10 урок от ПА: ЧТО ДЕЛАТЬ С ГНЕВОМ? (временные…)

10 урок от ПА: ЧТО ДЕЛАТЬ С ГНЕВОМ? (временные…)


10 урок от ПА: ЧТО ДЕЛАТЬ С ГНЕВОМ?   (временные…)

В этом уроке мы посмотрим на три совета Писания, касающиеся того, как обходиться с возникающим внутри нас гневом.

Проблемы проведения урока:

Для того, чтобы успешно и интересно провести урок о конфликтах, следовало бы выбрать совершенно другие тексты, которые бы содержали в себе библейские истории ссор, закончившиеся решением проблемы или ее усугублением. Тогда, на примере жизненных историй, которых в Библии полно, нашим слушателям было бы в разы легче воспринимать то, что говорится им на уроке. Составители пособия, несмотря на долгие годы проведения ими разных семинаров по семье и субботней школе, так и не научились преподавать интересно – и поэтому вместо сотен выигрышных историй Писания они выбрали отрывки, которые являются лишь советами, теорией, и на основании этого материала проводить урок будет нелегко. Преподавателям будет нужно самим подбирать истории из Писания или жизни и «разбавлять» ими урок. Зачем это делать нашим работающим всю неделю волонтерам — преподавателям СШ, когда многочисленным составителям и редакторам платят за подготовку урока СШ зарплату? А они в результате не могут сделать интересный или хотя бы удобовразумительный для проведения урок субботней школы, который невозможно даже понять без комментариев.

Вы можете отметить с первых строчек урока, что тексты из подтемы конфликта (пн) о конфликте не говорят, они – о суде и воздержанности. То же самое происходит в подтеме вторника – текст приводится ни капельки ни о принципе брака, он об искуплении кровью Христа, так продолжается и дальше по теме всего урока. Получается, что составители намеренно смешали вопросы с теми текстами Библии, которые на них не отвечают. Является ли это пользой и «изучением Библии», как написано на обложке этой книжонки? Или это прямой вред и воровство времени у преподавателей и слушателей СШ? Гораздо больше пользы церкви принесли бы простые тексты Библии, приведенные вообще без комментариев составителей.

Главный вопрос: Что Библия советует делать человеку, который чувствует возникновение у него гнева? Является ли гнев грехом?

Ломка льда: Когда в последний раз я не контролировал свой гнев? Что это была за ситуация? Я чувствовал, что «чересчур разошелся»? Я смог остановиться?

  1. ГНЕВ – ЭТО НЕ ГРЕХ. Текст Ефесянам 4:26-27 (с. 237 НЗ)

В первом библейском отрывке мы находим определение эмоции гнева, которое будет подтверждено и двумя другими текстами. Гнев – это не что-то плохое, это естественная реакция человеческого организма на несправедливость или на какое-то неприемлемое действие. Да, гнев сопровождается достаточно бурными действиями и в неконтролируемом виде он будет опасен, но библейский текст как раз об этом и говорит: ситуацию с гневом можно решить (ее не надо оставлять до вечера). И, гневаясь, можно согрешать (перейдя на темную сторону, дав место дьяволу), или же можно не согрешать (отдав вопрос своего раздражения и наплыва чувств Богу).

В Писании мы видим историю несправедливо (по его мнению) обиженного Давида, который в ответ на просьбу оскорблен Навалом и идет уничтожать все его семейство. Это гнев, и гнев, запущенный не по самой лучшей дорожке – пока с человеком  не встречается Авигея, умелыми действиями погасившая это раздражение. Сам человек решает, будет ли он останавливаться, или по-полной «даст место дьяволу» и сделает под воздействием перевозбуждения достаточно грехов. Другие персонажи, братья обесчещенной Дины, под воздействием гнева вырезают целый город и не гнушаются разграбить всё имущество – как (кажущийся им правильным) ответ на несправедливость в отношении сестры. Гнев создает в человеке необходимый для некоторых действий потенциал, мы понимаем, что Иисусу, увидевшему превращенный в вертеп разбойников храм, придал энергии именно он. Никаким грехом здесь не пахнет, это вполне нормальное состояние.

Но главный вопрос здесь в том, что несправедливостью мы можем считать вполне нормальные вещи, например, обойденным себя чувствует Каин, хотя энергию его гнева на Бога и брата было нужно пустить совсем в другое русло – чтобы разобраться с самим собой. Или же мы можем неадекватно сильно реагировать, позволив эмоциям захлестнуть нас – мы видим это, например, в случае с Давидом, собравшимся казнить отнявшего всего-навсего одну овечку из рассказа пророка Нафана. Поэтому, хотя гнев грехом не является, с ним надо быть крайне осторожным, и когда мы его испытываем – нам нужно не пускать его на разрушение наших противников, а разбираться, что происходит и как надо поступить, вместе с Богом.

Практика: Как часто я ощущаю несправедливость? Сколько раз в неделю или в день? Что нужно сделать, чтобы я открыто проявил свой гнев? У меня получалось пустить гнев в хорошее русло? Или я всегда «даю место дьяволу»?

  1. НЕОБХОДИМА ПАУЗА. Текст Иаков 1:19-20 (с. 169 НЗ)

Следующий отрывок показывает первую важнейшую вещь, которую необходимо сделать, заподозрив приближение волны гнева, чтобы он не пошел по неправильному руслу, о котором мы говорили в первом подпункте. Текст говорит о необходимости снизить скорость одного и увеличить интенсивность кое-чего другого. Получается, что свою реакцию, выраженную в словах и гневных действиях, нужно приостановить, и заняться слушанием сказанного тебе с двух направлений.

Прежде всего, человека, который вызвал твой гнев (вполне возможно, что он говорит толковые вещи, правду о тебе, хотя это и кажется тебе несправедливым). Так, разозлившаяся на наносимый их церкви вред, группа судей синедриона соглашается со словами Гамалиила и снижает накал, допустив возможность правоты подсудимых. Или ветхозаветный патриарх Иуда вдруг обнаруживает, что вызвавшая его гнев женщина вполне себе права, а он в этой истории, оказывается, далеко не справедлив, хотя, не остановись он, он мог в гневе сжечь её за свой грех.

И, кроме этого, нужно внимательно слушать Бога, потому что Он может решить вопрос «по правде Божьей» (20), которая гораздо эффективнее наших поспешных решений. Обратите внимание, как Мардохей торопит Есфирь бежать к царю и манипулирует ей, чтобы она быстрее решала его вопрос, а она мудро берет паузу и позволяет Богу проявить Себя так, что все смертельные опасности разрешаются сами собой. Или как в нескольких войнах во время паузы рассеивается гнев и теряется боевой дух евреев, но исход войны решается сам собой, то с помощью одного человечка с оруженосцем, то с помощью зажженных свечек и черепков. Получается, что остановка в момент, когда у тебя есть силы и желание воевать со всем миром во имя своей «справедливости» — это момент проявления твоей веры.

Поэтому нам нужно уметь замечать свое состояние, обычно христианин не анализирует то, что с ним происходит и что он чувствует здесь и сейчас. Писание же зовет нас вникать не только в учение, но и в себя, зовет быть ответственными за свои действия. И понимание того, когда внутри появляется гнев, нужно для управления им

Практика: Я успеваю понять, что сейчас собираюсь дать волю гневу? Могу ли я в этот момент остановиться? Когда в последний раз было так, что я в гневе сказал неправильное? Как мне научиться делать паузу, когда я распалён?

  1. РАСТЯНУТЫЙ ГНЕВ. Текст Екклесиаст 7:9 (с. 670 ВЗ)

В завершающем тексте, казалось бы, не сказано ничего нового – здесь вроде бы тоже говорится о необходимости «задержки» своей реакции на несправедливость. Но кроме прочего, тут дается нелестная характеристика тем людям, которые позволили гневу «гнездиться в сердце», или же «обитать в груди». Тут подразумевается нечто большее, чем простая вспышка, после которой человек снова находится в нормальном состоянии. К сожалению, во многих случаях гнев остается внутри на огромные промежутки времени.

Каин вынашивал свою несправедливость порядочное время, Бог даже успел как-то поговорить с ним за этот срок. Тем, как Иисус портит консервативную религию, были недовольны несколько лет, пока, наконец, удалось Его поймать и выместить ему всё, что религиозники хотели. Затаённый гнев долго был у обиженных братьев на любимчика Иосифа, у Ревекки по отношению к выбору невест её сыном, у супруги царя Ирода, слишком большую заботу проявлявшего о пророке. Или посмотрите на идеальный вариант многолетнего гнева, бурлящего в сердце старшего сына, который вырвался лишь после возвращения блудного брата.

Все эти задержки и растягивания на годы и десятилетия происходили по той причине, что выплеснуть гнев сразу не предоставлялось возможности – мешал авторитет отца, чья-то власть, обстоятельства. При этом с гневом ничего не делали, «солнце заходило и восходило в гневе вашем» тысячи раз, и человек выкипал, живя в своей ненависти. Не прощая другого, не решая своей проблемы, и кладя свое счастье к алтарю своей справедливости, которую он однажды хотел бы восстановить.

Получается, что слишком быстрая бурная реакция, о которой мы говорили во втором подпункте, не намного хуже того, когда нам не дали сорваться обстоятельства – и мы затаили гнев. И в том, и в другом случае нужно было решать вопрос – заметить, что я чувствую несправедливость – и с Богом определиться, что тут нужно сделать.

Практика: На кого я чувствую гнев сегодня? У меня есть люди, которые обошлись со мной несправедливо годы назад, но я всё помню? Могу ли я однажды сорваться на них? Такой гнев влияет на мое здоровье? На моё состояние счастья?

Вывод.  Для того, чтобы в конфликте не дать гневу сделать непоправимое, надо:

—  попытаться понять, что люди и Бог хотят сказать мне в этой ситуации;

—  согласиться решать проблему, а не пускать эту энергию на разрушение отношений;

— не откладывать своё возмущение в долгий ящик, позволив ему жить внутри.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: