SOLA SCRIPTURA

SOLA SCRIPTURA


SOLA SCRIPTURA

В честь того что в 2017 году празднуется 500 лет реформации, адвентисты эту тему облизали со всех сторон во всех возможных источниках. В урочниках, в различных статьях так или иначе воспевающих реформацию, даже горячо мной любимый круглый стол специально назначили на 31 октября, чтобы потом намекать на связь этого события с событиями 500-летней давности.

Адвентисты всеми силами хотят примазаться ко всеобщей шумихе вокруг этого события. Одна из статей, которые я прочитал на эту тему, называется «Какое значение имеет Реформация в современном мире», в ней перечисляются принципы реформации и тот вклад, который они внесли в формирование современного общества. Во время чтения у меня постоянно возникал вопрос, а какую роль эти принципы реформации играют сегодня в церкви АСД? Это замечательно, что некие принципы, которые мы считаем хорошими, формируют общество, но нас гораздо больше должно интересовать как эти принципы формируют нашу церковь.

Первым принципом, о котором я хотел бы поговорить, является Sola Scriptura. Этот принцип определяет Библию как единственный источник вероучения, также определяющий истинность предания.

Какой конкурент может посоперничать с величайшей книгой для каждого христианина? Ответ, думаю, вполне очевиден. Это Елена Уайт. Объем написанных ею(и под ее именем) книг в десятки раз превышает объединенный в Библию труд многих людей: апостолов, учеников, пророков и летописцев. И все книги Е.Уайт оказывают влияние на вероучение адвентистов седьмого дня как в масштабе всей церкви, так и на личном уровне.

Что определяет чью истинность?(Е. Уайт уже нет в живых так что речь идет о ее книгах, потому обращение «что» вполне уместно) Библия проверяет истинность Е. Уайт или Е. Уайт проверяет истинность Библии? Ответ на этот вопрос на первый взгляд очевиден для всех, но только на первый. Огромное число адвентистов отдают предпочтение в толковании Библии именно Е. Уайт, забывая про принцип, которому нас учат на библейских курсах — Библия трактует сама себя. Множество адвентистов считают Елену Уайт безошибочным толкователем Писания, таким образом очевидный ответ превращается в неочевидный — Елена Уайт становится проверяющим фактором, а не Библия. Если вы трактуете Библию не как Е. Уайт, адвентисты даже могут усомниться в вашей принадлежности к своей церкви, но то что Елена Уайт становится критерием принадлежности к церкви это отдельная тема.

На такие соображения обычно отвечают, что на самом деле Е. Уайт в церкви АСД находится на месте чуть меньшем, чем Библия. Что она является малым светом, который ведет к большему свету, Библии. К сожалению, такая риторика ведется исключительно для успокоения тоскующих по принципу Сола Скриптура, в церкви вы ее не услышите высказанной вслух, или услышите крайне редко и в связи все с теми же тоскующими. В основном настаивается, что изучать Е. Уайт как самостоятельные произведения, а не как нечто ведущее к Слову, исключительно полезно и нужно. Если задаешь вопрос о том, что раз она как малый свет ведет к большому свету, люди уже изучающие Библию без Е. Уайт в ней не нуждаются, то ее фанаты делают недовольные лица и начинают доказывать обратное. Кроме того, в принципе Сола Скриптура присутствует слово «только», которое показывает, что даже поставив Е.Уайт чуть ниже Писания, мы отрекаемся от этого принципа. Либо только Писание, либо Писание и Е.Уайт в любом статусе — ниже, таком же или выше.

Без Е. Уайт представить некоторые части нашего вероучения, если основываться только на Библии, либо сложно, либо невозможно. Например, частью нашей эсхатологии является утверждение, что в некотором будущем государством будет принят закон о воскресном дне, когда всем нам запретят не работать в субботу и обяжут святить воскресенье. Откуда взят воскресный день — из Библии или из Е. Уайт? Довольно очевидно, что Е. Уайт притянула воскресный день из опыта первых адвентистов, когда их арестовывали за работу в воскресенье, тогда такие законы существовали. В современном мире такое представить сложно, но на это обычно отвечают, что все может быстро поменяться. Может быстро поменяться, а может очень быстро не поменяться. Попробуйте найти закон о воскресном дне в Библии… Придется очень сильно тянуть за уши, пока они не станут размером с ослиные, и некоторые тянут по единственной причине, потому что у них истинность проверяется Е. Уайт, а не Библией. Потому что если не притянуть Библию за уши, то она и не истинна получается.

Таким образом Е. Уайт в том виде, в котором она существует сейчас, в виде стоящей над Библией надзирательницы или подпирающей Библию помощницы, отменяет реальность существования в АСД принципа Сола Скриптура.

Кроме нее, Библию иногда побеждают урочники, что я обсуждал тут https://vk.com/wall-56015180_1117. Или отдельные авторы, которые даже не претендуют на звание пророка, но хотят внести свой вклад в укрепление адвентистских позиций, жертвуя при этом Библией. Или желание отдельных людей кого-нибудь исключить из церкви в ситуациях, когда Библия никаких санкций на человека накладывать не предусматривает.

Сколько бы мы не хотели примазаться к 500-летию реформации, принцип Sola Scriptura в нашей церкви, к сожалению, не работает. Повторю еще раз, это хорошо, когда принципы, которые мы считаем хорошими, формируют общество, но нам гораздо важнее, чтобы они формировали нас и нашу церковь. Если принцип Sola Scriptura хороший, давайте будем применять его в жизнь, а если он плохой, давайте скажем об этом и забудем о реформации вообще.

Кот-адвентист

https://vk.com/kot_sda

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: