БЛАГОВЕСТИЕ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
БЛАГОВЕСТИЕ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Но успех евангелизационных служений продержался недолго. Чаще всего данные проекты организовывались за счет спонсорских усилий западных христиан, которые, до конца не понимая особенностей религиозной ситуации в бывшем Советском Союзе и наивно думая, что массы людей готовы откликнуться на призыв Христа, проводили евангелизационные служения, которые, чаще всего, не достигали своей цели.
Хоть церкви и продолжали расти вплоть до 2006 года, уже стало понятным, что евангельский путь не является той дорогой, которую выбирают народы стран, образовавшихся после распада СССР. Здесь нет вины церкви, хотя она могла бы быть более эффективной. По признанию многих пасторов, церковь так и не реализовала всех возможностей благовестия начала 1990-х.
Причины непринятия евангельского движения разные. Необходимо перечислить главные.
(2) Во-вторых, евангельское христианство, это ответвление протестантизма, которое часто ассоциируется с западом и западной евангельской культурой, оказавшейся неприемлемой для славянской языческо-православной души, не воспринимающей рационализм, законность и прагматизм в качестве основополагающих элементов социальной жизни. Евангельское христианство требует полной переоценки ценностей, что, в итоге, приводит к его массовому отвержению.
(3) В-третьих, евангельское христианство недооценило силу православного влияния, которое на уровне коллективного бессознательного мышления сыграло свою необходимую роль в самоопределении общества в пользу православия (на западе Украины – греко-католицизма).
(4) В-четвертых, не был учтен феномен смены эпох: переход от модернизма к постмодернизму, что обусловило интерес к православию и католицизму, и полное равнодушие к протестантизму как к детищу эпохи Просвещения и Модерна. Интерес к евангельскому движению в России наблюдался в начале ХХ века, когда страна индустриализировалсь и искала для себя альтернативные пути духовного развития, но интерес к евангельскому протестантизму был “задавлен” советской властью.
Учитывая тот факт, что массовые евангелизационные собрания практически потеряли свою эффективность, церкви оказались перед необходимостью сменить модель евангелизационных усилий от агрессивной и обезличенной массовой евангелизации, где один человек обращается к группе людей, или к одному человеку, даже не будучи знакомым с ним, к социально ориентированной евангелизации, где личностный фактор имеет чуть ли не решающее значение. Социальный евангелизм становится чуть ли не основным методом благовестия для современной евангельской церкви на Украине.
С другой стороны, необходимо понимать, что реальные изменения в обществе зависят не только от евангелизационных усилий и методов благовестия, но и от качества влияния самих верующих и церкви в целом. Для этого в церкви необходимо не только призывать верующих проповедовать Евангелие, но и занимать активную позицию в обществе, побуждать молодежь получать высшее духовное и светское образование, бизнесменам вести честный бизнес, христианам-чиновникам не брать взятки и т.д.
Евангельские церкви на постсоветском пространстве находятся в уникальной ситуации переосмысления своих евангелизационных установок и моделей благовестия, чтобы быть эффективными в следующем десятилетии. Благовестие нуждается в больших переменах в сторону эффективности.
Константин Тетерятников
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой