1 урок от ПА: БЛИЗКИЙ ДАЛЁКИЙ БОГ (сотворил…)
1 урок от ПА: БЛИЗКИЙ ДАЛЁКИЙ БОГ (сотворил…)
Первый урок нового пособия рассказывает о парадоксе, сопровождающем верующих и неверующих людей – близости Бога и нашем отказе с ним разговаривать.
Проблемы проведения урока:
Новое пособие начинается точно так же, как до него начинались десятки (если не сотни) других пособий – с сотворения и грехопадения. Это станет сложностью для всех, кто будет проводить урок в своих церквях – ведь эти тексты слушатели читали и слышали тысячи раз – и нового (или хотя бы интересного) их восприятия урочник нам не предлагает. Он, кстати, даже не объясняет, как эта тема связана с темой урочника – догадайтесь сами. На практике же это значит две вещи. Толковым учителям будет нужно думать и искать этот новый подход к старым текстам самим, а большинству слушателей будет скучно в церкви. Субботняя школа в том виде, как она существует сейчас, не пробуждает интерес к Библии, а отвращает – и от Библии, и от церкви. К сожалению, никого из отвественных руководителей церкви это не беспокоит – они спокойно получают зарплаты в своих отделах СШ (за что?) и не думают о людях.
Другая сложность урока заключается в преамбуле, предисловии, которая ясно и открыто проповедует спасение по делам. Вместо объяснения цели урока там содержится утверждение, что люди согрешили и испортили идеальный мир, созданный Богом (второй абзац). Но теперь люди могут принять Божий план и заработать спасение, выполняя ответственную и священную миссию (третий абзац). Да, это не чистое спасение по делам, тут открыто не говорится, что спасение надо заработать. Но всем становится ясно, что спасение зависит от того, пошел человек проповедовать адвентизм или не пошел, (ну или пошел он отдавать вторую и третью десятины (2 урок), принес ли щедрые дары (урок 9) и т.п). Адвентизм и так слишком сильно заражен условным спасением, и огромное количество людей не имеют никакой уверенности в спасении – а виноваты в этом как раз вот такие урочники, ставящие спасение человека в зависимость от того, «выполнил ли человек свою ответственную миссию» или нет. Если эти утверждения спокойно проходят «богословскую экспертизу» на всех уровнях церкви, то у нас большущая проблема с богословием, оно не евангельское, оно – языческое.
Главный вопрос: Хочу ли я на самом деле близости с Богом, или мне комфортнее подальше от него? Как решиться жить в Его присутствии постоянно?
Ломка льда: Вы когда-нибудь встречали незнакомого человека с такими же интересами, как у вас? Что вы при этом чувствовали? Вы стали друзьями?
- ОЧЕНЬ ДОСТУПНЫЙ БОГ. Текст Деяния 17:24-28 (а) (с. 153 НЗ)
Первые тексты взяты из проповеди Павла языческим философам в Афинах, и она несколько революционна даже для нашего сегодняшнего восприятия. Дело в том, что любая церковная община, имеющая претензию на «исключительность» (а у нас этого – хоть отбавляй), насаждает веру, что Бог открыт только ей. Мы считаем, что Бог близок лишь к соблюдающим субботу, не оскверненным свиньями, и верящим в Елену Уайт, остальные деноминации видят Бога лишь «сквозь тусклое стекло», а некоторые христианские церкви (католики и говорящие на языках, например) прямо поклоняются сатане. Что уж тут говорить о каких-то язычниках и неверующих?
Но Писание представляет нам совершенно иную картину реальности. В ней Бог, оказывается, находится в шаговой доступности от абсолютно любого человека – Он создал всех людей равными (26) и открыт для любого из них (27). Более того, поиск Бога, ощущение того, что Он от тебя хочет, получается, — главное предназначение человека. То есть, любой из людей, где бы и кем бы он ни был, может обратиться к Богу и получить от Него ответ. Может искать – и найти Его. В принципе, Библия это подтверждала всегда, хотя мы и старались приватизировать связь с Богом только для «верных Ему». Агарь египтянка взывает в пустыне и получает ответ и спасение, с корабельщиками из книги Ионы происходит то же, филистимляне в 1й Царств разговаривают с Богом с помощью коров. И Бог отвечает всем с удовольствием.
Ясно, что внешние обстоятельства будут влиять на человека, и прояснить свой разум для обращения к Богу, кажется, будет сложнее, если твой ум забит какой-нибудь эзотерикой или твои руки в крови не тех жертв. Но, честно говоря, ум верующих бывает забит предпосылками еще хуже (см. ожидание Мессии), а руки могут быть в крови людей выше локтя (см. занятия человека по сердцу Бога Давида до воцарения). Поэтому мы все примерно в равных условиях, и слушающий совесть и ищущий откровения будет слышать Бога, где бы он ни был.
Мы говорим о принципе доступности Бога, и одна из наших главных ошибок здесь – в отрицании этой связи непохожих на нас людей с Богом. Посмотрите, как Павел считал их своими единоверцами (23), и как мы стараемся сделать мир черно – белым, где непохожие – на черной, сатанинской, плохой стороне. Это неправильно.
Практика: Что, по моему мнению, должен сделать совершенно неверующий человек, чтобы «найти Бога»? Бог ближе ко мне, чем к христианам других церквей? Это меня не обижает? Кто из окружающих меня точно с Богом не общается?
- БОГ, КОТОРОГО СТОРОНИШЬСЯ. Текст Бытие 3:5-10 (с. 3 ВЗ)
Вторая история взята из известной наизусть части Бытие, где демонстрируется, как было выполнено обещание змея в том, что касается нашей темы. После нарушения запрета люди не стали богами в плане бессмертия или всемогущества. Они получили другое ощущения – что настоящий Бог им не нужен, они сами себе боги, не нуждающиеся больше ни в ком другом. И вместо желания выйти поговорить с Богом, человек в этом просто напросто больше не нуждается, Бог ему не нужен. Он худо-бедно справился с наготой, в нём нет и сильного ужаса от будущего наказания или такого уж ощущения вины (виноват теперь кто угодно, даже сам Бог, но только не он). Человек теперь просто напросто стал жить без зависимости от Творца.
Получается, что при всей крайней доступности Бога, которого стоит лишь позвать, а Он уже бежит навстречу тебе с откормленным теленком, новой одеждой и драгоценностями, появилось нежелание с Ним встречаться. Парадокс в том, что ты можешь вернуться обратно к Нему, но не хочешь этого, такого желания больше нет. Павел позже скажет, что «никто не ищет Бога», каждый человек теперь имеет свой мир с центром в себе самом, а не в Другом. Когда Бог будет прямо рядом, Каин уткнет свой нос в землю, лишь бы Его не видеть. Иона скорее покончит с собой, когда обнаружит, что Бога в его жизни слишком много, потому что человеку с Ним крайне некомфортно. Ну а убитый людьми Иисус – это показатель того, насколько Бог нужен называющим себя верующим в Него. (Кстати, это убийство объясняет причину того, почему сейчас Иисус невидим – иначе мы тоже будем чувствовать страшный дискомфорт, вплоть до ненависти).
К сожалению, мы не осознаем своего реального отношения к Богу и не фиксируем моменты, когда мы отворачиваемся от Него, блокируя свой разум и уходя от Его присутствия. В церкви мы учимся выпаливать заученные фразы типа «Бог у нас на 1-м месте!», «Мы Богу всегда рады!», «Мы пришли на встречу с Богом!», а нам стоило бы обратить внимание на реальность. Даже у Павла не было никаких отношений с Богом, более того, он делал всё, чтобы сопротивляться ему – пока не обратился, будучи к этому времени уже «верующим». Нам нужно увидеть нашу проблему.
Практика: Когда в последний раз я специально «забывал» о Боге? Почему я это делаю? Это как то зависит от моего настроения? Усталости? Как захотеть жить в Его присутствии постоянно? Можно ли сказать, что я «ищу Бога»?
- ПОЛЕЗНЫЙ БОГ. Текст Матфей 6:25-34 (с. 6 НЗ)
Завершающие тексты из Евангелия показывают еще одну грань обсуждаемого нами парадокса (1. Бог близок 2. Мы не хотим разговаривать с близким Богом). Здесь описывается конкретное предложение Иисуса, в котором наш Небесный Отец может забрать переживания и тревогу. Иисус говорит, что на самом деле мы можем жить спокойно, а переживать за все наше неспокойное будущее (кризисы, безденежье, болезни и прочее) будет Он. В общем-то, нет ничего проще, как позволить кому-то решать твои проблемы, но ведь крайне редко кто-то принимает это предложение. Авраам со всей своей верой только и говорит, что о не рождённом сыне. В чужой стране он напридумывает себе (несуществующих) врагов и пытается бороться с их угрозой. А ведь это – отец верующих, отец всех доверяющих Богу, что говорить о нас.
Возможно, причина недоверия заключается в том, что Божья забота нам не очень нравится, Он делает все как-то по-Своему, а не по-нашему. Избавляет от печки, когда нас туда уже бросили, сына дает, когда ты уже старикан, маньяка убирает ценой наших кабанчиков. Только в этом может крыться рациональная причина недоверия в ситуации, когда кто-то хочет переживать и решать проблемы за тебя.
Если говорить об общем принципе, то тут мы видим конкретную пользу от Бога. Он может взять на Себя наши серьезные проблемы и освободить нас от них. Он реально может помочь. Но даже такое нам, очень прагматичным и просчитанным, не сильно нравится. Всё таки лучше с проблемами, но самим, без Твоего вмешательства. Да, Он стучит и хочет войти внутрь, но свои все дома, и запускать кого-то извне в мой мирок не очень хочется. Так делают жители Генисарета, которых избавили от маньяка, наводящего страх на всю округу, но они отказались от дальнейшей помощи. Так поступает Каин, которому обещают пожизненную защиту, она ему не нужна вместе с Защищающим. И именно из-за этого, собственно, написано, что «свои Его не приняли».
Вся тема этого урока зовет нас обнаружить наши настоящие отношения с Богом, и всё же впустить Его в наш мир. Нам надо перестать быть богами и разрешить Ему стать таким.
Практика: За что последнее я серьезно переживал? Что сегодня я бы хотел, чтобы исполнилось? Как часто я об этом думаю? Я могу отдать это Богу? Он делал хоть что-нибудь по-моему, или у Него всегда свое решение проблем? Я доверяю Ему?
Вывод. Для того, чтобы позволить Богу наполнить в нашу жизнь, нужно:
— поверить, что Он на самом деле ближе к нам, чем мы себе представляем;
— обнаружить, что наше естественное состояние – избегать встречи с Ним;
— согласиться, чтобы Он нашел нас и подарил нам доверие Ему.
Очень интересный подход к уроку, спасибо.