9 урок от ПА по Второзаконию: ТРИ ПЛОХИХ ЖЕЛАНИЯ (Обратись…)
9 урок от ПА по Второзаконию: ТРИ ПЛОХИХ ЖЕЛАНИЯ (Обратись…)
21 и 22 главы книги Второзакония покажут нам, как мы даем волю своим плохим намерениям в разных ситуациях, связанных с нашими врагами или друзьями.
Проблемы проведения урока:
Увидев урочник по книге Второзакония, вы, возможно, понадеялись, что он поможет вам понять эту достаточно нелегкую книгу. Наш сегодняшний урок явно демонстрирует, что сами авторы, какие бы важные места они не занимали в структуре церкви, эту книгу не знают, не понимают, и сказать им о ней нечего. Какие главы берет автор для так называемого «изучения»? Чуточку 30й, и снова – отрывки из 4й и 5й. Похоже, что в нашем церковном сообществе читают только то, что выгодно и легко, а огромнейшая часть книги так и останется не то что неизученной, а даже непрочитанной. Как мы и говорили раньше, адвентистская Библия очень короткая, по объему эти любимые тексты Слова составят малюсенькую брошюрку.
Ну и особенной издевкой выглядят еврейские глаголы, которыми напихан этот урок. Человек, пишущий пособие, не может применить к жизни даже понятное из того, что находится в отрывках, во всем урочнике вы не найдете ни одного моста к нашей жизни — и при этом автор пускается в запудривание мозгов еврейскими терминами. Это выглядит со стороны беспомощной попыткой просто занять время слушателей.
Главная сложность глав книги, к которым мы приступаем для чтения – это их странность для современной культуры. Огромный культурный пласт, в котором создавались, до нас не дошел, о чем-то мы можем лишь догадываться, поэтому запреты на те же разделения семян, волов-ослов и тканей будут нам непонятны. Из-за этого мы берем для урока в этих главах лишь близкие нам принципы.
В главах мы видим следующие темы: 21:1-9 ответственность за убитого, 10-14 жена из плена, 15-17 наследник нелюбимой жены, 18-21 наказание непослушного сына, 22-23 захоронение публично повешенного, 22:1-4 неравнодушие к соседу, 5-12 принципы разделения, 13-21 клевета на жену, 22-30 наказания за разное насилие.
Главный вопрос: Что запрещенное мы позволяем себе в отношениях с людьми, согласно отрывкам книги? Как это можно исправить?
Ломка льда: Вы никогда не были в ситуации, когда на ваше место поставили «своего» человека вместо вас? Как вы себя при этом чувствовали?
- ЛИЦЕПРИЯТИЕ Текст Втор. 21:15-17 (с. 213 ВЗ)
Среди странных и загадочных законов наших глав мы выбрали те, которые имеют общую тему и непосредственно повторяются в наших отношениях с другими. В этом отрывке мы видим несколько необычную для нас ситуацию, так как она связана с многоженством, которое в те времена никем не запрещалось. И в истории герой, любящий одну жену и не любящий другую, позволяет себе нарушить все правила и обогатить тех, кто ему симпатичен за счет тех, кого он недолюбливает.
Тут мы видим, что в случае нелюбви человек запросто считает правильным ущемить права другого, а в случае симпатии – проявить доброту, и чаще всего это происходит за счет кого-то другого. Библия с первой главы полна такими семьями, где Рахиль добывает деньги для своего любимчика, а Исаак – для своего, где Иосиф попадает под огонь ненависти из-за такого выгораживания, и где Агарь с сыном оказываются при смерти из-за того, что их разлюбили. Возможно, слушателям будет сложно признаться, что в современных семьях (в т.ч. «христианских») ничего не изменилось, и дети – родители – супруги так и пытаются правдами и неправдами заработать любовь, как пытались перехватить Иакова его жены. И это зарабатывание любви и доказывание всему миру, что я — хороший и достойный любви чаще всего продолжается даже после того, как эти ненормальные родители уже умерли.
Наша церковь распространяет этот ужасный принцип, представляя таким Небесного Отца. Посмотрите, к примеру, как продолжает жить в адвентистах дело основательницы – лжепророчицы, которая заявила, что «Бог любит только послушных детей и ненавидит непослушных» (Воззвание к молодежи). К сожалению, это лжеучение АСД возникло как раз из-за того, что верующие читают урочники и писанину старших братьев и сестер, а Библию не читают. Библейский Бог постоянно говорит о себе, что Он нелицеприятен (Деян 10 – в этой главе Он хорошо относится к неизбранному народу). Убежавший непослушный блудный сын, плохой Савл и какой-нибудь Манассия точно так же принимаются Им с распростертыми объятиями и не лишаются ни наследства, ни любви. Поэтому нам стоит поисследовать, насколько мы поделили в своей жизни окружающих людей на заслуженных друзей и недостойных врагов, и где мы выгораживаем «своих» и оставляем обойденными «чужих».
Практика: Я когда-нибудь пытался заработать чью-то любовь? Чем, послушанием? У меня получилось? Как заработать любовь Бога? Я могу принести ущерб чужому человеку ради своего? В моей семье есть любимчики? В моей общине? В конфессии?
- УНИЖЕНИЕ Текст Втор. 22:13-19 (с. 214 ВЗ)
Следующая история тоже касается случая, когда человек входит в запрещенную зону, и этот отрывок несколько пикантный. Нам важны не доказательства, которые предоставляют родители, и то, как это делалось, нам важен сам принцип того, чем занимается «бывший». В истории он пускает о своей невесте худую молву и обвиняет ее в порочности, хотя она ему по каким-то причинам просто не понравилась. Здесь сразу же вспоминается сделанный из совершенно другого теста Иосиф, муж Марии из Евангелия, и путь праведных людей, но нам интересен вот этот механизм.
Получается, что после конфликта или некоей неприязни для человека вполне нормально взять и перестать контролировать уважительность к другому человеку (как в 1 подпункте люди перестали контролировать справедливое распределение благ). Человеку нужно оправдать свое нерациональное поведение (невеста ему разонравилась, он её с какой-то стати возненавидел) – и под это подгоняется вполне себе рациональное объяснение. Так Саул объясняет себе ненависть к Давиду тем, что он лезет на его престол (хотя все доказательства – противоположные), а Каин считает, что Бог его гонит за крепостную стену, хотя его вообще никто не трогал. В конфликте (или в выдуманном конфликте, существующем лишь в нашей голове) нам очень важна информация, оправдывающая наше поведение, насколько бы лживой она ни была. И такая история, как «блуд» твоей нелюбимой невесты очень подойдет.
В подобном стремлении мозг человека может довести его до действий, абсолютно несоизмеримых неприязни. Посмотрите, какую «худую молву» распространяют верующие на тех, кто ушел из их церкви или, еще хуже, оказался еретиком – как, не моргнув глазом, простые пасторки и великие президнты целых конференций объявляют, что «немецкого пастора» уже исключили, и слушать его в ютюбе запрещено, как раньше рассказывали, что Дезмонд Форд основал свою конфессию в пику АСД, ну а задолго до этого, в Евангелии, книжники говорили, что Иисус исцеляет силой сатаны (у АСД сатана руководит не Христом, а всеми другими церквями, кроме нашей). Получается, что в этом отрывке мы видим причину возникновения большинства церковных слухов – и способ с ними раз и навсегда покончить.
Практика: Я когда-нибудь «перегибал палку» после того, как поссорился с человеком? Я чувствую удовлетворение, услышав о плохих качествах своего врага? Почему мне нравится такое слушать? В моей общине любят распускать слухи?
- РАВНОДУШИЕ Текст Втор. 22:1-4 (с. 213 ВЗ)
Последний отрывок рассказывает о том, когда человек обнаружил какие-то вещи (чаще, животных), которые принадлежат соседу. Они либо заблудились в поле, либо потерялись, либо просто завалились вместе с этим соседом. И Бог предлагает не просто понаблюдать за этими событиями со стороны, а ввязаться в действие: забрать животных и кормить у себя, пока не появится их хозяин, хранить найденные ценности и лезть толкать застрявшую в грязюке телегу «брата твоего». Конечно, мы все понимаем, что это не очень благодарное дело, плюс ко всему оно стоит денег.
Все дело в том, что здесь тоже говорится о том, как человек перестает контролировать мысли и отказывается слушать импульсы совести, считая происходящее его не касающимся, тем, к чему сердце прикладывать вообще не стоит. И вслед за упавшей овцой брата будет следовать сам «брат», как это случилось в истории с немилосердными священником и левитом, или более жестокой истории левита и его наложницы, которых никто не защитил. Ну а потом граница между своим и чужим переходит на еще более близкие вещи – чужой уже считается твоя невеста из подпункта 2 или собственные дети из подпункта 1. Вспомните, как Авраам выгоняет свою, фактически, бывшую жену и сына без копеечки, хотя «он был весьма богат» — и вы увидите суть равнодушия на библейском примере.
Проблема заключается в том, что такое бездействие не считается нами чем-то неправильным. Случаи несправедливости или клеветы, что мы разбирали выше, еще как то отзываются в нашей или чьей-то совести, и нам могут на них указать. А вот невмешательство практически всегда остается делом нормальным, потому что отказавшись делать добро, мы всего лишь ослушиваемся голоса Бога, а 10 заповедей, которые в адвентизме выше Бога, мы не нарушаем – то есть, греха здесь как бы и нет. (А текст «кто разумеет делать доброе и не делает – тому грех» в наши урочники не входит, поэтому винить себя не в чем, и думать лишний раз о то, что ты сознательно отключил доброту и помощь, ты не будешь).
Практика: Я считаю равнодушие грехом? Нарушение 10 заповедей хуже, чем не-делание добра окружающим? Где проходит моя граница между теми, на кого я буду тратить силы, и на кого не буду? Моя совесть обличает меня за равнодушие или нет?
Вывод. Чтобы сохранить чистоту нашей совести, нам надо:
— перестать давать блага лишь любимым и приносить ущерб нелюбимым;
— не искать поддержки плохим мыслям о человеке, и не выдумывать о нем злое;
— просить Бога о том, чтобы он убрал равнодушие к происходящему вокруг нас.
Хороший урок, спасибо.