КЕЙС ОТ КЕЙСБОЛТА: ЮБИЛЕИ УИЛЬЯМА МИЛЛЕРА

КЕЙС ОТ КЕЙСБОЛТА: ЮБИЛЕИ УИЛЬЯМА МИЛЛЕРА


КЕЙС ОТ КЕЙСБОЛТА: ЮБИЛЕИ УИЛЬЯМА МИЛЛЕРА

 

 

“Кейс от Кейсболта» — это серия статей, в которой исследуются пророческие толкования, позаимствованные Эллен Уайт у Уильяма Миллера.

 

В первой части этой серии я привел миллеровскую интерпретацию пророческого периода в 2520 дней в году — семь времен язычников. Во второй части я представил интерпретацию Уильямом Миллером Осии 6:1–3. О мусульманском мире, о котором якобы идёт речь в Откровении 9, мы говорили в третьей части. Разбор миллеровской интерпретации Луки 13:32–33 — это четвертая часть. Теперь же, в пятой части, я исследую интерпретацию юбилейного пророческого периода Миллера, которое представляет собой интересный пример того, как одни и те же методы, лежащие в основе 2300-летнего пророческого периода, снова и снова вводили Миллера в заблуждение.

 

Как неоднократно подчеркивалось в этой серии, Эллен Уайт была убеждена, что Миллер имел особое божественное руководство, что привело к прорыву миллеристского понимания «последних дней». Уайт писала:

 

“Я видела, что Бог послал Своего ангела, чтобы проникнуть в сердце фермера, не верившего Библии, и побудил его исследовать пророчества. Ангелы Божьи неоднократно посещали этого избранного, направляли его разум и открывали его для пророчеств, которые всегда были тёмными для Божьего народа.[1]

 

В результате Миллер смог обнаружить 15 математических доказательств того, что конец наступит в 1843 году. В 1843 году Миллер сформулировал свой тезис в одном предложении: «Время доказывается пятнадцатью разными способами». Эти 15 способов пророческой хронологии доказывают, что конец наступит в 1843 году». [2] У него было так много доказательств, что ему было трудно убедить своих редакторов включать больше четырех или пяти одновременно. Все 15 из них не уместились бы в его схеме 1843 года. Как показывает это пятое тематическое исследование, настоящие истолкования текстов Миллером не свидетельствуют о качественном «понимании» «пророчеств, которые когда-либо были тёмными для Божьего народа».

 

Один из менее известных пророческих периодов Миллера — период юбилеев. Текст, на который Миллер (а затем и Эллен Уайт) опирался в качестве доказательства, был Левит 25:8, 10–12:

 

И отсчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтобы было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет. . . . И освятите пятидесятый год и объявите свободу по всей земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение своё, и возвратитесь каждый в свою племя. Юбилеем будет тот пятидесятый год для вас: не сейте и не жмите того, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных лоз ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас;  с поля ешьте произведения ее.

 

Несмотря на то, что предсказательный пророческий язык здесь полностью отсутствует, это всё же давало Миллеру полную свободу проявления своего воображения. Миллер мог предложить любую продолжительность своего гипотетического юбилейного “пророческого периода”. В данном случае он утверждал, что текст описывает юбилей юбилеев. Это, по его предположению, могло бы произойти, если «49 умножить на 50 лет = 2450 лет». Почему 2450 лет? Потому что, говорил Миллер, существует семь видов суббот, кульминацией которых станет совершенная суббота на небесах, которая начнется при втором пришествии в 1843 году с первым воскресением. Когда начнутся 2450 лет? По Миллеру, праздновать юбилей могла только свободная еврейская нация. Следовательно, последний еврейский юбилей праздновался в последний год царствования Иосии перед тем, как евреи были взяты в плен. Этот юбилей Миллер датировал 607 годом до н.э. Затем он всего лишь подсчитал настолько просто, что даже 12-летний ребенок, такой как Эллен Хармон, мог бы понять: 2 450 – 607 = 1 843. Юбилейный пророческий период был всего лишь одним из 15 «способов пророческой хронологии, [которые] доказывают конец в 1843 году». Но, как заметил Кай Арасола в «Конце историцизма», Миллер не смог найти ни одного текста, указывающего на 50-летний юбилей. Он также не обратился к научным дебатам о том, праздновали ли евреи юбилей каждые 49 лет или каждые 50 (49+1) лет.[4]

 

Эллен Уайт была абсолютно права, когда приписывала Миллеру цитирование нескольких текстов из Священных Писаний для подкрепления его аргументов. Но даже поверхностное прочтение цитируемых текстов указывает на то, что тексты не содержали того, что, по предположению Миллера, они говорили. Конечно, что касается его гипотезы о юбилее, Левит 25 никоим образом не является предсказательным пророческим периодом. Это явно предписывающий текст. Даже если допустить, что он является пророческим, нет никакого ясного или даже туманного пророческого интервала в 2450 лет. Кроме того, если бы можно было различить интервал в 2450 лет, то не было бы четко определенной даты начала, кроме как в воображении Миллера. Миллер создал интервал в 2450 лет практически ex nihilo (из ничего).

 

Для любого, кто не склонен подобно Миллеру видеть предсказательные пророческие периоды, скрывающиеся в каждом тексте с цифрами, ясно, что доказательство Миллера “юбилея юбилеев”, мягко говоря, нелепо. Таким образом, остается загадкой, почему Эллен Уайт приписывала ему сверхъестественное пророческое понимание, за исключением её собственного исторического, психологического и социологического контекста. Ей было двенадцать лет, она страдала от хронической черепно-мозговой травмы и была вовлечена в изолированную субкультуру, которая осудительно называла разумных критиков Миллера «синагогой сатаны», как Эллен выразилась в своих первых видениях. Как она утверждает, рассказывая о своём первом сне, она испытывала великий ужас и тревогу по поводу своего сомнительного спасения, если она не войдёт в Храм Миллеризма, как она это видела в своём сне.[5]

 

В следующем тематическом исследовании будет рассмотрено пророческое доказательство Миллера о шестом тысячелетии.

 

 

Примечания и ссылки:

[1] Эллен Г. Уайт, Духовные дары (Батл-Крик, Мичиган: Steam Press of the Review & Herald, 1858), 1:128.

[2] Кай Арасола, Конец историцизма (Сигтуна, Швеция: Datem Publishing, 1990), 91–94.

[3] Кай Арасола, Конец историцизма (Сигтуна, Швеция: Datem Publishing, 1990), 91–94.

[4] Кай Арасола, Конец историцизма, 115–116.

[5] Кейсболт, Дитя Апокалипсиса, 23–26.

_________________

Дональд Э. Кейсболт учился по программе MDiv в Университете Эндрюса, изучал семитские языки и протестантское богословие в Университете Карла Эберхарда в Тюбингене, Германия, и провел два года в докторантуре Восточного института Чикагского университета. Он опубликовал книгу «Дитя Апокалипсиса: Эллен Г. Уайт» в 2021 году. Вторая книга, «Дочь отца Миллера», была опубликована Wipf & Stock в 2022 году. Он практикующий медработник на пенсии.

 

Перевод сообщества “Прогрессивные адвентисты”

 

Case by Casebolt: William Miller’s Jubilees (spectrummagazine.org) 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: