5 урок от ПА по Ездре-Неемии: ЖИЗНЬ АКТИВНОГО ХРИСТИАНИНА  (Нарушение…)

5 урок от ПА по Ездре-Неемии: ЖИЗНЬ АКТИВНОГО ХРИСТИАНИНА  (Нарушение…)


5 урок  от ПА по Ездре-Неемии: ЖИЗНЬ АКТИВНОГО ХРИСТИАНИНА  (Нарушение…)

В новом уроке по 8 главе книги Ездры мы рассмотрим три вопроса, возникших у главного героя в отношениях с другими верующими, с Богом, и с самим собой.

Проблемы проведения урока:

Мы оставили последние две главы книги, рассказывающие об одной теме – иноземных женах — на следующий урок, и поэтому для изучения нам нужно взять лишь одну, 8-ю главу Ездры. В ней есть несколько отрывков: родословие, вызов левитов, охрана каравана, пересчет драгоценностей, прибытие в Иерусалим. Что из этого следует выбрать для урока? То, что будет ближе всего слушателям субботней школы, те истории, которые можно применить к нашей жизни. Ясно, что родословие и количество чьих-то там сыновей будут далеки от слушателей, и произнесение вслух даже нескольких непонятных нам имен только оттолкнут людей. А вот с историями про убеждение не желающих возвращаться людей, с внутренней борьбой Ездры и с мотивом, который заставил выдать драгоценности под личную подпись, можно поработать, они будут близки нам и тем, кто нас будет слушать. Если, конечно же, мы найдем в себе желания подумать, как это повторяется в нашей современной жизни. Все остальные тексты нужно будет выбросить, чтобы они не отвлекали при проведении урока от главного, теперь они будут только мешать уроку.

Так готовится урок по любой библейской главе: мы делим текст по смысловым отрывкам, и выбираем те любые из них (не больше трех), которые содержат идеи, применимые для нас. Все остальное смело отсекается, а оставшееся мы разбавляем 2-3 примерами из Евангелия и нашей жизни, вопросами привязывая суть текста к нашему времени.

И, как в любой исторической книге Библии, нам не стоит принимать любое действие даже самых «положительных» героев как однозначно одобренный Богом пример для подражания. Мы уже встречали сомнительные поступки героев (ссору с соседями или инквизицию) и встретим такое в будущем (избиения непослушных ).

Главный вопрос: Что герой книги Ездры в этой главе делает, на ваш взгляд, неправильно, и с чего в его поступках можно бы взять хороший пример?

Ломка льда: Вы когда-нибудь покупали совсем ненужную вам вещь? Что это было? Почему вы это сделали? От скуки? По привычке? Из-за консультанта?

  1. УБЕЖДЕНИЕ. Текст Ездры 8:15-20 (с. 508 ВЗ)

Первый дискуссионный вопрос, важный для нас, виден в действии Ездры из нашего отрывка. Когда обнаружилось, что в Иерусалим с ним собираются идти одни священники (во второй раз из плена пошло гораздо меньше людей, чем во 2й главе), то он решает «побудить» оставшихся левитов и храмовых слуг — нефинеев. Наш герой выбирает ученых и авторитетных среди населения людей (16), «вкладывает» им нужные слова, то есть, готовит продуманную речь (17), и благодаря такому убеждению добавляет к возвращающимся 28 семей левитов и 220 слуг (18-20). Все они присоединяются к числу вернувшихся в Иерусалим и служению там в храме.

Это вопрос о влиянии на людей, которые делать хорошее (пока что или вообще) не хотят. Здесь есть два момента. Во-первых, нужно ли побуждать их к добрым делам или сразу же бросать любые попытки – давая человеку право сразу отказаться? Стоит ли теребить человека, не планирующего делать правильное? Некоторые возьмут в пример историю Ионы, которому Бог выломал руки и заставил согласиться, некоторые вспомнят историю Каина, который сказал «нет», и никто за ним в землю Нод вроде бы не ходил и не канючил. Дело в том, что здесь нет четкого правила, лучше повиноваться голосу Духа, убеждать человека или нет. Никто не запрещает попробовать уговорить несогласного, часто мы бросаем попытки просто из-за равнодушия, а не из-за уважения. Но более важно в убеждении следующее, второе.

Насколько далеко можно зайти в таком побуждении? Мы не знаем, что именно говорили наученные Ездрой, но Мардохей пугает свою сестру тем, что позаботится о том, что она не будет в безопасности, манипулирует страхом, и Есфири не остается возможности сказать нет и не сделать хорошее дело. Так же священники вынуждают Пилата на устранение «бунтовщика», это тоже шантаж. А Саул предлагает свою дочь за дело, это «позитив», но такая же неправильная штука (особенно к дочери). Мы тоже пугаем, подкупаем, вынуждаем, и это – точно запрещенные приёмы. А чаще всего мы угрожаем окружающим потерей отношений с нами, если они скажут «нет», и вот это – самое главное, чего нужно избегать. Даже если человек не соглашается с нами, мы должны стремиться сохранить с ним дружбу или любовь, и принять то, что он пока не пойдет с нами ни в какой Иерусалим и не станет учителем или спонсором.

Практика: Когда меня в последний раз убедили сделать что-то хорошее? Почему я отказывался? Когда я убеждал другого на доброе дело? У меня получилось? К кому я равнодушен и даже пальцем не пошевелю? Кого мне уже пора оставить в покое?

  1. РИСК. Текст Ездры 8:21-23 (с. 509 ВЗ)

Следующий отрывок показывает внутреннюю борьбу нашего героя. Ездра заявил перед царем о том, какой сильный его Бог, а затем вдруг осознал, что ему с тоннами золота и серебра придется месяцы идти безо всякой охраны, и это реально страшно. В тексте описывается желание попросить об этой охране, и стыд, который не дает это сделать: перед царем неудобно за то, что мы не верим в Бога, что не обойдется без язычников. Теперь приходится усиленно молиться, поститься, и, к счастью, Бог не подвел, «услышал», и в конце многомесячного путешествия уже можно выдохнуть.

Наш персонаж даже не может представить, что Бог действует руками язычников, как это было и в отказе от помощи самарян в 3-ей главе. Царь был расположен дать не только эшелон золота, но и охрану к нему, – но это не воспринималось героем как «Божье дело». Тащить груз будем только мы, чистые, остальное унизит нашего Бога. Точно так же сегодня верующие не могут пить лекарства и верить врачам, потому что их Бог действует через советы пасторов о соке петрушки и безумные рецепты из «Одноклассников». Я же заявил, что я – верующий и меня вылечит Бог, а Он не действует через нечистых, только через АСД и ЕУ лично. Мы здесь сами всех лечим! (А к врачам ходим тайно). Мы не читаем книг и не смотрим фильмов, доктрина АСД №22 запрещает театры, музыку и культуру. Ведь все это нечистое, а у нас есть Божья пророчица и нам этого хватит, те, кто много читает, и вообще интеллигенты – «мудрецы века сего», как нас учат урочники СШ. Разве кто-то допустит мысль, что Бог присутствует и говорит через культуру? Нет, Он только у нас, узколобых фанатиков!

Все эти действия, кроме неверного представления об окружающих как о не-Божьих людях, приводят еще и к тому, что можно назвать «искушением» Бога. Я пойду по темному району ночью один, потому что думаю, что Бог меня охраняет (хорошо, что в истории ничего не случилось, но так бывает не всегда – см. историю левита с наложницей, свято веривших в «избранных»). Я спрыгну с храма, так как Бог должен поддержать. Я одержу победу над врагами, так как у меня ковчег. А Бог действует через медицину, законы гравитации, культуру и тп, и нам не нужно ограничивать Его и заключать Его действия в свои предрассудки, потому что мы можем пострадать.

Практика: Я верю в то, что Бог в нашей церкви, или во всем мире? Чем Он там занимается? Мой Бог действует напрямую или через людей? Только верующих и святых, или через всех? Я когда-нибудь искушал Бога? Как я это делаю?

  1. САМОКОНТРОЛЬ. Текст Ездры 8:24-27 и 33-34 (с. 509 ВЗ)

Третий отрывок главы описывает интересное действие, которым занимаются наши герои. До многомесячного путешествия они по весу и предметно записывают все драгоценные вещи, переданные людям, а в конце пути каждый человек сдает все эти чаши и слитки по списку. Хотя царь позволил тратить эти ценности, куда только им заблагорассудится (7:18), Ездра с товарищами понимают, что деньги нельзя использовать на покупку золотых колесниц, что сократят время в пути, или на первый класс самолетов, или на командировочные и гостиницы высшей категории, на которые не жалеют тратить «Божьи деньги» современные Ездры. Более того, герои здесь придумывают, как избавить себя от искушения случайно забрать горсть золотых колец и монет, и делается это с помощью системы подотчетности.

Кроме самоконтроля, который гарантировала идея описи полученных ценностей, она еще и обезопасила ответственных людей от слухов об их нечистоплотности. Здесь стоит отметить, что, в отличие от Ездры, современные верующие совершенно по-другому относятся к деньгам. Вся подотчетность заканчивается на местной общине, да и то не в каждой церкви вам предоставят отчет о собранных и потраченных средствах, которые вы жертвуете. Если же вы озаботитесь дальнейшим путем ваших денег, их расходами и причинами, почему их вкладывают в какие-нибудь инвестфонды или путешествия, вам не поздоровится. К сожалению, современные священники не переживают за то, что сами подставляют и себя под волну вполне обоснованных слухов, и сами являются причиной снижения десятин и даров.

Когда сегодня вам говорят: «отдавай и не думай», «они сами ответят, если что», «доверяй, там всё в порядке», и т.п., это является совершенно небиблейским делом. Библейскую идею мы видим здесь, в тексте: чтобы у людей, которым вы даете деньги (или у вас самих) не было искушений забрать всё себе, нужна подотчетность. Причем, желательно, чтобы в нас самих родилась эта мысль – сделать так, чтобы я сам не согрешил, и не подал никому повода сомневаться в использовании денег.

Практика: Я могу искуситься и взять не свое? Могу ли я сделать систему самоконтроля, чтобы меньше искушаться? Моя община отчитывается перед людьми о пути пожертвований? Я видел хоть раз в жизни отчет от своей конференции?

Вывод. Чтобы отношения с другими, с Богом и собой были благословенными, надо:

— прекратить использовать запрещенные приемы убеждения других людей;

— позволить Богу действовать в жизни через любых людей, как Он пожелает;

— зная свою природу, исключить возможность обмана подотчетностью кому-то.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: