ПНЕВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ

ПНЕВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ


ПНЕВМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ

 

Адвентизм предлагает одновременно благородную и потенциально легитимную версию сценария конца времени, однако этот сценарий не является единственно возможным. Желание подчинить сценарий последних времён как таковых историческому видению адвентистов было бы противоречивым и парадоксальным. Оба (и конец времени, и его историческое видение) проиграют. Сам конец времени проиграет, потому что останется только одна его версия — адвентистская, — но и адвентизм также проиграет, потому что он останется с искаженной версией последних времён. Здесь важна эсхатология, а не адвентизм. Адвентизм будет важен только в той мере, в какой он наилучшим образом свидетельствует о последних временах.

 

То же самое относится и к книге «Великая борьба». Эта книга поучительна, проницательна и ценна для понимания последних времён, если её правильно прочитать и понять. Но она представляет собой лишь одну версию, а не совокупность возможных версий конца времени, особенно учитывая тот факт, что она написана более века назад.

 

Всё то же самое можно сказать и о субботе, которая, согласно адвентизму и «Великой борьбе», станет центральной категорией, определяющей обоснованность любого религиозного опыта в конце времени. Адвентистская версия субботы — одна из возможных, но не единственная. Суббота, как и конец времени, больше, чем их версии, которые пытаются разработать различные деноминации.

 

По этим причинам важно, чтобы адвентизм, твердо придерживаясь своих легитимных убеждений, оставался трезвым и смиренным в своем толковании конца времени и, прежде всего, способствовал как внутреннему, так и внешнему множественному пониманию. Это происходит не только потому, что конец времени представляет собой сложную реальность, которую можно воспринимать с разных точек зрения, но прежде всего потому, что сама Библия, на чей авторитет мы ссылаемся, всегда давала многочисленные и не всегда взаимодополняющие версии важных событий истории. Этот факт вносит напряжение, в котором проявляется более полная перспектива событий. На самом деле Библия дает нам разные версии Сотворения (Бытие 1 и 2), разные версии Иисуса (родословия Матфея и Луки), разные версии ранней церкви (еврейско-христианская церковь с Петром в качестве точки отсчета, но в то же время языческая христианская церковь с Павлом в качестве центральной фигуры). Таким образом, важно не только говорить о грядущем конце, что у адвентизма получается хорошо, но так же нужно обеспечить рассмотрение различных точек зрения, что адвентизма получается хуже, а иногда даже, кажется, что он вообще не заботится об этом.

 

«Пневматологический поворот» — это гипотеза чтения, которую я формулирую в этой серии статей. Пневматология — это раздел христианского богословия, посвященный Святому Духу. Моя гипотеза призвана предложить альтернативное видение как сценария последнего времени, так и прочтения «Великой борьбы». Эта гипотеза не брезгует традиционной, а просто пытается обновить и дополнить её, и по своей сути она говорит о том, что относительно сценария конца времени адвентизм сконструировал чересчур христоцентрическую и деонтологическую (деонтология — учение о проблемах морали и нравственности) версию, вероятно, более соответствующую времени зарождения адвентизма. Однако в наши дни эта версия кажется не только жесткой, но и не отвечающей на вопросы нашего времени. Именно Святой Дух является истинным героем конца времени, и поэтому адвентизм выиграет, если переориентируется на роль Духа в последних событиях.

 

Центральное место субботы, Десяти заповедей и очищение святилища дали первоначальную версию конца, но в то же время рискуют исказить её, сведя её к опыту согласованности, верности и послушания. В последнее время послушание, безусловно, будет необходимо, но будет ли его достаточно? И здесь в дело вступает Святой Дух.

 

На самом деле, в начале второй части «Великой борьбы» есть три главы, которые представляют сердцевину книги и говорят об исполнении пророчества о 2300 годах (глава 22), очищении святилища (глава 23) и ходатайственном служение Христа (глава 24). Эти три главы говорят о Троице с точки зрения Святого Духа. Кроме того, в главе 22, за описанием пророчеств, мы находим содержание, сосредоточенное на Святом Духе. В главе 23, за описанием святилища, мы также находим описание Отца и Его присутствия через Духа. В главе 24, за описанием ходатайства Христа, мы также находим представление о ходатайстве Духа. Таким образом, эти главы представляют собой мини-трактат о Троице, видимой через Святого Духа.

 

Но именно Эллен Уайт вводит этот «пневматологический поворот», и она вводит его в двух ключевых моментах книги: во введении и в начале части II, в главе 22. Во-первых, введение «Великой борьбы» — это смелый и революционный трактат по пневматологии. Она пишет:

 

Согласно Слову Бога, Его Дух должен продолжать свою работу на протяжении всего евангельского времени. В течение долгих столетий, когда создавались Писания Ветхого и Нового Заветов, Святой Дух помимо откровений, которые должны были найти свое воплощение в священном каноне, не переставал также просвещать и отдельные души. Сама Библия говорит нам о том, что Святой Дух предостерегал, обличал, увещевал и наставлял людей не для того лишь, чтобы все это было записано в Священном Писании. Там также упоминается и о пророках, живших в различные века, но слова которых остались не записанными. И когда работа над составлением канона Писания была завершена Святой Дух продолжал просвещать, предостерегать и утешать детей Божьих. (ВБ, viii)

 

Во-вторых, в начале части II, говоря о Троице, Уайт явно исправляет традиционную пневматологическую подчиненность не только адвентизма, но и всего западного христианства, воплощенную в классической форме «Филиокве». Как? Путем изменения порядка представления Троицы. Работа Духа не подчинена работе Отца и Сына, но только благодаря присутствию и действию Святого Духа работа Отца и Сына может быть оформлена как таковая. Конец понятен только из действия Святого Духа. Уайт пишет в главе 22, комментируя притчу о десяти девах из Матфея 25:

 

Но неразумные, «взявши светильники свои, не взяли с собою масла», «мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих». И эти люди получили благодать Божью, то есть возрождающую силу Святого Духа, Который сделал Слово Его «светильником для ноги и светом для стези их». В страхе Божьем они изучали Писание, чтобы узнать истину, и искренне стремились к чистоте жизни и сердца. (ВБ 393).

 

Этот экстраординарный богословский ход Уайт использован для описания последних времён через действия Святого Духа. Это то, что мы, адвентисты, должны восстановить и использовать, чтобы лучше ответить на вопросы, которые видение конца поднимает в наше время. Однако, как считается в «Великой борьбе», это остается неполным изложением. В культурном контексте, религиозном происхождении, личной биографии пневматология не полностью изучена Эллен Уайт и остаётся в основном скрытой. Её сильный акцент на освящении, который она унаследовала от уэслианского методизма и подкрепляет её адвентизмом, основанном на законе и субботе, препятствует полному раскрытию её пневматологии.

 

На самом деле её пневматология остаётся пневматологией освящения. В Новом Завете понимание Духа не монолитно. Мы сталкиваемся с несколькими возможными пневматологиями, которые сосуществуют при некотором напряжении. Типичная «пневматология освящения» Посланий (Галатам 5:13–26) противопоставляется, например, евангельской, согласно которой Святой Дух не приходит до тех пор, пока Иисус не вернётся на небеса. Напротив, Святой Дух предшествует рождению Иисуса и даже делает его возможным (Матфея 1:20). Но пневматология Матфея описывает не только временное превосходство Святого Духа над воплощением Иисуса. Она также по-другому квалифицирует его, связывая Дух с зарождением самой Жизни. Иисус рождается из жизнелюбивого изобилия Духа. В этой «пневматологии жизни», разъяснённой Матфеем, работа Святого Духа не заканчивается усилием контролировать жизнь и её невоздержанность (освящение), но прежде всего выражается в том, чтобы сделать её одновременно возможной и изобилующей (оживление). Это биоцентрическое видение Святого Духа, также мастерски описанное в главе 37 Книги Иезекииля.

 

Пневматология Уайт имеет тенденцию оставаться пневматологией освящения, а не жизни. И это подчинение Духа можно проследить в том, как она описывает подчинение Святого Духа Библии. Действительно, Уайт пишет об этой повторяющейся паре (Дух — Библия) в главе 22:

 

Дух и Слово находятся в полнейшей гармонии. Если человек, проверяя себя Словом Божьим, обнаруживает полное соответствие своего характера Слову, тогда он может считать, что обладает истиной; но если он видит, что дух, управляющий им, не соответствует общей направленности Закона Божьего и всего Слова, тогда он должен быть очень осторожным, чтобы не попасть в сети дьявола. (ВБ 396)

 

Таким образом,  чего не достаёт Уайт и её “Великой борьбе” — это «пневматологии жизни», выраженной, например, в Откровении 11:11. «По прошествии же трех дней с половиною вошел в них Дух жизни от Бога, и они стали на ноги свои; и великий страх напал на видевших их».

 

Именно дух дает жизнь двум свидетелям и, таким образом, Библии. Очищение святилища не имеет ничего общего с нравственным или духовным пуризмом, но является подготовкой к утверждению жизни. Сама суббота — это вопрос не чисто хронологического или юридического соблюдения, но свидетельства жизни. И даже начертание зверя, описанное третьим ангелом, не может быть сведено к формальному знаку введения дня покоя, но имеет отношение к отречению от жизни даже через чисто хронологическую защиту субботы.

 

Следовательно, последние времена — это времена Духа, и именно Дух гарантирует три основных качества:

 

– Во-первых, всеобщность эсхатологических времён. Без универсализма нет эсхатологии, потому что именно он делает последние времена эсхатологическими посредством Духа. Таким образом, понятие «Остаток» является законной категорией, но вторичной по отношению к универсалистскому горизонту эсхатологии, и именно в этом свете его следует понимать, а не наоборот.

 

– Во-вторых, благодаря Духу последние времена — это обобщённый период времени. Поэтому благородные и законные категории нравственной и духовной чистоты и совершенства являются зависимыми категориями и должны истолковываться исходя из включенности Духа, а не наоборот.

 

– В-третьих, в конце времени Дух открывается как Дух Жизни. Таким образом, категория «Освящение» является необходимой, но все еще неполной вторичной категорией, которую следует рассматривать в свете Жизни Духа, а не наоборот.

 

Следовательно, в этом порядке идей в конце времени центральным является вопрос не об «истине или лжи», “нравственной правильности или нравственной неправильности», «освящении или распутстве», «послушании или непослушании», а по существу о «жизни или смерти». И именно Дух является гарантом религиозности Жизни.

 

Ханц Гутьеррес — перуанский богослов, философ и врач. В настоящее время он является заведующим кафедрой систематического богословия на итальянском адвентистском богословском факультете университета Вилла Аврора и директором CECSUR (Культурный центр гуманитарных и религиозных наук) во Флоренции, Италия.

 

===

Перевод сообщества «Прогрессивные адвентисты»

https://spectrummagazine.org/views/2022/pneumatological-turn

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: