ЕСЛИ БЫ БОГ БЫЛ ЖЕНЩИНОЙ

ЕСЛИ БЫ БОГ БЫЛ ЖЕНЩИНОЙ


#Бог #стереотипы #искаженное_представление #потерянные_качества

ЕСЛИ БЫ БОГ БЫЛ ЖЕНЩИНОЙ

Когда я училась в колледже, мы с моей лучшей подругой отправились в путешествие в Европу. Одним из мест, что мы посетили, была Сикстинская капелла. Я восхищалась потрясающей красотой изображений на потолке, когда заметила нечто странное. Указывая вверх на картину, изображавшую искушение в Эдемском саду, я спросила моего экскурсовода: «Почему сатана изображен в виде женщины?» Экскурсовод выглядел пораженным, посмотрев наверх. «Нет, это не так… Хмм… да. Это женщина. У нее точно есть грудь. И ее волосы такой же длины, как у Евы, а не короткие, как у Адама».

Большое спасибо Микеланджело! Но Микеланджело был не первым и не последним, кто связывал сатану с женским полом. Христианство, по крайней мере, во время художников – классиков, похоже, не имело проблем с изображением сатаны в виде женщины. Хотя такого не случалось с Богом. И эта тенденция не ограничивается временем художников — классиков. Обращение же к Богу как к женщине среди христиан в течение столетий — это неудобное и даже скандальное дело.

Я не могу избежать мысли о том, что в христианском понимании все-таки существует какое-то плохое мнение о женщинах. В женщинах есть нечто немного непристойное, немного смущающее, что делает ассоциацию Бога с ними неприемлемой. Когда я была девочкой, я не могла выразить это словами, но тем не менее, у меня было чувство того, что воспринимать Бога в женских терминах означало бы приуменьшать Бога.

Что все это говорит обо мне? Если о таком могущественном и неизменном Существе, как Бог, нельзя даже подумать в терминах женского пола без того, чтобы унизить Его, то неужели я, слабая женщина, не понимаю, что мой собственный пол меня унижает? Что, занимая место женщины, я занимаю гораздо меньшее место и достоинство, чем мужчина?

Этот вопрос о половой принадлежности Бога был несколько испорчен изображением богинь в религиозных традициях язычников и в религии «новый век». По крайней мере, так говорили мне. Мы не можем относиться к Богу, как к женщине, потому что идея Бога как женщины напоминает нам вику с ее богиней и другие опасные религии, связанные с «новым веком». Тогда моим вопросом будет, почему же, считая Бога мужчиной, мы не думаем о Будде, Аллахе, Зевсе, Кришне, Акал Пурахе и десятках, и даже тысячах других богов – мужчин всех мировых религий? Почему Бог – женщина осквернена ассоциацией с ложными богами, а Бог – мужчина нет?

Я помню, что когда была ребенком, то меня смущало, когда пастор утверждал, что Иисус испытал абсолютно все, что люди испытывают на земле, чтобы Он мог полностью понимать человечество. Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что Иисус испытал все человеческие эмоции и искушения. Но, когда я еще даже не была подростком, эта идея вызывала у меня множество вопросов. Знал ли Иисус о том, на что похоже, когда в конце дня в школе ты обнаруживаешь пятно крови на своих брюках? Чувствовал ли себя Иисус так же некомфортно, когда взрослые мужчины высказывали неприличные замечания об его развивающемся теле? Боролся ли Иисус когда-нибудь с чувствами, стыдясь своей груди? Чувствовал ли Он стыд за то, что кто-то отверг его из-за Его внешности?

Очевидно, что нет. Когда я возрасте 13 лет я пропустила школу и лежала на постели, плача из-за боли от менструальных судорог, я думала о том, чтобы помолиться Богу о моей боли. И я решила не делать этого. Так как Бог был мужчиной, рассуждала я с собой 13-летней, Он не захочет услышать о моих проблемах с периодом. Но даже как взрослая женщина, я спрашиваю себя о том, насколько Иисус может быть отождествлен с проблемами, которые переживают женщины. Знал ли Иисус боль, связанную с выкидышем? Понимает ли Он тоску по долгожданному ребенку или страх перед тем ребенком, которого не ждала? Испытывал ли Иисус эмоциональное бремя от тягот домашнего хозяйства, которое испытывают большинство женщин?

Я считаю, что акцент на том, что Бог – это мужчина, или, по крайней мере, что к Богу надо относиться, как к мужчине (хотя мы и говорим, что Бог не имеет пола), создает барьер между Богом и женщинами. Была ли я создана по Божьему образу? На самом деле? Я не вижу этого. Изгиб моих бедер, моя грудь, мои месячные циклы, и даже опыт вынашивания ребенка и его кормления не имеют места в христианском понимании Бога. Бог, о котором меня учили, никак не связан с этими вещами. И это показывает Бога далеким и непохожим на меня.

В наше время происходит много споров о недостаточном представительстве разных людей в культуре. Женщины, люди с разным цветом кожи, инвалиды, ЛГБТ и другие говорят, что они слабо представлены в наших фильмах, телепередачах и в общей культуре. Я же считаю, что людям так же важно увидеть себя в Боге. Бог не мужчина. Бог не относится к белой расе. У Бога нет сексуальности. Поэтому крайне интересно, что христиане так обороняют традицию, в которой мы представляем Её. Даже это мое использование слова «Её» в последнем предложении могло принести вам неудобство. Даже когда я пишу эту статью о том, как важно иногда ссылаться на Бога как на женщину, я все еще должна возвращаться назад и редактировать использование мужских местоимений, которые я случайно написала.

Я не хочу опускаться здесь до гендерных стереотипов, но существуют качества, которые наша культура, правильно или ошибочно, связывает с женщинами. Качества, которыми обладает Бог. Забота, сострадание, сочувствие, милосердие, любовь. Не говоря уже о способности воспроизводить, вынашивать и рождать. Эти качества присутствуют в библейском Боге. И когда наша культура рассматривает Её исключительно в роли мужчины, весьма трудно увидеть эти женские (согласно стереотипу) качества. Гораздо легче увидеть Бога – мужчину, который имеет праведный гнев, требует справедливости, демонстрирует силу. Конечно, эти качества тоже присутствуют в Боге. Но без женских аспектов, Её характер представлен лишь наполовину.

Не я первая, кто заметил причину, по которой Мария, мать Иисуса, практически была представлена внутри католицизма как образ женщины, к которой можно относиться более интимно, чем к Богу – мужчине. И ее популярность (заслуженная или нет) — это индикатор нужды: нам в церкви необходим представитель женского начала Бога.

Если вы, читатели – мужчины, созданы по образу Божьему, то же самое относится и ко мне. И ко всем женщинам – читателям. Давид, Моисей, Иосиф и Самсон были созданы по образу Божьему. Но точно так же были созданы по образу Бога Руфь, Ноеминь, Мария и Есфирь. От имени моего пола и призываю церковь внимательно посмотреть на то, почему она считает опасным представлять Бога как женщину.

Я задаю этот вопрос: что, если бы Бог был женщиной? Что, если бы Она была всемогущей, славной, таинственной, любящей, Богиней? Она бы хотела услышать меня в 13 лет, чтобы я рассказала Ей о своем теле, страхах, стыде, росте и мечтах. Я хочу, чтобы моя дочь почувствовала связь с Ней так, как этого никогда не чувствовала я. Я хочу, чтобы мой сын увидел в Боге женщину так же ясно, как мужчину. Я хочу, чтобы все мы увидели, что назвать Бога женщиной – это не унизить Её, а возвысить Её — Бога, представляющего всех нас.

Линдси Пэйнтер – писательница и мать двоих детей. Она замужем за Джимми Пэйнтером, пастором в Северной Каролине.
========================================
Перевод Сообщества Прогрессивные Адвентисты
https://atoday.org/ifgodwereawoman/

1 комментарий

Добавьте свой
  1. 1
    Сергей

    Она мужа тоже считает далёким и непонятным лишь потому, что он не женщина и не рожал детей??
    Я встречал крайне мало мужчин, считающих женщин людьми второго сорта. Так же, как и существует не так много женщин, унижающих мужчин. По-моему, проблема высасывается из пальца.
    Во многих картинах сатана также рисуется как мужчина.
    Лично меня вообще не волнует мнение людей, определяющих мой сорт))

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: