ВТОРАЯ ГЛАВА ДАНИИЛА

ВТОРАЯ ГЛАВА ДАНИИЛА


#константинеску #истукан #книга_даниила #даниил #субботняя_школа

ВТОРАЯ ГЛАВА ДАНИИЛА

Как мы говорили ранее, книга Даниила — это апокалиптическая книга. В эту категорию входят намного больше книг, чем книга Даниила и книга Откровение. Этот жанр появился в Иудее во втором веке до нашей эры. Книга Даниила была включена в еврейский канон в третий раздел — Танах, в книги, одобренные для чтения. Эта часть Ветхого Завета была написана позднее всех, и позднее всех канонизирована, только во втором веке после Р. Х. Книга Даниила — это единственная апокалиптическая книга, которая вошла в Ветхий Завет потому, что она в какой-то мере отражает всемирную историю.

Греки первыми задались вопросом всемирной истории, и книга Даниила в сильной мере отражает греческую концепцию всемирной истории. Поэтому мы должны применить принцип интертекста при изучении второй главы книги Даниила. Концепция 4-х царств впервые появилась в греческой истории намного раньше, чем она появилась у Даниила. Первым автором всемирной истории был Геродот, умерший в 425 году до нашей эры. Слово «хистория*, от которого происходит «история*, по-гречески значит «расследование». То есть, Геродот попытался произвести расследование на тему, каковы причины войны между греками и персами. До Геродота причиной войн были боги, Геродот первым попытался понять исторические, человеческие причины начала войны. В своей попытке понять истину Геродот использовал историографию, он цитировал греческие, персидские, египетские и ассирийские документы. В наше время археологами были найдены глиняные таблички, подтверждающие его высказывания и раскрывающее некоторые из его заблуждений. Одним из его ключевых выражений было «так должно было случиться*.

По Геродоту, вся история делится на четыре царства: Ассирия, Мидия, Персия и Греция. Геродот умер до победы Александра Македонского над Персией, но он предсказал победу греческой культуры, свободы и демократии над культурой рабства. Геродот назвал эти четыре царства всемирными империями. После Геродота как у евреев, так и у римлян появился вопрос о пятом царстве, это продолжилось и в христианстве, когда они интерпретировали четыре царства как Вавилон, Мидо-Персию Грецию и Рим, а 5-е Царство — это Царство Божие.

Многими пятое царство воспринималось как как царство, прерывающее всемирную историю и несущее абсолютно новую эру. Евреи считали, что пятым царством будет мессианская эра, а у римлян новой эрой считалась римская империя. Подобный менталитет существует и в наши дни, многие верят, что со Вторым пришествием Иисуса придет конец Западной цивилизации, придёт конец сильной Европе и Америке, ведь мы воспринимаем Запад как последнюю империю.

Вопрос заключается в том, почему у Геродота Вавилон не находился в числе четырех царств. Он его не включает, потому что Вавилон не был всемирной империей, он был всего лишь локальной империей. Первой всемирной империй была Ассирия, а Вавилон был частью Ассирии. По книге Исайи мы знаем, что Израиль вошёл в коалицию с Вавилоном и Египтом против Ассирии. Для заключения этого договора вавилоняне пришли к царю Езекии, а Исайя критиковал царя за вступление в этот союз. Он считал, что лучше остаться под Ассирией, так как как они уже нашли с империей общий язык. Пророка не послушали, и в этой войне Ассирия одержала победу над коалицией Израиля, Вавилона и Египта. Впоследствии мидяне одержали победу над Ассирией, они породнились с Вавилоном и стали всемирной империей. После победы мидяне позволили Вавилону управлять Месопотамией и Палестиной. После этого Кир побеждает мидийцев и вавилонян, устанавливая Персидскую империю.

Если сравнить историю по книге Даниила с Геродотом, то между ними существуют определенные отличия. Во-первых, неверное определение Дария Великого, которого Даниил назвал Дарием Мидянином, которого никогда не существовало. Во-вторых, неверное представление истории Набонида и Валтасара. Но самая большая ошибка — это представление золотой головы истукана Вавилоном, а не Ассирией.

Автор книги Даниила ошибся, потому что что Израиль был завоёван Вавилоном, а не Ассирией. Вследствие того, что Иерусалим был повержен Навуходоносором, они посчитали что золотая голова — это Вавилон. Хотя Иудея и была под властью Ассирии, она платили Ассирии дань, но Ассирия не разрушила город Иерусалим и храм.

И, несмотря на то, что автор книги Даниила знал историю Геродота, он заменил первое царство — Ассирию — на Вавилон, вторым царством он поставил Мидию, назвав Дария Мидянином, хотя тот был персом, разрушившим восставший Вавилон. Первым одержал победу над Вавилоном Кир. Персия в книге Даниила третья империя, а Греция — четвертая.

Оригинальным в повествовании Даниила является представление империй в виде 4-х металлов, которые убывают по своей ценности, но возрастают по прочности. Этот аспект сразу притягивает внимание читателей, и производит неизгладимое впечатление.

Железные ноги явно указывают на Александра Македонского, а период эллинизма — это железо, смешанное с глиной, — семейные связи между династией Селевкидов и Птолемеев. По 11-й и 8-й главам Даниила, история заканчивается эллинистическим периодом, и главной проблемой автора является атака Антиоха Эпифана на святилище.

Шокирующим аспектом является тот факт, что что при падении камня, (а камень является символом горы Синай, гора, которая растет и заполняет весь мир, — это гора Синайская, так как существует пророчество, что гора Синайская станет самой большой горой в мире и все народы будут приносить к ней дары и будут здесь поклоняться), говорится о периоде, когда власть над всеми народами дастся народу Израильскому. Когда этот камень падает, он не разрушает только ноги, он разрушает всего истукана.

В тот период, когда живёт автор, история находится под стопами истукана, автор чувствует на себе ношу всей предыдущий истории. И здесь, подобно Геродоту, автор Даниила описывает всю ту тяжесть истории, которая давит на человека. Человек не может свободно сделать выбор, как ему жить, его свобода лимитирована теми решениями, которые были приняты до него его предками. Так что как идеи, и как события, вся тяжесть прошлого давит на настоящие. И этот камень, который летит на нас, это не просто следующий этап развития, это удаление той тяжести, под которой мы находимся.

С этого времени всё то, что было в прошлом, больше не будет иметь на нас влияния. Это что-то совершенно новое, это первый раз, когда появилась идея радикальной революции, революции, которая рвет все связи с прошлым и начинает всё сначала, У иудеев этим камнем была вера в мессианскую эру, которая впоследствии породила и идею всех революций, начиная с французской революции. Проблема только в том, что такой разрыв с прошлым так никогда и не стал возможен. Проклятие прошлого никогда не перестает давить на нас.

Это нормально — мечтать о том, что с прошлым можно покончить раз и навсегда, сделать абсолютный разрыв с прошлым и начать всё сначала. Но, как из религиозной, так и из из обычной истории мы обнаруживаем, что, каждый раз, когда мы начинаем всё сначала, прошлое всё равно гонится за нами.

Издревле существовало множество толкований книги Даниила. Иудеи также понимали четыре царства как 4 империи: Ассирия, Персия Вавилон и Греция. Оракулы Сивилл из первого века, написанные иудео-христианами, также понимали эти четыре царства, Рим тогда не имел никакого значения. Мерзость запустения, о которой упоминает Иисус, была понимаема в те времена, как 4 империи, среди которых не было Рима. Рим интерпретируется как самозванец, подделка прихода Мессии, Рим заявляет о себе, как разрывающий с прошлым, принесший мир и цивилизацию. Многим казалось, что с приходом Рима человечество вступает в новую эру, особенно с приходом императора Августа. Распространенным мнением было, что Август, или Цезарь, — это лжемессия. Если четыре царства — это империи от Сирии до Греции, а пятая империя — это Царство Божье, то Рим — это ложная пятая империя.

Эта идея появляется во Втором послании к Фессалоникийцам: Антихрист не придёт до тех пор, пока тот, кто стоит на пути, не будет удалён, в том смысле, что Рим будет свергнут перед тем, как появится Антихрист.

Интерпретация второй главы Даниила менялось на протяжении веков. Так, ещё отцы церкви стали интерпретировать Рим как четвертое царство, а 5-е царство стало Вторым Пришествием Христа. Но Даниил интерпретировал четыре царства как Вавилон, Мидию, Персию и Грецию, он изменил толкование 4-х царств Геродота, но оставил идею «так должно было произойти, так решил Бог, таков неизбежный ход истории».

Эдмонд Константинеску, пастор румынской церкви АСД, Чикаго

Другие статьи автора www.vk.com/econstantinescu
Перевод Игорь Белый

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: