СПОРЫ О РЕЛИГИИ

СПОРЫ О РЕЛИГИИ


#религиозные_споры #причина_споров #мотивы_для_злости

СПОРЫ О РЕЛИГИИ
Самые опасные споры часто случаются на религиозной почве. Именно здесь мы наблюдаем негибкость, упертость собеседников. В чем причина такой стойкости в «ценностях», которая со стороны граничит с узколобостью?
Чаще всего причина связана со страхом. Ты пытаешься обсудить с собеседником тему неврозов у церковных людей, а человек жестко сопротивляется. Не исключено, что он просто боится осознать, что и сам является таким невротиком. Тогда как ему с этим жить? Куда легче обесценить собеседника, сказать, что все его рассуждения – глупость и чушь.

Проблема религиозных споров на самом деле глубока. Если вы спорите не с точки зрения воинствующей церкви и о том, что «наша вера правильная», а искренне, если предмет вашего спора – «спасение души», то цена ошибки – жизнь вечная. Когда ставки настолько высоки, а спор ведется с людьми, которые вам дороги, то сложно сохранять критичность позиций. Традиционное религиозное мышление вообще не очень допускает критичность.

Моя юность пришлась на конец 80-х – начало 90-х годов. Это было время духовно-эзотерического хаоса. У всех в тот момент появились духовные потребности. Вокруг то и дело возникали разнообразные предложения их удовлетворить. Годам к двадцати двум нас с друзьями раскидало одних в православие, причем разных субкультур, другие ушли в язычники, кто-то – в «Свидетели Иеговы», оккультизм и даже в иудаизм.

Мы были близкими и дорогими друг другу людьми, но у нас были споры, которые доходили чуть ли не до драк, во всяком случае, на очень повышенных тонах. Кончилось тем, что годам к 25-27 мы договорились ради дорогих нам всем отношений не затрагивать религиозные темы в своих беседах вообще. Пусть каждый идет своим путем, верит в то, во что верит, и уважает право выбора другого. С теми друзьями юности, которые еще живы, я дружу до сих пор. Возможно, потому что мы объявили мораторий, потом успокоились, еще позже, ближе к 50, вернулись к этим дебатам, но они уже были другого стиля и дискуссией совершенно другого уровня.

Вообще, в религиозных спорах нужно спокойнее относиться к истинам, которые мы кому-то несем. Одни готовы их принять, другие – нет. В их жизни – а может, и в нашей – еще что-то важное не произошло, какие-то вещи не успели сложиться в голове.

Наталья Скуратовская
https://www.pravmir.ru/est-tolko-dva-mneniya-moe-i-nepravilnoe-psihoterapevt-o-kulture-spora-v-rossii/

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: