11 урок от ПА об образовании: ТРУД В РАДОСТЬ  (Христианин и…)

11 урок от ПА об образовании: ТРУД В РАДОСТЬ  (Христианин и…)


11 урок от ПА об образовании: ТРУД В РАДОСТЬ  (Христианин и…)

На основании книги Екклесиаста мы рассмотрим три важных принципа, касающихся здорового отношения верующего к его работе.

Проблемы проведения урока:

Честно говоря, Библейское понятие о труде и то, что понаписано в нашем пособии – это кардинально разные вещи. Как только вы откроете урочник в подтеме воскресенья, на вас вывалят странные утверждения типа «Работа дает повод вставать по утрам. Дайте подростку работу, и на одного правонарушителя станет меньше». Интересно, откуда наши старшие братья взяли такую мудрость, не от фараона ли времен Исхода, который пытался умножением работы отвлечь людей? Может, у авторов пособия есть доказательства того, что человек с работой преступления  не совершает? Одна из страшных проблем наших пособий заключается в том, что вот такую чушь нам подают как нектар с небес, хотя ни один библейский текст и близко не ведет к таким мыслям, из текста Писания такого не вынешь. Авторы навысасывали из пальца перлов, и обучают им послушных адептов урочника, которые будут с придыханием повторять на уроке: «ах, как мне понравилась эта мысль!»

Ну а то, как адвентисты вырывают кусочки текстов Библии, чтобы доказать свою мысль, уже давно вошло в легенды своей наглостью. Посмотрите хоть на «дела рук» из подтемы понедельника, где в Иер 1:16 вполне конкретные идолы приводятся как занятие человека, хотя занятием там и не пахнет. Любой, прочитавший стихи выше и ниже, поймет, что о делах или труде человека речь не идет, это обозначение статуй для поклонения. Или посмотрите, как в подтеме вторника авторы берут Иер. 48:10 и безжалостно рвут из него «Бог не принимает небрежную работу!» Что? Вы читали, о чем говорится в 48 главе Иеремии? О том, как надо порубать мечом Моав, и утопить его в крови! Здесь возникает закономерный вопрос, если старшие братья так относятся к Библии, то имеют ли они моральное право учить ей? Куда заведет последователей слепой учитель? Чему из Библии научат старшие братья, не умеющие обращаться с Библией, и учащие вместо голоса Бога своим афоризмам?

Главный вопрос: Какие три вещи Екклесиаст говорит о труде? Как сделать, чтобы труд действительно был нам в радость?

Ломка льда: Если бы вы могли выбирать себе идеальную работу, то сколько бы вы зарабатывали? Сколько бы у вас было рабочих часов в день? Сколько выходных?

  1. НЕ ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ. Текст Екклесиаст 2:18-23 (с. 667 ВЗ)

Для проведения урока мы выбрали одну книгу, три отрывка которой о работе содержатся в нашем урочнике, это не самая простая, как и в прошлый раз, книга: Екклесиаст. В первом отрывке автор показывает крайне важный принцип, к которому он пришел к концу своей жизни, ну а мы можем взять из него урок уже сейчас, не дожидаясь старости. Здесь говорится, что с надеждой на плоды своего труда могут возникнуть две проблемы.

Во-первых, ты сам можешь не попользоваться тем, во что вкладываешь всю свою жизнь (21). Как бы ни любил Урия страну и как бы геройски за нее не воевал, он просто стал кому-то преградой, и все это было моментально разрушено, его труд оказался никому не ценен, а сам он выброшен в никуда, как, в принципе, и использованная Авраамом Агарь с ненужным наследником. Или, говоря о христианстве, посмотрите, как Павел теряет почти все свои церкви, перешедшие от его Евангелия в законничество. Или как Иисус теряет все толпы последователей.

И во-вторых, о чем говорит большая часть текста: неизвестно, что произойдет с твоей работой, которая была смыслом твоей жизни, после того, как ты отойдешь в сторону. Проблема в том, что страна и идеология, которой ты служил, развалилась, на месте дома, что ты строил, вляпали типовую многоэтажку, а дачу, где каждый сантиметр взлелеян тобой, дети забросили или продали. Почитайте, как раздают Соломоновы богатства и шедевры следующие цари, и тогда зачем все то, что он собрал на 40 лет?

Идея здесь в том, что нам нужно как можно раньше осознать эту проблему, что, положившись на работу, или достижение какой-то цели, мы запросто можем потерпеть крах, и жизнь станет бессмысленной. Труд в широком смысле может оказаться причиной разочарования, если сделать его самой главной вещью в жизни. Насколько мы можем понять, автор книги успел разочароваться в своих достижениях еще при жизни, а после его смерти его царство раздербанят и сделают почти нищим. Поэтому верующим стоит поставить работу (заработок, мечты, которые исполнятся благодаря ей, и тп.) на должное место, далеко не первое в нашей жизни, тем более, что все это крайне часто перекрывает то, к чему нас зовет Бог. Большинство христиан ищут именно это, а не Царство Божье, то есть, исполнение воли Божьей в жизни.

Практика: Я испытывал ощущение ненужности там, где меня должны были бы ценить? Какие из моих трудов после моего ухода благополучно забросили или испортили? Что для меня больший идол – работа, заработок на ней, то, что она дает?

  1. БОГ В НЕБЛАГОДАРНОМ ТРУДЕ. Текст Екклесиаст 3:9-13 (с. 668 ВЗ)

Следующий отрывок несколько меняет настроение слушателей. В первом пункте человек распереживался от того, что поставил труды главной целью жизни, а не получил от них пользы, так как жизнь сложилась, что «на подвиг души своей» он не смог «смотреть с довольством». Наш текст тоже начинается именно с такого настроения, потому что иногда происходящее не приносит никакой пользы, скорее, все наоборот. («Я видел работу, которую дал людям Бог на мученье» 3:10, перевод РБО). То есть, в начале нашего отрывка показано, что ты можешь всю жизнь промучиться, потому что ты либо заморочен бессмысленностью из первого подпункта, либо же ты страдаешь от того, что делаешь нечто ненавистное, как мучились те же Иона или Моисей, которые очень сильно не хотели заниматься тем, что от них ждал Бог. У нас тут очень хорошо срабатывает обычный набор трудностей: нищенская зарплата, ужасные коллеги или клиенты, условия и прочее, что заставляет тебя воспринимать труд как «данный тебе Богом на мучение».

Похоже, что проблема здесь не в условиях, на которые мы обычно сваливаем причину своего несчастья. Здесь говорится о некоем даре Божьем (13), и том, что секрет тут в принятии Божьего промысла, воли Божьей о тебе, которая может и не быть до конца понятна прямо сейчас (11). Перестать мучиться можно, если ты воспринимаешь то, что с тобой происходит, как волю Божью на нынешний день, где ты делаешь со своей стороны самое лучшее (12) и ищешь доброе в том, что с тобой сегодня происходит (13). Как всегда, Бог связывает наше удовлетворение или недовольство не с условиями, а с тем, какие у тебя отношения с Ним, принял ли ты данное тебе. Тогда ты поёшь в тюрьме, как Павел, или терпеливо учишь гадания по внутренностям животных, как Даниил.  (Кстати, это совсем не значит, что тебе не нужно при возможности искать лучших условий, это просто значит, что сейчас, даже в ужасной дыре, ты можешь быть в нормальном настроении).

Здесь мы в очередной раз видим принцип доверия в руки Божьи, где можно получить внутренний покой и нераздражительность как дар от Бога. Тогда даже в неблагоприятном труде ты будешь делать доброе и иметь внутренний мир.

Практика: Я понимаю, почему Бог помещает меня в тяжелые условия? Я умею доверять Ему и сохранять в них спокойствие? Что делать, если дар от Него не приходит? Моя нынешняя работа мне нравится? А где мне сейчас тяжело?

  1. НАСЛАЖДЕНИЕ ОТ ТРУДА. Текст Екклесиаст 9:7-10 (с. 672 ВЗ)

Наши отрывки выстроены по нарастающей, здесь автор книги уже приглашает нас не просто не злиться и не расстраиваться, успокоившись и доверившись Богу. Тексты, которые мы прочитали, находятся в окружении контраста – могилы, где делать ничего не получится, но суть все же не в этом. Как самое лучшее для человека состояние здесь позиционируется счастье от жизни: наслаждение от заработанной тобой еды (7), красивой одежды и косметики (8), радости в семье (9) и удовольствия от работы (10).

Понятно, что это совершенно «нехристианский» подход, ведь нормальный верующий запрограммирован на то, что «весь мир лежит во зле», и в нем нужно не радоваться, тем более, от труда, а мучиться и стенать, пока не наступит Второе Пришествие. Это очень странный шаблон поведения, который распространен в современных церквах, но был характерен и для ненормальных верующих времен Иисуса. Там тоже было недопустимо испытывать счастье, есть и пить на пирах, помазывать елеем голову во время поста, и позволять себе радоваться. Иисус же, кроме живого примера во всем этом, рассказывает истории о ребятах, заработавших на своих талантах двойную сумму, и вошедших в радость господина своего; о купце, удачно провернувшем сделку с жемчугом, и о решившем на работе проблему с потерянной овцой пастухе (который тоже почему то прыгает от счастья).

Поэтому верующим стоило бы пересмотреть свой подход к жизни, не откладывая её радостную часть на потом, как бы это ни было – заживу на пенсии, или порадуюсь, когда заработаю на свою квартиру, или отдохну и заживу, когда Иисус вернется! Царство Божье уже наступило, Бог уже присутствует во всем, от нашей еды и питья и брака до труда, нет никаких причин откладывать радостную жизнь во всех этих сферах. А подход с отложенной на потом радостью – это подход фермера с амбарами, который всю жизнь копил, но так и не испытал счастья в жизни. Наша же ситуация гораздо хуже в том, что мы делаем то же, но на уровне бедняков.

Практика: Что последнее принесло мне удовольствие? Каких радостные вещи мне перекрыло моё христианство? Я откладываю счастье на потом? На когда? Для меня так и не настало Божье Царство и присутствие Иисуса рядом?

Вывод. Для того, чтобы труд приносил нам радость, нужно:

— ни в коем случае не делать его (или его плоды) самым главным в жизни;

— доверяться Богу, когда приходится выполнять что-то неприятное;

— разрешить себе получать удовольствие, не откладывая его на потом.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: