Говорить или слушать

Говорить или слушать


#благовестие #говорить_или_слушать
 
История обращения эфиопского вельможи полна восторга и надежды. Его – инородца, более того – евнуха, не приходится убеждать как афинских эллинов или иерусалимских иудеев. Он уже знает о Боге и признает свои проблемы. Он знает, откуда ждать избавления. И Филипп, благовествуя, сообщает ему именно то, что ему так нужно.
 
Если бы Филипп заранее готовил программу массовой евангелизации эфиопских вельмож, вряд ли в приготовленных им проповедях и буклетах оказались бы более нужные слова. Откуда же Филипп знает, что и когда нужно сказать?
 
Ключом к разгадке является одна, казалось бы, незначительная фраза из рассмотренного повествования: Филипп заговорил (в Синодальном переводе – буквально: «отверз уста свои») и, начав с этого отрывка Писания, поведал ему Радостную Весть об Иисусе.
 
В этой фразе – сразу два принципиальных момента, утраченных нами в современных евангелизационных программах:
 
1. Благовестие – это искусство слушать, а не искусство говорить.
 
Филипп внимательно выслушает евнуха, прежде чем открыть свои уста. Павел, прежде чем прийти в ареопаг, изучает жизнь афинян, общается с представителями разных групп горожан. Петр на Пятидесятницу прислушивается, как реагируют собравшиеся на все, что происходит. В этом – путь к сердцу людей. Если мы не слушаем их, с какой стати они послушают нас? Если нам безразлично, что волнует их, как они поверят, что они сами не безразличны нам? Если мы не «влезем в шкуру», собеседника, мы так и не узнаем, какая именно помощь ему нужна. И лишь когда мы отождествились с ним, когда он начинает задавать вопросы (мысленно или вслух), только тогда наступает время открывать уста.
 
2. Слушая, очень важно найти отправную точку для благовестия.
 
Начинать же нужно не с того, о чем мы хотим говорить, а с того, что наши собеседники хотят и готовы слушать. В вышеупомянутых ситуациях Филипп начинает с пророчеств Исаии, Павел – со свойств Неведомого афинянам Бога, Петр – с предположения, что апостолы пьяны. Благовестники Нового Завета всегда смотрят на мир глазами собеседников.
 
Павел пишет: Хотя я свободен и никому не раб, я сделался рабом всех, чтобы приобрести всех, кого смогу. С евреями я вел себя как еврей, чтобы приобрести евреев, то есть с людьми, исполняющими Закон, я вел себя как человек, исполняющий Закон (хотя я и не подвластен Закону), чтобы приобрести исполняющих Закон. С теми, кто не знает Закона, я вел себя как человек, не знающий Закона (хотя знаю закон Бога, будучи подвластен Христу), чтобы приобрести людей, не знающих Закона. Для слабых я стал слабым, чтобы приобрести слабых. Я становился всем для всех, чтобы любыми способами спасти хотя бы некоторых. Все это я делаю ради Радостной Вести, чтобы и самому стать сопричастным ей
(1 Коринфянам 9:19-23, Радостная Весть).
 
Это что – пример лицемерия? Нет, лицемер прикидывается тем, кем он не является, дабы извлечь их этого собственную выгоду. Павел же, отвергнув себя, уподобляется слушателям ради их блага. В этом – суть любого миссионерского служения.
 
Благовестие – всегда миссия. Всегда – общение с неверующим на его языке, в рамках его понятий, в контексте его жизни. Разве не так же поступил Сын Божий, когда из вечной славы Своей пришел землю Человеком?
 
Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом,
но добровольно лишился всего,
приняв природу раба и человеком родившись.
Он был во всем человеку подобен, но еще больше
себя умалил и так был послушен,
что принял и смерть саму – смерть на кресте
(Филиппийцам 2:6-8, Радостная Весть).
 
Следуя Его примеру, и мы должны смело переходить на чужое поле. Играть на собственном поле, конечно же, удобнее, спокойнее и комфортнее. Только выиграть – невозможно. Сидя на берегу, невозможно спасти гибнущих в океане.
 
Сергей Головин. «Библейская стратегия благовестия»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: