочему по личным качествам они скорее не полезные — страус описан как в некоторой степени не думающее (14-15) жестокое (16) и бестолковое (17) животное. Зачем он такой нужен? Кстати, тут можно сделать оговорку о Боге – обычно мы представляем Его как создавшего все прекрасным, замечательным и не имеющим ни пятнышка плохого. А в книге Иова Бог представляет Себя как Создателя животных такими, какие они есть сейчас – Он несет ответственность за то, что они именно такие —  питающиеся кровью и трупами (30), не подчиняющиеся человеку (11), и т.п.

То есть сказанное Богом заключается в следующей идее: бессмысленное, неправильное и даже жестокое каким-то образом включено в Божий замысел, в происходящее на нашей планете. В данном конкретном случае, применимом к Иову, его страдания не бессмысленны, а являются продолжением «разговора на небе» и имеют смысл. Но только он был не виден герою (ни до, ни во время, ни после этого разговора Иов и понятия не будет иметь о причине его страданий). То есть, происходящее с тобой может казаться тебе бестолковым и неприемлемым, но оно происходит не без Бога. Так ущерб в виде разломанной крыши твоего дома может принести исцеление парализованному, а бегство Марии с младенцем в Египет может убрать остроту позора, который ждал бы святое семейство в Назарете, время лечит.

Главное, что нужно принять – происходящее вокруг включено в Божий замысел. Все перечисленные животные играют в нем свою роль. Все случающееся с нами тоже играет свою роль – даже самые страшные и неприятные нам события «действуют ко благу» доверившемуся Богу. Даже когда все плохо, Бог (знающий, что так оно и сложится) извлечет из дела пользу. Так действия Иова ответили на действия пролога, рабство Иосифа спасло евреев,  а смерть Иисуса искупила человечество. Поэтому нам не нужно удалять из вида Бога, который продолжает контролировать ситуацию.

Практика: Каких событий в моей жизни больше – плохих или хороших? Какая плохая вещь случилась со мной последней? Была ли она сделана с ведома Бога? Может ли она принести мне пользу? Я верю, что Бог контролирует мир, или уже нет?

  1. Есть вещи, которые невозможно контролировать. Текст Иов 38:31-38(с. 565 ВЗ)

Как второй отрывок мы берем историю из списка природных явлений, с которых Бог начал свою речь. В данном случае описана неспособность человека не то что управлять созвездиями, осадками и другими явлениями природы, но сказано о нашей неспособности даже понять происходящее – как все это действует. С высоты нашего столетия мы можем похвастаться объяснениями некоторых из упомянутых Иову явлений (мы, конечно, не знаем насколько эти объяснения точные) – но что касается управления созвездиями и небесами, все точно так же, как тысячи лет назад — во времена Иова. Да, раз в пять лет мы можем «разогнать облака» над парадом, но на этом все. Мы все так же не властны ни над и засухой, ни над потопом от ливней.

Главное во втором отрывке – это наше действие. Если в 1 пункте мы говорили о рациональности происходящего и использовании этого Богом в великом замысле, то здесь мы берем более практическое применение. Проблема в том, что мы рвемся контролировать непонятное – и убирать его из нашей жизни. То, в чем не видно пользы, должно быть удалено из моей жизни полностью. По мнению Крестителя, Мессия освободил бы его из тюрьмы и спас от казни. По мнению Езекии, здоровье – это все (это же мы пишем в наших книжках о ЗОЖ, в которых и не допускаем, что нездоровье может быть замыслом Божьим, оно – однозначно вред!). По мнению фарисеев, главное – единство, и всех инакомыслящих надо убрать. Кстати, именно этой же идеей руководствуются собеседники Иова, давящие на него.

Проблема здесь в нашей несостоятельности оценить добро и зло. Это мог сделать Павел, который понимал, что «жало во плоти» лечит его от превосходства над другими. На его месте мы бы однозначно сказали, что болезнь мешает нам. Это делал Иисус, рассказывая ученикам о Своем пути (а они убеждали Его, что пусть не будет этого с Тобою). Намек на принятие есть и в историях проблем Даниила, его друзей – юношей (а если и не так, царь) и это есть в начале истории Иова, до момента, когда его распалили и довели друзья («нужно принимать и злое из рук Бога»). Поэтому нам стоит помнить, что мы не всегда различаем доброе и злое, нам стоит каждый раз узнавать у Бога об этом, и не жить «на автомате».

Практика: Что в моей жизни я считаю лишним? Что для меня однозначно вредно, а что — однозначно полезно? Мне легче спросить у Бога о правильности поступка или выучить правило? Я живу, связываясь с Ним, или по своим понятиям о добре и зле?

  1. Решение проблемы – во Встрече с Ним. Текст Иов 39:31-35 (с. 566 ВЗ)

В прочитанном тексте мы видим, что на главного героя произвело впечатление сказанное Богом. И изменения произошли благодаря именно аргументам и вопросам (32), а не запугиванию  общему впечатлению, как склонны считать мы. Бог не ставил целью подавить человека, Он разговаривал с Иовом на равных. Из-за того, что герой слушал вопросы, они достигли своей цели – продемонстрировали, что непонятное и бессмысленное с нашей точки зрения для чего-то нужно Богу. Страдания были нужны Ему, Он допустил их со смыслом. Мы этот смысл видим в прологе, Иов же просто доверился и сказал, что Бог имеет право поступать, как Он считает правильным – так как Он мудрее нас, очень мало знающих людей.

Из отрывка можно взять идею о том, что проблему отношений с Богом (да и с друзьями тоже) решило все-таки не чье-то объяснение, что хорошо и что плохо. Исцеление души произошло благодаря личной встрече с Богом. На ней, казалось бы, правильного ответа и не прозвучало. Но зато Иов увидел, какой Бог, и доверился Ему. Возможно, на некоторые наши смущающие наболевшие вопросы решение может прийти тоже таким способом – не когда мы разберемся во всех детальках дела, а когда мы увидим, какой Бог. Этот мотив есть в Писании: это чувствуют встретившиеся с непонятным ученики (Иоанна 6), которые «лечатся» присутствием Иисуса. Это помогает разобраться с непонятными вопросами, от которых болел  Даниил, и тп.

Вообще, эта встреча описывается весьма интересно – для чего-то Богу пришлось устраивать целую природную катастрофу. Хотя обычно со своими друзьями Он встречается в более спокойных обстоятельствах. Вполне возможно, что Богу не так легко было прервать спор и крики замечательных собеседников, исполненных гнева, да и самого Иова, который был вынужден «возвышать голос» для защиты. Если мы кричим, то Богу не так просто остановить нас, чтобы мы Его услышали. Даже если мы и ждем Его, и взываем к Нему, и призываем к ответу. Это вполне может относиться и к нашим молитвам, богослужениям и «бдениям». На них стоило бы дать Ему слово.

Практика: На какие вопросы я хотел бы получить у Бога ответ? В чем я чувствую несправедливость, допущенную Им? Что возмущает меня в Его действиях сегодня? Как мне лучше всего организовать встречу с Ним?

Вывод. Для того, чтобы Божьи дела приносили пользу в нашей жизни, нам нужно:

— согласиться, что то, что мы не понимаем, используется Богом к нашему благу;

— напрямую спрашивать у Бога, как получить пользу от допущенного Им;

— увидеть, что Встреча с Ним иногда приносит мир даже без ответа на вопрос.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: