ЗАКОН или ЗАВЕТ. ПОВЕЛЕНИЕ или ОБЕЩАНИЕ.

ЗАКОН или ЗАВЕТ. ПОВЕЛЕНИЕ или ОБЕЩАНИЕ.


ЗАКОН или ЗАВЕТ. ПОВЕЛЕНИЕ или ОБЕЩАНИЕ.

Недавно мне задали вопрос: В какой форме представлены десять заповедей в книгах Исход 20 гл. и Второзаконие 5 гл. записанные Богом на каменных скрижалях? (в Библии они названы десятословием, или декалогом от др.-греч. δέκα — десять, и λόγοι — слова)
В нескольких предыдущих статьях мы касались с вами спорных, а иногда и ошибочно переведенных текстов Синодального перевода Библии.
В данном случае декалог, одно из таких мест.
В Синодальном переводе, как и большинстве переводов глагольная форма десятословия представлена в настоящем времени повелительного наклонения.
«Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради» … и т. д. И большинством христиан называется ЗАКОНОМ.
То есть сводом правил, постановлений обязательных к исполнению.

На самом деле Библия называет десятословие — ЗАВЕТОМ.
Исх.34:28 И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал [Моисей] на скрижалях СЛОВА ЗАВЕТА, десятословие.
Втор.9:11 По окончании же сорока дней и сорока ночей дал мне Господь две скрижали каменные, СКРИЖАЛИ ЗАВЕТА.
(греч. диатеке и евр. Берит. переведенное на русский язык словом ЗАВЕТ, означает — обещание, соглашение, договор, союз, завещание.)

В еврейском тексте Танаха, как и в греческом переводе Ветхого завета- Септуагинте, глаголы десяти заповедей стоят не в повелительном наклонении (императив), а в изъявительном (индикатив). Этот фрагмент Писания не приказывает что-либо делать. В нём Бог описывает условия договора в повествовательном ключе: у тебя не будет других богов, ты не сделаешь кумиров и изображений, не будешь им служить и поклоняться, ….
Озвучу как эти заповеди звучат в оригинале (Исх.20) :
И изрёк Бог все слова эти, говоря:
Я Сущий Бог твой, который вывел тебя из земли египтян, из дома рабов.
Не БУДЕТ у тебя иных богов над лицом моим.
Ты НЕ БУДЕШЬ делать себе идола и никакого образа того, что на небесах сверху ….
Ты НЕ БУДЕШЬ произносить имя Сущего Бога твоего впустую ….
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней БУДЕШЬ трудиться и делать всякие дела твои, но день седьмой суббота для Сущего Бога твоего: НЕ БУДЕШЬ делать всякого дела ты, ….
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Сущий Бог твой даёт тебе. (Единственная заповедь с глаголом в повелительном наклонении. )
Ты НЕ БУДЕШЬ убивать.
Ты НЕ БУДЕШЬ развратничать.
Ты НЕ БУДЕШЬ воровать.
Ты НЕ БУДЕШЬ давать ответ о ближнем твоём свидетельством лжи.
Ты НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ дома ближнего твоего, НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ жены ближнего твоего ….

В оригинале это форма обетования.
Другими словами Бог обещает Своему народу- Я сделаю так, что ты не станешь этого делать.
Даже желания не будет.
Но это действие Бога а не человека, ибо Бог производит и хотение и действие.
Декалог есть обязательство Бога по отношению к Своему народу, что он (народ) не будет лгать, убивать и так далее. Этот завет не взваливает на плечи народа то, что соблюсти он не может.
Перед нами не запрет, а приглашение. Приглашение в мир любви и свободы. Тот самый мир, вступив в который однажды, нам никогда не захочется покидать. Перед нами приглашение познать Того и соединиться с Тем, Кто может и хочет сделать нас счастливыми.

Личные отношения подразумевают познание того, кого любишь. Познание подразумевает постоянное возрастание в любви, потому что чем больше мы узнаем того, кого любим, тем сильнее наша любовь.
Бог говорит каждому из нас: Вступи со Мной в личные отношения, познай Меня и убедись — ты больше не будешь делать всего этого. Почему? Да потому что ты будешь любить Меня. Ты не сможешь не любить Меня. Потому что Я люблю тебя. И наша любовь будет свободным выбором свободного Бога и свободного человека.

P.S.
Интересно что именно такую форму десяти заповедей приводит нам и Новый завет. Приведу вам несколько мест по греческому тексту:
Матф.19:18
«Говорит Ему, Какие? Же Иисус сказал, Не БУДЕШЬ убивать, Не БУДЕШЬ прелюбодействовать, Не БУДЕШЬ красть, Не БУДЕШЬ лжесвидетельствовать, …»

Рим.13:9
«Ведь: Не БУДЕШЬ прелюбодействовать, Не БУДЕШЬ убивать, Не БУДЕШЬ красть, Не БУДЕШЬ вожделеть, …»

Еще один текст это хорошо известная НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ.

Матф.5:21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай,
Матф.5:27 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

Так вот, оба глагола в этих стихах, и Οὐ φονεύσεις (не убивать) и
Οὐ μοιχεύσεις (не прелюбодействовать) также стоят в будущем времени.
НЕ БУДЕШЬ убивать.
НЕ БУДЕШЬ прелюбодействовать.
С припиской — что ИМЕННО ТАК БЫЛО СКАЗАНО ДРЕВНИМ.

Все заповеди стоят в будущем времени.
Так читали эти заповеди Матфей, Павел и Христос.

Мироненко Игорь.

1 комментарий

Добавьте свой

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: