5 урок от ПА: КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ
5 урок о Святом Духе: КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ
На основании первых глав книги Деяний мы рассмотрим вопрос крещения человека Святым Духом – что для этого нужно, как это происходит и что в человеке меняется.
Проблемы проведения урока:
Кроме тех трудностей, которые характерны для автора пособия (сотни текстов и намеренное повторение одних и тех же стихов, которые мы уже читали и будем читать в будущих темах) есть еще одна главная проблема. Похоже, автор смешивает настоящие библейские крещение Духом и исполнение Святым Духом, и то, что принято за них выдавать в нашей среде.
Читателям урока предлагают очень распространенную в адвентистских церквях схему, которая должна убить главный вопрос: почему мы не крестимся Духом и не исполняемся Им. Обратите внимание, как легко и непринужденно в теме понедельника автор подменяет крещение Духом водным крещением, и затем говорит, что крещение Духом уже произошло у всех христиан. То есть, никому и ни о чем переживать не нужно. Где-где, а у нас все в полном порядке – все крещены!
Затем исполнение Духом представляется каким-то странным «ежедневным опытом». Если в Библии исполненный Духом Стефан видит небеса и Иисуса, исполненный Духом Самсон тащит городские ворота, а Павел посылает слепоту на волхва проконсула, то нас убеждают в другом. Ты исполняешься Духом не для того, чтобы совершить какое-то угодное Богу дело, которое тебе самому не по силам. Ты исполнен Духом, если с утра прочитал нужные главы Патриархов и пророков, не забыл помолиться и сделать хорошее дело, например, попроповедовать. То есть, вместо попытки понять, что такое крещение и исполнение Духом, нам говорят: «успокойтесь, адвентистская субкультура – это и есть жизнь крещенного и исполненного Духом». Все, что вам нужно – молиться, читать и соблюдать заповеди.
Такое толкование Писания «под себя» часто встречается в наших уроках и с удовольствием принимается многими слушателями. Ведь оно успокаивает.
Главный вопрос: Что происходит с человеком при его крещении Святым Духом? Какие перемены при этом сопровождают жизнь христианина?
Ломка льда: Как вы считаете, работают ли на самом деле «сглазы», талисманы, или это обман? Это вопрос подготовит слушателей к обсуждению «вызова Бога».
- Подготовка ко крещению Духом. Текст Деяния 1:4-6 (с. 130 НЗ)
В первом отрывке (и всей первой главе книги) мы читаем об интересном состоянии людей, которым обещают крещение Духом. Важно отметить, что им не дают ни одной инструкции, кроме того (4), чтобы они пока что не расходились, (это не условие для крещения, просто на пятидесятницу Богу будет нужно много людей, чтобы дать им языки всех народностей). Более того, вы видите состояние этих христиан – они все еще «на своей волне» (6). Ученики ждут исполнения мечты о господстве Израиля и они ни капельки не изменились в своих желаниях. После этого в 1 главе написано, что они продолжали прятаться в своей горнице, занимаясь обычными христианскими делами: молясь, собираясь втайне от иудеев и выбирая себе других лидеров. Единственное их отличие от нас было лишь в согласии принять то, что обещал Бог. В момент, когда Бог их коснется, они будут открыты.
К сожалению, сегодня крещение Духом связывают с «поздним дождем», и у нас существует стойкое убеждение, что инициатор тут не Бог, а мы. Мы должны вызвать Духа, и это практикуется самыми странными способами. «Деяниями 2000», днями «в верхней горнице», постами и молитвами по определенным часам и минутам, в количестве 777 раз. Все эти мероприятия больше смахивают на то, как вызывали дождь жрецы некоего божества, единственное, что нам остается – лишь колоть себя кинжалами для жалости, потому что обещания, что Дух сойдет, и долгожданный дождь польется, все не исполняются. Бога нельзя вызвать заклинаниями. Его нельзя вызвать и мифическим «единодушием», потому что в церкви всегда есть плевелы, разномыслия и проблемы. То состояние, что было короткий промежуток времени у гонимых прижавшихся друг ко дружке учеников – нигде не названо условием. Бог сходит тогда, когда Он хочет, когда Ему удобнее. Пока же мы не открыты этому.
Поэтому нам нужно перестать наши смешные манипуляции Богом, когда нам говорят, что мы можем голосованием приблизить Пришествие, а постом вызвать Дух. Нужно оставить и картину Бога, где Он выглядит зажимистым и прячущим от нас что-то хорошее. Дух изольется (и изливается сейчас) на любого, кто будет искренне хотеть Его послушаться. Здесь и заложена наша проблема – ученики с их бестолковостью и неподготовленностью были согласны Ему подчиниться, ну а мы…
Практика: Какое «волшебство» я обычно применяю, чтобы вызвать Бога? Что можно сделать, чтобы Он «заработал» — пост, голосования, исключение не таких, как мы? Я хочу, чтобы меня вел Дух, или нет? Если Он позовет, я точно пойду?
- Признак крещения Духом. Текст Деяния 2:1-6 (с. 131 НЗ)
Второй отрывок подчеркивает одну особенность, которая была очевидна для всех, наблюдавших за крещением Духом. При этом событии нечто произошло. Стали очевидны перемены. Друг в друге ученики увидели отличающееся – они были не такими, как прежде. (Кстати, Дух слишком сильно запомнился нам в телесном виде голубя, хотя ведь есть другие формы, в которых Он проявлялся – как здесь, некоим свечением над головами). И еще больше нам интересна реакция окружающих, которые вместо прячущихся по углам трусов теперь увидели «вышедших на кровли». В тексте подчеркивается изумление окружающих (6) и чуть позже (12) недоумение и попытки объяснить ситуацию, удачно или неудачно (13). Опять же, такую реакцию вывала очевидная перемена, случившаяся с христианами. Явный перелом в жизни, когда ты вдруг решаешь повиноваться Духу, всегда сопровождает это событие.
То, что происходило с людьми, окружавшими учеников Христа – перемена жизни и интересов Закхея; чудо, перевернувшее жизнь Магдалины, и пр. – не касалось их самих. Они проповедовали, изгоняли бесов, исцеляли – но думали при этом о своем. Они ждали места получше, победы Израиля, «да не будет этого с Тобою» и тп. И только здесь, уже после Голгофы с ними происходит настоящая перемена. Они вдруг начинают слышать Бога и повиноваться Ему – вместо страхов или выгоды, которая руководила ими прежде. С этого момента их и можно считать 100% христианами.
Сложно сказать, насколько правомерно нам ожидать такой же коллективной перемены жизни, такие возрождения бывали в истории, но не в наших краях. Нам стоит мечтать скорее о личном крещении Духом – когда в нас заметят реальные перемены. Видимо, это выразится в резком смягчении злобного или вздорного характера, в отказе от власти, наживы или еще чего-то, что люди каждый день видят в нас сегодня. Ни мы, ни другие не пропустим, когда мы станем Божьими людьми.
Кстати, наш урочник в этой теме достаточно ясно проповедует спасение по делам, или вызов Духа из-за наших дел – стань хорошим, и Дух сойдет. В реальности же все происходит наоборот. Именно от схождения Духа ты становишься хорошим.
Практика: Я христианин, похожий на учеников до 50-цы или после? Мои перемены с приходом в христианство были внутренними или внешними? Что во мне замечали другие люди? Каким я представляю себя, пережившего крещение Духа? Я хочу этого?
- Последствия крещения Духом. Текст Деяния 2:6-12 (с. 131 НЗ)
Последний отрывок также является внешним описанием учеников, взглядом на них со стороны. В данном случае целая толпа разноязычных гостей Иерусалима, собравшиеся на Пасху, обнаружили, что ученики говорят не просто на понятном всем арамейском языке, но на их родных языках (8). Именно эта история о том, что делает Бог, рассказанная на том уровне, где они находятся (11) и продемонстрировала кое-что важное. В принципе, это было «бесполезное» с нашей точки зрения чудо. Все было понятно и без погружения в родные акценты слушателей. Более того, происходи описанное сейчас, в современной церкви, верующие бы сказали: «хотят понимать – пусть учат наш старославянский – латинский – адвентистский язык богослужений». Мы не будем подстраиваться под мир! Мы не станем Вавилоном!
Принцип, который стоит за случившимся с учениками, заключается в том, что Дух сделал их близкими к людям. Ученики вошли в положение слушателей так, как вошел в наше положение Иисус, проживший здесь жизнь (хотя Он мог этого не делать – для спасения на кресте это, в принципе, нужно не было). Как не было нужно, чтобы Павел годами жил в городах, работал рядом с людьми и становился им близким. Это необязательное дело является проявлением любви к этим людям, чужестранцам, которые были по происхождению далековаты от наших учеников.
Говоря о нас, можно быть уверенными, что вряд ли мы заговорим новыми языками после схождения Духа, но вот ближе к окружающим мы стаем точно. Это, кстати, и является оценкой крещенного со стороны – он будет заинтересован в окружающих настолько, что с радостью будет сходить на их уровень. Интересоваться ими, разделять их интересы, радоваться их удачам и переживать за их трудности. Он ни в коем случае не запрется в церковной крепости «отделения от мира» и не будет ругать оттуда новогодние елки, косметику, не ту одежду, еду и прочие вещи, разделяющие нас с нормальными людьми. Даже по этому признаку можно сказать, что в нашем христианстве что-то перепутано. Любви к людям как результата схождения Духа нет ни но общинном, ни на личном уровне.
Практика: Я считаю, что окружающие должны подтягиваться до моего уровня или схожу до их положения? А моя община? Я стал больше любить, став христианином?
Вывод. Чтобы крещение Святым Духом произошло и в нашей жизни, нам нужно:
— согласиться быть открытыми к любому влиянию Бога на нас ;
— захотеть настоящих перемен нашего характера;
— быть готовыми отказаться от превозношения над людьми, заменив их любовью
Спасибо!Важное преимущество этого подхода к библейской беседе-возможность вдумчиво читать тексты Священного Писания.Не прыгать по весй Би блии,а размышлять и рассуждать над каждым Соловом Божьим.
Ок!