ПОИСКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЕЛЕНЫ УАЙТ

ПОИСКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЕЛЕНЫ УАЙТ


#елена_уайт #поиски_правды #пророчица_здоровья

ПОИСКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЕЛЕНЫ УАЙТ

Когда в 1972 году я начал размышлять над возможностью написать книгу о Елене Уайт, я боялся, что этот труд может оказаться напрасным. Я знал, что церковь Адвентистов Седьмого дня никогда не опубликует ничего критического по отношению к матери-основательнице, и я подозревал, что ни один не адвентистский издатель не заинтересуется такой узкой, ограниченной темой. Однако, когда мой друг Верн “гарантировал,” что найдёт для меня издателя, я двинулся вперёд, уверенный, что по крайней мере сам получу пользу от этого труда. К моему большому удовлетворению, эта книга не только внесла вклад в переоценку Уайт в Адвентизме, но и превратила её из практически неизвестного исторического актёра в звезду второй величины на сцене Американской религиозной истории.

Нынешние поиски исторической Елены Уайт начались в конце 1960-х годов. Хотя я присоединился к этому проекту на ранней стадии, я не могу притязать на честь за его запуск.

За тридцать лет, прошедших с момента появления моей книги «Пророчица Здоровья», два ключевых документа выявили то, что в значительной степени способствует нашему пониманию раннего служения Уайт, и того, как её современники воспринимали её притязания на божественное вдохновение.

В 1987 году адвентистский историк Фредерик У. Хойт наконец набрался смелости обнародовать историческую бомбу, которую он обнаружил несколькими годами ранее: опубликованную (но давно забытую) стенограмму судебного процесса над миллеритским пресвитером в штате Мэн, Израилем Деймоном, в начале 1845 года, обвинённым в бродяжничестве и нарушении спокойствия.

Протокол судебных заседаний показывает, что семнадцатилетняя Елена Хармон, сопровождаемая Джеймсом Уайтом (своим будущим мужем), была охвачена тем же самым “фанатизмом,” который она позже осудит: целования, прикосновения, ползания и крики. В ходе судебного разбирательства около трёх десятков свидетелей дали показания о деятельности Деймона и его буйных адвентистских соратников.

Они изобразили Елену Хармон молодым экстазным посредником, которую называли “Образом Христа,” и которая часами лежала на полу с подушкой под головой, получая и рассказывая свои видения. Эта картина вряд ли соответствовала приличной картине молодой пророчицы, позже нарисованной Уайтами и их сторонниками. [Брюс Уивер, “Происшествие в Аткинсоне: арест и суд Израиля Деймона,”
Адвентистские потоки , III (апрель 1988 года): 16-35]

В 1979 году редактор Спектра Моллер Купер опубликовал ранее не изданную стенограмму невинно названной “Библейской конференции” для церковных лидеров, состоявшейся в 1919 году, всего через четыре года после смерти Уайт. В течение двух дней хранители репутации Уайт боролись с такими потенциально взрывоопасными вопросами, как: “Каким образом мы должны использовать писания духа пророчества (то есть писания г-жи Уайт) в качестве авторитета для решения исторических вопросов?”

Артур Г. Даниэльс, давний президент церкви и доверенное лицо покойной пророчицы, определил две наиболее острые проблемы с общественностью, стоящие перед церковью: “Одна из них связана с непогрешимостью, а другая — со словесным вдохновением.” Он — и другие участники — определили конкретные случаи плагиата, а также процесс, посредством которого “многое попало в Свидетельства,” что, по широко
распространённому мнению, пришло непосредственно из видений Уайт.

По личному опыту Даниэльс знал, что “бесполезно кому-либо подняться и заявить о словесном вдохновении Свидетельств, потому что каждый, кто когда-либо видел эту проделываемую работу, лучше знает что мы могли бы отмахнуться от этого.”

Он подозревал, что Джеймс Уайт давно предвидел трудности, с которыми теперь сталкивается церковь: Он знал, что брал свидетельства сестры Уайт и помогал выписывать их, и делать их понятными, грамматически правильными и ясными. Он знал, что делал это постоянно. И он знал, что нанимаемые ими секретари брали их и приводили в грамматически правильное состояние, переставляли предложения, завершали предложения, и использовали слова, которые сама сестра Уайт не писала в своём оригинальном экземпляре.

“Если бы это объяснение было принято и передано вниз, — задумчиво сказал он, — мы были бы свободны от многих затруднений, которые есть у нас сейчас.” Но вместо того, чтобы смело рассказывать членам церкви об обычаях Уайт, он и его коллеги робко скрыли заседания своей удивительно откровенной конференции. [Моллер Купер, “Библейская конференция 1919 года,” Спектр , X (май 1979 года): 23–57.]

Рональд Намберс «Пророчица здоровья»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: