МИГРАНТЫ КАК МИССИОНЕРЫ
Нидерланды готовятся к приезду как минимум 50 000 украинцев, а возможно, даже вдвое или в несколько раз больше этого числа. Между тем в нашу страну продолжают приезжать и люди других национальностей, надеясь получить возможность попросить здесь убежище и попытаться построить здесь новую жизнь. Перемещение больших групп иммигрантов и все проблемы, связанные с этим, — всемирное явление всех времен. В прошлом Нидерландам раз за разом приходилось сталкиваться с прибытием большого количества иностранцев. Одной из самых больших групп, которые когда-либо приходилось размещать стране, были бельгийцы, бежавшие в Нидерланды во время Первой мировой войны, когда их страна находилась в состоянии войны, а Нидерланды оставались нейтральными. Их число превышало миллион, тогда как в нашей стране тогда было «всего» около пяти миллионов жителей.
Масштабная миграция изменяет демографию целого региона или отдельной страны. Так было в Нидерландах с тех пор, как германские племена «вторглись» в нашу страну через Рейн две тысячи лет назад. На протяжении следующих веков за ними последовали всевозможные новые группы, в том числе значительное количество евреев и гугенотов. За последние полвека прибыли люди из бывших колоний (Индонезия, Суринам и Антильские острова), а также сотни тысяч гастарбайтеров из Южной Европы. Тот факт, что в том месте, где я сейчас живу, есть два польских супермаркета, свидетельствует о том, что явление миграции не обошло стороной и мой родной город с населением около 22 000 человек.
Сейчас я пишу рецензию на книгу, в которой миграция играет очень важную роль. В ней подчеркивается, что во всем мире миграция была основным фактором, определяющим ход истории. Однако автор (см. ниже) этой увлекательной, но довольно сложной и подробной книги в основном занимается одним конкретным аспектом миграции. Его тезис состоит в том, что распространение христианства больше связано с миграцией, чем с официальной миссионерской деятельностью церквей и религиозных организаций, а также с политическими и военными факторами. Когда люди — в одиночку или (обычно) группами или целым народом — переезжают в другой регион, они приносят с собой свои религиозные убеждения. В древние времена часто именно рабы-христиане или военнопленные обеспечивали распространение Евангелия в те места, куда оно не проникало раньше. Постоянная миграция гарантировала, что христианская вера не везде принимала одну и ту же форму и что могли распространиться и богословские различия. Таким образом, согласно этой книге, миграция имела последствия не только для географического распространения христианской веры, но и для растущего разнообразия обрядов и богословских взглядов.
В Нидерландах мы видели, как во многих местах миграция изменила религиозный ландшафт местности. Бийлмер (Юго-Восточный Амстердам), пожалуй, самый яркий тому пример. Когда Юп ден Уйл, как один из членов муниципалитета Амстердама, отвечал за планирование этого нового района, он считал, что в нем не нужно резервировать землю для церковных зданий. В конце концов, мы находились в точке накануне тотально секуляризованного мира, в котором люди больше не будут ходить в церковь. Но сейчас, спустя шестьдесят лет, эта часть Амстердама является самым религиозным местом во всей стране! В этом убедились иммигранты, прибывшие в основном из Суринама и Антильских островов, а также из Африки и других мест.
Какое религиозное влияние приезд большого количества украинцев предсказать невозможно. Не исключено, что это как минимум укрепит греко-православный элемент в нашей религиозно разнообразной стране. Многое будет зависеть от того, много ли украинцев будет жить среди нас надолго или даже постоянно.
Для мирового адвентистского сообщества миграция, несомненно, является определяющим фактором. Во многих странах члены, приехавшие из-за пределов страны, составляют большинство. Это особенно характерно для Соединенных Штатов, и эта тенденция, вероятно, сохранится. Во многих европейских странах адвентистская церковь оказалась бы совсем без прихожан, если бы не миграция.
(Книга Джеху Дж. Хансайлз, Миграция и создание глобального христианства (Гранд-Рапидс, Мичиган (США): Eerdmans, 2021 г.))
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой