СВИДЕТЕЛЬСТВА О ВИДЕНИЯХ УАЙТ КАК ПОСЛЕДСТВИЯХ ТРАВМЫ(Часть 5)

СВИДЕТЕЛЬСТВА О ВИДЕНИЯХ УАЙТ КАК ПОСЛЕДСТВИЯХ ТРАВМЫ(Часть 5)


СВИДЕТЕЛЬСТВА О ВИДЕНИЯХ УАЙТ КАК ПОСЛЕДСТВИЯХ ТРАВМЫ
(Часть 5)

То, что Елена Уайт действительно верила в важность своей работы и божественное участие в ней, ясно из следующих утверждений:
«Свидетельства исходят от Духа Божьего или от дьявола. Вооружаясь против рабов Божиих, вы делаете дело либо для Бога, либо для дьявола».
E. G. White, Testimonies for the Church 4 (1876):230 (reprint Oakland, California: Pacific Press Publishing Association, 1948).

«Если вы стремитесь отклонить совет Божий в угоду себе, если вы уменьшаете доверие Божьего народа к свидетельствам, которые Он послал им, вы восстаете против Бога так же, как восстали Корей, Дафан и Авирон… В этих письмах, которые я пишу, в свидетельствах, которые я приношу, я представляю вам то, что Господь представил мне. Я не пишу ни одной статьи в газете, выражающей только мои собственные идеи. Это то, что Бог открыл мне в видении — драгоценные лучи света, сияющие от престола. Это правда относительно статей в наших газетах и во многих томах моих книг».
Там же. 5:66-67; см. так же, Selected Messages 1:29. Review and Herald, 20 Jan. 1903; Ellen G. White, Colporteur Ministry (Mountain View, California: Pacific Press Publishing Association, 1953). 125.

Почему Эллен пришла к таким выводам относительно характера и значения своей работы? Возможно, это был постепенный процесс, в первую очередь из-за влияния и давления всех тех, кто её окружал, кто полагал, что её мистические переживания должны иметь сверхъестественное, божественное происхождение. Этот процесс начался с её первых снов и продолжался до её последнего видения. Вполне понятно, что Эллен полностью убедилась в том, что все эти сны и видения были прямыми божественными откровениями, чтобы она могла наконец сказать (и поверить):

«В древние времена Бог говорил с людьми устами пророков и апостолов. В эти дни Он говорит с ними через Свидетельства Своего Духа».
E. G. White, Testimonies for the Church 4:147-148.

Однако при жизни Эллен были и те, кто ставил под сомнение божественное происхождение её видений. Джеймс Уайт в 1847 году опубликовал письмо «любимого брата» о видениях Эллен.

«Я не могу одобрить видения сестры Эллен как богодухновенные, как вы и она думаете; тем не менее я не подозреваю ни малейшего оттенка нечестности ни в одном из вас в этом вопросе … Я думаю, что то, что она и вы считаете видениями от Господа, является только религиозными грёзами, в которых её воображение бесконтрольно пробегает темы, которые её больше всего интересуют. Пока она так поглощена этими грёзами, она потеряна для всего вокруг. Грёзы бывают двух видов: греховные и религиозные. Её — последние».
J. White. A Word to the Little Flock. 22.

Другие предполагают психические или физические причины. Эллен упоминает месмеризм (форму гипноза), как причину или объяснение её видений. Эта возможность даже пришла ей в голову
(см. E. G- White, Early Writings of Mrs. White (1882; reprint, Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Association. 1925). 22.)

Другим объяснением её видений была истерия, и это предположение повторялось на протяжении всей её жизни. Интересно, что Эллен диагностировала у одной из своих единоверцев истерию. Она написала:

«Дорогая сестра Ф., у вас больное воображение… Вы, несомненно, наносите вред не только себе, но и другим членам вашей семьи, и — особенно вашей матери… Её разум становится неуравновешенным из-за частых приступов истерии, свидетелем которых она вынуждена быть».
E. G. White, Testimonies for the Church 5:31 0.

Были другие коллеги Эллен и Джеймса, которые отвергали сверхъестественное происхождение видений Эллен. Среди них был Исаак Уэллком (Велком), которого крестил Джеймс Уайт в 1844 году и активно участвовал в движении Второго Пришествия.

Он написал: «Эллен Г. Хармон… была странно напряжена телом и разумом… падала на пол… (мы помним, как её ловили дважды, чтобы она не упала на пол)… на собраниях она говорила с большим жаром и быстротой до падения, когда, как она утверждала, ей были показаны чудесные видения Неба и то, что там происходило. Она утверждала, что видела, как Христос оставил служение посредника и принял роль Судьи, закрыл дверь милосердия и вычёркивал имена из книги жизни… Мы видели её в Польше, Портленде, Топшам и Брансуик в начале этого служения, и часто слышал, как она говорила, и несколько раз видел её падение, и слышал, как она рассказывала о чудесах, которые, по её словам, её небесный Отец позволил ей увидеть. Её сверхъестественные или ненормальные взгляды не были легко поняты как видения, но как духовные взгляды на невидимые вещи, которые были довольно распространены среди методистов… Эти видения были не чем иным, как отголосками проповедей старейшины [Джозефа] Тёрнера и других, и мы рассматривать их как продукт перевозбужденного воображения её ума, а не как факты».
Isaac Wellcome, History of the Second Advent Message (Yarmouth, Maine: Advent Christian Publication Society, 1874); Jacob Brinkerhoff, The Seventh-day Adventists and Mrs. White’s Visions (Marion, Iowa: Advent and Sabbath Advocate, 1884), 4-6.

Джейкоб Бринкерхофф и его брат У. Х. Бринкерхофф (рукоположенный Джеймсом Уайт) активно участвовали в работе церкви АСД в период 1860-65 годов. Джейкоб писал в 1884 году:

«Миссис Уайт пользуется среди них высокой репутацией лидера… отчасти из-за её притязаний на божественное вдохновение. Вскоре после разочарования в 1844 году у неё было так называемое первое видение. Это были трудные времена для веры адвентистов, без сомнения; и она была очень молода в то время и имела очень слабое здоровье… В волнении того времени и в этом слабом состоянии тела её разум, казалось, отделился от тела, в трансе, в котором ум продолжает быть активным и формирует представления на основе предвзятых мнений, возбуждения события или окружающих обстоятельств. В то время их интересовало переживание адвентистов, и в её видении или в трансе её разум обращался к тому же предмету, как к естественному следствию… Мы не удивляемся, что её видения рассматривались ею как нечто естественно, и теми, с кем она общалась как с откровениями от Господа. Такие явления в природе встречаются не часто; и в то время, когда различный фанатизм приписывался работе Бога, неудивительно, что это должно было быть так. Будучи полностью поглощённой своими религиозными воззрениями и переживаниями, её разум, находясь в состоянии транса, действовал в том же направлении, когда она была в состоянии бесчувственности. Транс — это состояние бесчувственности; каталепсия; экстаз… Те, кто хоть немного знаком с историей видений миссис Уайт, читали, что главное утверждение о её божественном вдохновении состоит в том, что она совершенно бесчувственна; но это только подтверждает позицию, которую мы занимаем, что они вызваны только нездоровым и неестественным состоянием её тела и разума».
Dudley M. Canright, «Mrs. E. G. White and Her Revelations, «Michigan Christian Advocate. 8 Oct. 1887; idem, «Mrs. E. G. White and Her Revelations; Wellcome, History of the Second Advent Message; Brinkerhoff. The Seventh-day Adventists and Mrs. While’s Visions, 4-6.

Это звучит почти так, как будто Бринкерхофф собирался назвать это височной эпилепсией. Но на этом он пока остановился, т.к. этот термин ещё не был придуман. Чуть позже в своей статье он добавляет: «Они упускают из виду тот факт, что они (видения) могут быть не вдохновлены ни Богом, ни сатаной, а могут быть только человеческими или исходить от её собственного разума; их источник.

Дадли Кэнрайт в 1887 году назвал её травму головы причиной ее видений:

«В возрасте девяти лет она получила страшный удар по лицу, который сломал ей нос и чуть не убил её. Она была без сознания в течение трёх недель. Это потрясение её нервной системы было истинной причиной всех последующих видений».
D. M. Canright, Life of Mrs. E. G. White (Cincinnati, 1919), 170-188.

В 1919 году он специально предложил в качестве причины эпилепсию. Примечательно, что все симптоматические диагнозы, которые она при жизни применяла к своим мистическим переживаниям, покрываются неизвестным в то время состоянием височной эпилепсии.
D. M. Canright, Life of Mrs. E. G. White (Cincinnati, 1919), 170-188.

Доктор Уильям Садлер, который был хорошо знаком с Эллен Уайт, писал в 1912 году:

«Люди, находящиеся в каталептическом трансе, нередко представляют себе путешествие в другие миры. На самом деле чудесные описания своего опыта, которые они описывают после того, как эти каталептические приступы закончились, настолько уникальны и чудесны, что служат основой для основания новых сект, культов и религий… Согласно примечательным исследованием психологии стоит отметить, что эти медиумы, находящиеся в трансе, всегда видят видения, соответствующие их теологическим убеждениям… /////////Почти все эти жертвы трансов и нервной каталепсии рано или поздно начинают считать себя посланниками Бога и пророками Неба; и, без сомнения, большинство из них искренне верят в это. Не понимая физиологии и психологии своих недугов, они искренне начинают смотреть на свои своеобразные душевные переживания как на нечто сверхъестественное, в то время как их последователи слепо верят всему, чему они учат, из-за предполагаемого божественного характера этих так называемых откровений».
William S. Sadler, The Physiology of Faith and Fear (Chicago: A. C. McClurgand Company, 1912), 461-462. See also idem, The Mind at Mischief (New York and London: Funk and Wagnalls, 1929). 382.

В 1906 году Сэдлер написал Эллен письмо на девяти страницах в качестве ответа на её приглашение, чтобы каждый, у кого есть «недоумения и печали на уме относительно свидетельств, которые я принесла, указать, каковы их возражения и критика».
Ellen G. White, Letter 120 (1906), in Arthur L. White, The Later Elmshaven Years (Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Association, 1982), 90-95; Arthur L. White. The Early Elmshaven Years (Washington, D.C.: Review and Herald Publishing Association, 1981), 349.

Артур Л. Уайт опубликовал выдержки из длинного письма Сэдлера, в которых перечислены заданные автором вопросы.

Продолжение в части 6
Часть 1: http://adventism.pro/doctrines/znachenie-cherepno-mozgovoj-travmy-ellen-uajt/
Часть 2: http://adventism.pro/doctrines/znachenie-cherepno-mozgovoj-travmy-ellen-uajt-chast-2/
Часть 3: http://adventism.pro/doctrines/posttravmaticheskaya-simptomatika-e-uajt-posle-neschastnogo-sluchaya-chast-3/
Часть 4: http://adventism.pro/doctrines/posttravmaticheskaya-simptomatika-e-uajt-posle-neschastnogo-sluchaya-chast-4/
Автор: Моллерус Куперус, доктор медицины, Адвентист Каррентс, июнь 1985 года/Molleurus Couperus, M.D., Adventist Currents , June 1985. Doug Hackleman/Дуг Хаклеман, редактор
Источник: https://bibleblog.ru/znachenie-cherepno-mozgovoj-travmy-ellen-uajt/

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: