САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ НЕ-АДВЕНТИСТ В ИСТОРИИ НАШЕЙ ЦЕРКВИ (1)

САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ НЕ-АДВЕНТИСТ В ИСТОРИИ НАШЕЙ ЦЕРКВИ (1)


#история_асд #уолтер_мартин #изменения_доктрин #доктрины_асд #реформа_адвентизма

САМЫЙ ВЛИЯТЕЛЬНЫЙ НЕ-АДВЕНТИСТ В ИСТОРИИ НАШЕЙ ЦЕРКВИ 

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА:

(Имя Уолтера Мартина практически ничего не говорит большинству русскоязычных адвентистов, хотя в христианских евангелических кругах это имя широко известно, поэтому мы решили восполнить этот пробел и познакомить русскоязычных адвентистов с этим человеком. Кто же такой Уолтер Мартин? Уолтер Ральстон Мартин (1928 — 1989) — христианский служитель, богослов, писатель, автор десятков книг. Наиболее известной его работой является книга “Царство культов”, совокупный тираж которой во всём мире превышает 500 миллионов экземпляров. Книга входит в десятку самых популярных религиозных изданий. Отдельные главы книги были посвящены разным псевдо-христианским культам — мормонам, Свидетелям Иеговы, Христианской науке и другим квази-христианским культам. До середины 50-х годов книга включала в себя и главу об адвентистах седьмого дня.

Нижеприведенная статья, написана в 1989 году, через несколько дней после смерти Мартина. Хотя статья и написана с враждебных Мартину позиций, но всё-таки достаточно информативно рассказывает о том, как и почему эта глава об адвентистах не вошла в последующие издания книги “Царство культов”, о внутренней кухне ГК, о влиянии не-адвентиста Уолтера Мартина на внутреннюю трансформацию адвентизма, о противодействии этой трансформации. На наш взгляд, роль Уолтера Мартина в отказе адвентизма от легализма (законничества) 1950-х годов трудно переоценить.
!! Обращаем ваше внимание: статья написана консервативным адвентистом, желающим вернуть “доктринальную чистоту церкви времён пионеров”.)
=====
На днях умер Уолтер Р. Мартин. Этот человек оказал более сильное влияние на изменение доктрин адвентистов седьмого дня, чем любой другой неадвентист в истории нашей деноминации. Вот краткий обзор того, что он сделал, как он умер, и, возможно, почему он умер. И завершим мы статью кратким обзором его силы убеждения, которой он обладал в 1950-х годах.КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ. Дональд Грей Барнхаус был ведущим евангелистом и писателем в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Пастор 10-ой пресвитерианской церкви в Филадельфии, он был популярным радиоведущим, автором нескольких книг, а также основателем и главным редактором журнала “Вечность” (Eternity Magazine). Уолтер Мартин привлек его внимание, когда еще был аспирантом по истории американской религии в университете Нью-Йорка. К 1955 году Мартин, как генератор энергии, уже написал несколько книг об американских культах.

Мартин принадлежал к конгрегации южных баптистов. Той весной он приехал в Вашингтон, округ Колумбия, в качестве редактора-консультанта журнала “Вечность” и директора по апологетике культов в издательстве Zondervan (крупнейшее христианское издательство в США) и направился в штаб-квартиру Генеральной конференции. Войдя, он представился и сказал, что свою следующую книгу он собирается написать об адвентистах седьмого дня, и спросил, могут ли ему дать что-нибудь в качестве исходных материалов.

Он был почти уверен, что его вышвырнут за дверь, но вместо этого его провели в офис Л.Э. Фрума, ведущего исследователя Генеральной Конференции в то время. Фрум попросил присутствовать еще двух сотрудников Генеральной конференции: Роя Аллена Андерсона, секретаря Ассоциации служителей при Генеральной конференции, и У. Рид, второго исследователя Генеральной Конференции. Андерсон, работая с Фрумом, немедленно взял под контроль ситуацию со стороны адвентистов. Андерсон мог бы гордиться тем, что мог подружиться со всеми, с кем встречался, а при этом он практически контролировал всё здание ГК: какой бы проект ни начинал Андерсон, президент Генеральной конференции Рубен Р. Фигур полностью его поддерживал.

Андерсон позвонил У. Риду и Л. Фруму, двум исследователям из Генеральной конференции, и направил Уолтеру Мартину очень дружелюбное приглашение.

Мартин привез с собой Джорджа Э. Кэннона (профессора греческого языка и теологии из Миссионерского колледжа Найака в Найаке, штат Нью-Йорк). Приветливый, но всегда сообразительный и настойчивый, Мартин сказал, что, по его мнению, было бы хорошо, если бы они могли провести еще несколько таких встреч. (Барнхаус посетил несколько из этих более поздних сессий.)

МАРТИН ПРЕДСТАВЛЯЕТ СВОИ ВОПРОСЫ. Мартин представил адвентистским лидерам список того, что он считал сомнительными доктринами, и попросил письменных ответов. Наши люди увидели здесь прекрасную возможность евангелизировать другие церкви. Все, что им нужно было сделать, — это сформулировать свои ответы таким образом, чтобы Мартин с ними согласился, а затем он напишет свою книгу и объявит адвентистов седьмого дня “братьями-евангелистами”. Это была великолепная возможность, — по крайней мере так думали Андерсон и Фрум, подготовившие все эти «ответы на вопросы по доктринам».

По одному из вопросов они стояли на твердой почве: Мартин нашел арианские утверждения (арианство — антитринитарное учение о том, что Христос был сотворенным существом) у некоторых из наших писателей 19 века, но они заверили его, что арианство не является учением нашей церкви. Но у Мартина были другие вопросы. Он сказал им, что адвентистов нельзя считать “евангельскими христианами”, если они верят, что после Голгофы будет ещё какое-то искупление (таким образом, отрицая служение в небесном Святилище); если они верят, что послушание Закону Божьему необходимо для спасения; или, что Христу, когда Он находился на земле, было необходимо соблюдать заповеди Божьи, поэтому, если Он соблюдал их, то и мы должны соблюдать, поскольку Он наш образец.

Фрум написал ответ объёмом в двадцать страниц на предварительные вопросы Уолтера Мартина. Ответы были переданы Мартину на следующей встрече, и он разбирал их до двух часов ночи. Те из вас, кто читал книги Лероя Эдвина Фрума (например, «Движение, предначертанное Богом»), знают, что Фрум был экспертом в подборе правильных слов. Как правильно отметил старейшина Ральф Ларсон в “Мошенничестве с документами” (Documentary Fraud), Фрум мог взять несколько отрывков из Духа Пророчества и заставить их говорить прямо противоположное тому, что они говорили изначально. Он был мастером тонких перефразировок.

Следующая встреча с Мартином была особо знаменательной. На этой встрече Мартин объявил, что, судя по ответам, он ошибся в своем понимании некоторых из наших учений, но что есть другие учения, по которым у него все еще имеются вопросы. Наши лидеры поняли, что, если они тщательно сформулируют свои ответы, то смогут добиться признания от своих собратьев-евангелистов из основных протестантских церквей Америки!

ЗАТЯГИВАЯ УЗЛЫ. Мартин осознавал, что если адвентистские лидеры будут давать ему только такие уклончивые (в оригинале double-tongued — двуязычные, лживые) доктринальные формулировки, то толку от их встреч будет немного. Тогда предложил кое-что, что должно было преобразовать ситуацию: перейти от частных встреч в узком формате к обсуждению доктрин на уровне всей деноминации. Мартин только просил об этом, но помните, что когда Мартин что-то просил, на заднем плане всегда была завуалированная угроза, что, если это не будет сделано, он напишет о нас ту ужасную книгу.

Уолтер Р. Мартин предложил следующее: он задаст нашим лидерам длинный список вопросов, а наши лидеры представят свой список ответов, которые были бы приемлемы для современных экуменистов. Затем адвентисты должны ОПУБЛИКОВАТЬ эти вопросы и ответы на них в КНИГЕ, которая будет доступна всем адвентистам, а также будет разослана в протестантские библиотеки по всему миру. Очевидно, что главной заботой Мартина было ЗАТВЕРДИТЬ эти ответы в ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ФАКТЫ, тем самым привлекая всех адвентистов к новым позициям.

А в свою очередь,он опубликует свою книгу, оправдывающую адвентистов седьмого дня как замечательных людей, которые полностью являются христианами в общепринятом значении этого слова, и определенно не являются культом.

Эти встречи начались весной 1955 года, и продолжались в течение многих месяцев вплоть до 1956 года. Чтобы предотвратить всемирное восстание адвентистов против этой странной новой доктринальной книги, на одном из собраний Мартин попросил, чтобы до публикации книги эти вопросы и ответы были отправлены большому количеству адвентистских лидеров по всему миру. Андерсон и Фрум разослали документы 250 мировым лидерам адвентизма, таким образом вовлекая их, чтобы они не осмелились позже поднимать шум и возмущаться против книги.

Но был один человек, о котором Фрум и Андерсон договорились между собой, что он не должен получить копии глав этой книги. Этим человеком был старейшина М.Л. Андреасен. Андреасен по своему положению был на голову выше любого другого теолога в деноминации. В конце 1930-х годов именно он был выбран Генеральной конференцией в качестве преподавателя первого экспериментального класса, который впоследствии станет Теологической семинарией адвентистов седьмого дня. В 1940-х годах он писал книгу за книгой об Учении о Святилище, и в этой теме он разбирался лучше, чем любой другой в деноминации. Фрум и Андерсон знали, что этот твердый адвентист, непреклонно стоящий на стороне Духа Пророчества, не примет новый свет о том, что искупление было завершено в 31 году нашей эры.

(Хотя с июня 1955 г. по июнь 1958 г. автор сей заметки был студентом адвентистской семинарии, располагавшейся по соседству со зданием Генеральной конференции, он также работал ночным уборщиком в здании Генеральной конференции в то время, когда Фрум рассылал эти документы, по одной главе за раз, 250 адвентистским лидерам. Он видел стопки бумаг в офисе Фрума.)

Вся эта история обсуждается гораздо более подробно в нашем 120-страничном сборнике “Евангелические конференции”. Туда включено и многое, многое другое: фотокопии ключевых статей из журналов Вечность (Eternity), журнала Служение (Ministry), отрывков из нашей результирующей доктринальной книги “Адвентисты седьмого дня отвечают на вопросы по доктринам” и книги Уолтера Мартина “Истина об адвентизме седьмого дня”.

СТАТЬЯ-БОМБА. Гром среди ясного неба разразился вместе с первой статьей Дональда Барнхауза в его журнале Eternity, в которой рассказывалось о проводимых конференциях. Опубликованная в сентябре 1956 года, она была первым публичным упоминанием о каких-либо конференциях для кого-либо, кроме ведущих адвентистских работников и некоторых из нас, студентов семинарии!

Сам Барнхаус в том же номере назвал её «статьей разорвавшейся бомбы». И это было очень точным определением. Но все же наши лидеры не решались опубликовать что-либо на страницах журнала Ministry. Андерсон и Фрум начали путешествовать по миру, встречаясь с адвентистскими работниками, пытаясь их завоевать их расположение. Наконец, в декабре 1956 года в журнале Ministry появилось первое четкое упоминание о проводимых евангелических конференциях. За ним последовали еще два (март 1958 г. и апрель 1960 г.). Все эти статьи вы найдете в нашем сборнике “Евангелические конференцие”. Статья от декабря 1956 г. (озаглавленная «Изменение отношения к адвентизму») сопровождалось статьей Л. Е. Фрума под названием “Искупление — сердце нашей вести”. В нем он подчеркивает мысль, которую позже изложит в своей будущей книге «Вопросы о доктрине», что искупление произошло на Голгофе, а не позже.

Перевод сообщества «Прогрессивные Адвентисты»
==========================================
http://www.sdadefend.com/Ad-history/walter_martin.htm
THE MOST INFLUENTIAL NON-ADVENTIST IN THE HISTORY OF OUR CHURCH

1 комментарий

Добавьте свой
  1. 1
    Сергей

    Сложно проверить этот рассказ. Автор не указан. В оригинале тоже не нашел авторство.

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: