О НЕЧИСТОЙ ПИЩЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

О НЕЧИСТОЙ ПИЩЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ


#нечистая_пища #степанов #реформа_здоровья #взгляд_писания

О НЕЧИСТОЙ ПИЩЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Некоторое время назад в одной из групп социальных сетей я познакомился с полемикой под роликом, записанным одним из «правоверных» младо-старцев нового протестантизма на предмет двойных стандартов в сфере религии… Ключевая иллюстрация ролика – люди, считающие, что учение Ветхого Завета о чистой и нечистой пище сохраняет свою силу и во дни Нового Завета. Ролик достаточно агрессивный и, на мой взгляд, относится к жанру религиозной истерики в стиле: «Как неправы те, кто думает не так, как мы!»

Я лично убеждён, что такие «агитки» стоит оставлять без внимания, однако, судя по развёрнутой под роликом дискуссии между верующими, часть приверженцев кошерной диеты, действительно эту свою приверженность пытаются доказать, оперируя терминами «чистое» и «нечистое», другие же с этим подходом согласиться не могут. Я полагаю, что следующее кратенькое исследование может быть полезным для заинтересованных в этом вопросе христиан.
В одном из фрагментов Евангелия от Марка содержится достаточно ясный вывод самого автора Евангелия в отношении пищи. Делает он этот вывод из слов Христа о том, что НИЧТО, входящее в чрево человека, не может его осквернить.

Однако ряд переводов, включая Синодальный, передают этот вывод Марка весьма смутно. Предлагаю сравнить разные переводы этого фрагмента:

***Мк.7:18,19 (Синодальный) «Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что НИЧТО, ИЗВНЕ ВХОДЯЩЕЕ В ЧЕЛОВЕКА, НЕ МОЖЕТ ОСКВЕРНИТЬ ЕГО? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, [чем] очищается всякая пища».
Невзирая на то, что текст ясно говорит, что «НИЧТО», принятое в пищу не может осквернить человека, всё же здесь содержится некоторый смутный смысл, согласно которому всякая пища очищается тем, что проходит сквозь чрево человека и выходит вон. Типа того, что превратившись в процессе переваривания в то, что выходит вон, она стала чистой. Весьма абсурдно выглядит…

Но в переводе этого текста епископом Кассианом (Безобразовым) появляется иной смысл. Мысль об очищении выглядит уже не как прямая речь Иисуса, а как вывод, сделанный из слов Христа автором Евангелия – Марком.

***Мк.7:18,19 (Кассиана) «И Он говорит им: неужели и вы еще не разумеете? Не понимаете, что НИЧТО, ИЗВНЕ ВХОДЯЩЕЕ В ЧЕЛОВЕКА, НЕ МОЖЕТ ОСКВЕРНИТЬ ЕГО? Потому что входит не в его сердце, но в чрево и выходит вон (тем самым ОН ОБЪЯВЛЯЕТ ЧИСТОЙ ВСЯКУЮ ПИЩУ)».

Аналогично Кассиану этот фрагмент переводится и в Современной Русской Библии, и в Библии РБО-2011 года.

***Мк.7:18,19 (Современная Русская Библия) «Он им ответил: «Неужели вы тоже не понимаете? Разве вы не видите, что НИЧТО, ВХОДЯЩЕЕ В ЧЕЛОВЕКА ИЗВНЕ, НЕ МОЖЕТ ОСКВЕРНИТЬ ЕГО? Ибо оно идёт не в сердце к нему, а в желудок и затем выходит вон». (Так ОН ОБЪЯВИЛ ВСЮ ПИЩУ ЧИСТОЙ.)»

***Мк.7:18,19 (Библия РБО-2011) «»Так и вы такие же бестолковые? — ответил Он. — Не понимаете, что ВСЕ ТО, ЧТО ВХОДИТ ИЗВНЕ В ЧЕЛОВЕКА, НЕ МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ЕГО НЕЧИСТЫМ, потому что идет не в сердце, а в желудок, а оттуда выбрасывается в отхожее место?» (Этим ОН ОБЪЯВИЛ ЧИСТОЙ ЛЮБУЮ ПИЩУ.)»

То есть, евангелист Марк ясно утверждает, что Иисус объявил чистой ВСЯКУЮ пищу. Это утверждение невозможно понять иначе, да и не нуждается оно в дополнительной интерпретации.

Примечательно то, что М.П. Кулаков, будучи приверженцем адвентистской традиции, основывающей свой взгляд на пищу с оглядкой на ветхозаветные принципы, но и он, являясь человеком чести, не смог в своём переводе утаить эту важную заметку Марка.

***Мк.7:18,19 (Институт перевода Библии в Заокском): «И Он ответил им: «Неужели и вы ‘все еще’ не понимаете? Разве не знаете, что ВСЕ, ВХОДЯЩЕЕ В ЧЕЛОВЕКА ИЗВНЕ, ОСКВЕРНИТЬ ЕГО НЕ МОЖЕТ? Проникает-то оно не в сердце его, а в чрево и потом выходит наружу? (Тем ‘самым ОН ПОЯСНИЛ, ЧТО’ ВСЯ ПИЩА ‘САМА ПО СЕБЕ’ «ЧИСТА».)»
Такой перевод этого фрагмента Евангелия вполне соответствует и взгляду апостола Павла:

***Рим.14:14-20 (Библия РБО-2011) «Я знаю, я твердо уверен благодаря единению с Господом Иисусом, что НЕТ НИЧЕГО, ЧТО БЫЛО БЫ САМО ПО СЕБЕ НЕЧИСТО. Только то, что человек считает нечистым, становится ДЛЯ НЕГО нечистым. Но если ты огорчаешь брата тем, что ешь какую-то пищу, ты уже не живешь по закону любви. Так не губи своей пищей того, за кого умер Христос. Итак, пусть то, что вы считаете добрым для себя, не вызывает дурных толков. Ведь ЦАРСТВО БОГА НЕ ЕСТЬ НЕЧТО, ОТНОСЯЩЕЕСЯ К ЕДЕ ИЛИ ПИТЬЮ. Оно – справедливость, мир и радость, которые дает Святой Дух. И если человек так служит Христу, он угоден Богу и почитаем людьми. Итак, мы должны стремиться к тому, что несет нам мир и взаимную поддержку. Не разрушай ради пищи дело Бога. ЕСТЬ МОЖНО ВСЕ, но плохо, если ты вводишь человека в грех пищей, которую ешь».

***Тит.1:14-15 (Библия РБО-2011) «Пусть отстанут от еврейских вымыслов и не слушают предписаний тех, кто отвернулся от истины. ДЛЯ ЧИСТЫХ ВСЁ ЧИСТО, а для грязных и неверующих нет ничего чистого, потому что у них грязны и ум, и совесть».

***Евр.13:9 (Библия РБО-2011) «Не дайте разным диковинным учениям сбить себя с пути. Хорошо, если внутреннюю силу дает Божья доброта, А НЕ ЗАКОНЫ О ПИЩЕ, ПОТОМУ ЧТО ОНИ НЕ ПРИНЕСЛИ НИКАКОЙ ПОЛЬЗЫ тем, кто их соблюдает».

А поэтому, в свете Нового Завета, говоря о диете, мы конечно же не можем опираться на ветхозаветные законы о нечистоте. Если их принять христианам, то будет честно принять их все и пропагандировать «бытовой иудаизм» внутри христианства! Но правда заключается в том, что в Новом Завете существуют лишь нечистые аморальные поступки и нечистые духи…

Не так давно исполнилось ровно 23 года с тех пор, как я стал вегетарианцем, и я действительно считаю такой гастрономический подход полезным для человека. Однако при этом я уверен в том, что сколько бы бекона или креветок ни съел благословенный баптист или католик, это ни на йоту его не осквернит, хотя печень разрушить или лямблиями и трихинеллёзом заразить эта «кухня» вполне сможет.

А потому одним из благ христианской жизни является весть именно о здоровье во всех его аспектах, а не о ветхозаветной нечистоте тех или иных представителей фауны. Мы, будучи адвентистами седьмого дня, являемся христианами, которые верят в то, что последнее слово во всех вопросах веры сохраняется за Новым Заветом. И не едим мы свинину или кроликов исключительно по причине здорового образа жизни, но не по причине нечистоты. Иначе мы были бы рабами большого противоречия…

С уважением, Александр Степанов

https://vk.com/alexanderstepanov71?w=wall189239331_522%2Fall

Коммантариев: 2

Добавьте свой
  1. 1
    Сергей

    Имхо, однобокий анализ. Думаю, Иисус не менял ничего в законе, Он раскрывал правильно его суть — и о субботе (Мк.2:27), и о жертвах (Мф.5:23,24), о посте (Мф.9:14,15), о молитве (Мф.6 гл ) и пр.:
    «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.»
    (Матф.5:17)
    Ежи Москала написал диссертацию на тему чистой/нечистой пищи. Стоит с этим исследованием ознакомится любому, кто хочет основательно раскрыть вопрос.

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: