КАК ФУНДАМЕНТАЛИЗМ ПОВЛИЯЛ НА АДВЕНТИЗМ

КАК ФУНДАМЕНТАЛИЗМ ПОВЛИЯЛ НА АДВЕНТИЗМ


КАК ФУНДАМЕНТАЛИЗМ ПОВЛИЯЛ НА АДВЕНТИЗМ

Обзор книги Майкла У. Кэмпбелла “1922 год — подъём адвентистского фундаментализма” (Pacific Press Publishing Association, 2022)

 

Возникновение и развитие фундаментализма в американском протестантизме и его влияние на адвентизм интересовали меня с первых шагов на моём богословском пути. Я был убежденным фундаменталистом, пока не получил степень бакалавра в колледже Ньюболд в Англии. Когда в 1965–1966 годах я продолжил учебу в Университете Эндрюса, некоторые из моих любимых профессоров, в частности доктор богословия Сакаэ Кубо, серьезно оспорили эти фундаменталистские взгляды. Он порекомендовал мне прочитать несколько книг на тему фундаментализма, и в результате я довольно быстро вырвался из его ловушек.

 

Чуть более двух десятилетий назад я снова начал много читать о роли фундаментализма в христианском богословии и об отношениях между адвентизмом и фундаментализмом. Тогда же меня пригласили представить серию «Пляжных лекций 2000 года», и я решил подготовить статью, состоящую из двух частей, на тему «Адвентизм седьмого дня и фундаментализм». Казалось, что она хорошо вписывалась в общую тему — религиозное и культурное разнообразие — ежегодных лекций на пляже [1]. С тех пор я по-прежнему живо интересуюсь этой темой, поэтому чтение и рецензирование последней книги Майкла Кэмпбелла «1922: Подъем адвентистского фундаментализма» было для меня привилегией, а не просто одним из пунктов в моем списке дел.

 

Майкл У. Кэмпбелл, который до недавнего времени был профессором богословия и церковной истории в Юго-Западном адвентистском университете в Кине, штат Техас, недавно был назначен директором по архивам, статистике и исследованиям Североамериканского дивизиона АСД. Эта последняя публикация является продолжением его более ранней книги «1919 год — Нерассказанная история борьбы адвентизма с фундаментализмом», посвященной Библейской конференции 1919 года и ее последствиям. Эта конференция 1919 года имела решающее значение, но долгое время оставалась скрытой в безвестности, поскольку стеннограммы лежали незамеченными в деноминационных архивах до начала 1970-х годов [2]. Со временем, как нам было обещано, за этим новым вкладом Кэмпбелла в изучение адвентистской истории последует третье исследование, в котором будет рассказано о его дальнейших исследованиях влияния фундаментализма на адвентистскую церковь в десятилетие после сессии Генеральной конференции 1922 года, которая является конечной точкой настоящего исследования.

 

В этом скромном 150-страничном издании Кэмпбелл собрал много информации, и многие читатели, считающие себя хорошо разбирающимися в истории адвентистской деноминации, вероятно, откроют для себя что-то новое. Во всяком случае, таков был мой опыт. Автор описывает ключевые характеристики фундаментализма в протестантской Америке начала ХХ века и роль основных лидеров фундаменталистского движения, а также то, как адвентизм принимал и адаптировал идеи фундаментализма, испытывая трудности, в частности, с вопросами, связанными с вдохновением Священного Писания, и вопросом о том, как труды Эллен Уайт соотносятся с Библией.

 

В эпоху после Первой мировой войны адвентисты чувствовали себя «в осаде» из-за расследований Федерального бюро расследований (ФБР) в отношении некоторых из его лидеров на предмет их лояльности государству и определенных аспектов их богословия, таких как пророческие толкования, которые рисовали довольно негативную картину роли Америки в сценариях последнего времени (28, 29). Однако, как и многие другие конфессии в Соединенных Штатах, адвентистская церковь чувствовала, в частности, угрозу со стороны либерального духа времени и модернистской «новой теологии», которая пронизывала большую часть американского протестантизма. Лидеры адвентистской мысли согласились с лидерами других церквей в том, что слишком либеральный подход к богословию быстро набирает силу в их высших учебных заведениях. Это требовало решительных действий для защиты адвентистской идентичности деноминационных колледжей и подчеркивало необходимость четко отличать истину от заблуждения, разрабатывая утверждения, определяющие основные адвентистские убеждения.

 

Вторая глава с довольно интригующим названием «Мускулистый адвентизм» была для меня, пожалуй, самым увлекательным разделом книги. Первоначально адвентистское движение было довольно прогрессивным с точки зрения гендерных ролей, но ситуация резко изменилась в фундаменталистской атмосфере, которая все больше окутывала церковь в 1920-е годы. «Мускулистая» (т. е. подчеркивающая мужественность) разновидность христианства сложилась под влиянием политических и социальных тенденций в США и как следствие оппозиции либеральному богословию. Вдохновленные протестантскими авторами-фундаменталистами, адвентисты также публиковали «литературу, посвященную определению гендерных ролей адвентистских женщин». Эти публикации «становились все более догматичными в отношении женской одежды и поведения» (43). Общим результатом стало почти полное исчезновение адвентистских женщин с руководящих должностей в конфессии.

 

В следующей главе (3) речь идет о стремлении фундаменталистов в адвентистской церкви очень подробно определить, что воплощает в себе чистое богословие. Кэмпбелл замечает, что в наши дни адвентисты седьмого дня часто хорошо осведомлены об изложении веры 1931 года, но мало или совсем ничего не знают о трех разных утверждениях, сформулированных в 1919 и 1920 годах, а также о связи между различными «фундаменталистскими» заявлениями, подобными символам веры, и фундаменталистским духом, который витал в церкви. Кэмпбелл указывает на тринитарный аспект, который, что весьма примечательно, даже подтверждается фактическим использованием термина «Троица» (52). Текст всех трёх утверждений находится в одном из приложений к книге.

 

Защита учения о буквальном шестидневном творении от становившейся всё более популярной теории эволюции (глава 4) стала важной характеристикой адвентистского фундаментализма. Особое внимание в этой главе уделяется роли Джорджа Маккриди Прайса, который стал одним из самых выдающихся мыслителей адвентистского фундаментализма. [3] В этой главе автор вводит малоизвестное, но эффективное выражение “вооружения” ( в значении “оснащения оружием) веры (65). ). Этот термин приобретает дополнительный вес, когда используется в связи с использованием материалов Эллен Уайт.

 

Главы 5 и 6 сосредоточены на вдохновении Эллен Уайт. Вербальное вдохновение стало одной из ключевых граней протестантского фундаментализма. Это не только подтолкнуло адвентистов к буквальному и безошибочному подходу в отношении вдохновения Библии, но также поощряло тенденции к жесткому, буквальному чтению писаний Эллен Уайт [4]. Многие были готовы поставить ее сочинения на один уровень со Священным Писанием, как имеющие равное вдохновение, в то время как некоторые даже ставили её публикации выше Библии и рассматривали их как призму, сквозь которую лучше всего интерпретируется Святое Слово. Более того, такие люди, как Клод Э. Холмс и Джадсон С. Уошберн [5], использовали избранные высказывания, вышедшие из-под пера церковного пророка, в качестве «оружия» для нападок на высших руководителей церкви. В этой главе также достаточно адекватно освещены вопросы, связанные с созданием дополнительных публикаций Эллен Уайт, составленных из ее многочисленных сочинений, и развитием того, что составило канон ее книг, а также продолжающиеся дебаты о её статусе, как вдохновлённого Богом автора. Тем не менее, некоторые ссылки на книги других авторов, несомненно, были бы оценены, по крайней мере, некоторыми читателями.

 

Глава 7 возвращается к более общему описанию адвентистского фундаментализма и затрагивает некоторые «нерешенные вопросы», особенно в отношении вдохновения Эллен Уайт, которые остаются с нами до сегодняшнего дня. Она также указывает на растущий интерес к библейской археологии, что соответствует эпохе фундаментализма, когда «доказательство» правильности Библии оставалось неотложным стремлением. Стоит отметить тот факт, что адвентизм является довольно уникальным среди христианских деноминаций в том, что не разделился по модернистско-фундаменталистскому принципу.

 

Восьмая (и последняя) глава повествует о том, как фундаменталистские разногласия могут повлиять даже на церковную политику и выборы высших лидеров в конфессиональной иерархии. Неприглядно-воинственное отношение некоторых влиятельных людей в конечном итоге привело к концу президентства Артура Г. Дэниелса. Его преемник, Уильям А. Спайсер, «оказал успокаивающее влияние» на высшие конфессиональные круги, однако фундаменталистское направление церкви существенно не пострадало.

 

В эпилоге содержится полезная информация о содержании книги. В нем подчеркивается, что по мере того, как церковь «становилась все более фундаменталистской», она «изменяла свое отношение к вопросам расы и пола». Церковь склонялась к большему разделению между расами и исключительному лидерству мужчин. В эпилоге также подчеркивается, как в фундаменталистском климате 1920-х годов зарождалась «канонизация» произведений Эллен Уайт, и возникло «новое стремление использовать ее труды в качестве линзы для толкования Библии, фактически ставя ее произведения в равное или даже более высокое по отношению к Библии положение» (112).

 

Ф. М. Уилкокс был одним из идейных лидеров того времени, призывавшим «к более умеренной форме адвентистского фундаментализма» (114). Кэмпбелл завершает свой эпилог, заявляя, что это «был путь, в котором адвентизм нуждался тогда и продолжает нуждаться сегодня» (116).

 

С моей точки зрения, как прогрессивного христианина-адвентиста, я глубоко сожалею о том, что спустя столетие после периода, анализируемого в этой книге, значительная часть церкви снова чувствует себя «в осаде» либеральных течений и идей и ищет убежища от этих опасностей под новым зонтиком фундаментализма. Влиятельные высшие лидеры сегодняшней церкви выступают за «простое чтение» Библии, и хотя церковь официально отрицает, что верит в словесное вдохновение, есть много признаков того, что церковь де-факто действует на этой основе в своей герменевтической и экзегетической практике. После того, как какое-то время назад казалось, что женщины вскоре могут быть допущены ко всем формам служения, фундаменталистское облако, которое в настоящее время нависло над церковью, скрывает полное гендерное равенство, по крайней мере, на какое-то время. И так же, как и сто лет назад, сегодня многие церковные образовательные учреждения находятся под подозрением как места либерализма — в частности, в том, что касается неортодоксальных взглядов на происхождение земли. В конце концов, эра фундаментализма, начавшаяся в 1920-е годы, уступила место более открытому климату, особенно во время президентства Рубена Р. Фигура (1954–66). И после еще одного фундаменталистского интермеццо во время президентства Роберта Х. Пирсона (1966–1979) и его преемников этот открытый климат вновь возник, когда Ян Полсен занял высший пост в церкви (1999–2010). Возможно, это качание маятника дает тем, кто стремится к более открытому климату, надежду на то, что перемены могут снова произойти.

 

Один из немногих пунктов критики, которые у меня есть после прочтения этой книги, — это исключительное внимание к американскому адвентизму. Людвиг Р. Конради (1856-1939), например, был ключевой фигурой в течение рассматриваемого периода в теологическом развитии европейского адвентизма. У него были (и продвигались) важные идеи о вдохновении, включая вдохновение Эллен Уайт.

 

Но помимо этого, я считаю, что Майкл Кэмпбелл оказал церкви большую услугу своей второй книгой из серии исследований о состоянии церкви в первые два десятилетия двадцатого века. Pacific Press следует рекомендовать делать регулярные публикации книг по истории церкви, которые не являются самовосхвалением (как многие книги, изданные в прошлом), но содержат честный взгляд на наше деноминационное прошлое. Они дают нам драгоценные уроки для церкви сегодня и завтра. 

 

 

Примечания и ссылки:

  1. Рейндер Бруинсма, Адвентизм седьмого дня и фундаментализм. Пляжные лекции за 2000 год. Опубликовано Центром изучения религиозного и культурного разнообразия, периодические статьи, номер 4 (2006).
  2. Мой обзор книги Майкла Кемпбелла «1919: нерассказанная история борьбы адвентизма с фундаментализмом» см. SPES CHRISTIANA, Журнал Европейского Адвентистского Общества теологии  и религиозных наук, Весенний выпуск 2020 года, стр. 161-163.
  3. Я ожидал несколько ссылок на важные публикации о Прайсе, такие как в книге Рональда Намберса “Креационисты: Эволюция Научного Креационизма” (Ronald Numbers, The Creationists: The Evolution of Scientific Creationism, New York: Alfred A. Knopf, 1992) и Эдвард Ларсон “Лето богов: суд над Скоупсом и продолжающиеся дебаты Америки по поводу науки и религии” Edward J. Larson, Summer of the Gods: The Scopes Trial and America’s Continuing Debate over Science and Religion (Cambridge, MS: Harvard University Press, 1997).
  4. В ряде случаев Кэмпбелл мог бы быть более конкретным в своих утверждениях об Эллен Уайт. Он мимоходом упоминает, что тело Эллен Уайт хранилось в склепе на кладбище Батл-Крик больше года, пока оно не было окончательно предано земле в августе 2016 года (стр. 68). Источник, из которого он цитирует, — глава из книги Джо Уилли “Эллен Хармон Уайт: Американский пророк” (Joe Willey, Ellen Harmon White: American Prophet, Oxford University Press, 2014) — фактически утверждает, что она была похоронена 26 августа 1915 года после того, как пролежала в склепе в течение 34 дней. Кэмпбелл далее ссылается на «значительные долги» (стр. 68), которые были у Эллен Уайт на момент её смерти. Уместна ссылка на основополагающую книгу Гилберта Валентайна по этому вопросу: Гилберт М. Валентайн, “Борьба за пророческое наследие” ( Gilbert M. Valentine, The Struggle for the Prophetic Heritage), впервые опубликованную в 2006 году и недавно переизданную Oak and Acorn. (2019).
  5. Краткие биографические статьи об этих двух мужчинах в “Энциклопедии Эллен Г. Уайт”, вышедшей под редакцией Дениса Фортина и Джерри Монса (Review and Herald Publishing Association, 2013) написаны Майклом Кэмпбеллом. Он также написал прекрасную биографическую статью о Холмсе в онлайн-энциклопедии АСД.

____________________

Рейндер Бруинсма — уроженец Нидерландов, который вышел на пенсию в 2007 году после долгой карьеры пастора, редактора, преподавателя и руководителя церкви в Европе, США и Западной Африке. После получения степени бакалавра в Колледже Ньюболд и степени магистра в Университете Эндрюса, он получил степень бакалавра гуманитарных наук с отличием и степень доктора церковной истории в Лондонском университете. Перед уходом на пенсию он был последним президентом Нидерландского Униона.

=======

Перевод сообщества “Прогрессивные адвентисты”

 

https://spectrummagazine.org/arts-essays/2022/how-fundamentalism-influenced-adventism

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: