ДЕСЯТИНА И РЫНОЧНЫЙ ТЕСТ

ДЕСЯТИНА И РЫНОЧНЫЙ ТЕСТ


ДЕСЯТИНА И РЫНОЧНЫЙ ТЕСТ

 

Давайте посмотрим на разные способы траты наших денег.

 

Самый знакомый нам, потому что он, кроме прочего, и наиболее частый, — это покупка каких-то «товаров». Я взял это слово в кавычки, потому что оно часто используется в экономике как часть фразы «товары и услуги». «Товар» — это какой-то материальный предмет, который вы покупаете, часто для личного потребления. Как газировка или пицца. И у вас обычно есть выбор конкурирующих брендов, из которых вы выбираете что-то на основе множества факторов, таких как цена, вкус, доступность и т. д. Например, я люблю определенную газировку — имбирный эль Вернора, который исторически производился в Детройте, штат Мичиган. Теперь он доступен в большем числе мест, но его все еще трудно найти там, где я живу. И я готов заплатить за это премиальную цену (в определенных пределах).

 

Ключевым моментом является то, что «товары» мы выбираем, и часто покупаем по своему усмотрению.

 

Термин «услуги» обычно означает оплату другим людям за работу для вас. Сюда входят: присмотр за детьми, уход за вашим газоном, юридическая помощь, консультации по налогам, обслуживание официантами в ресторане и т. д. Мы меньше думаем об этой категории, потому что делаем это реже, но сюда применимы все те же идеи. Мы выбираем один из вариантов, и, если есть возможность повторения покупки услуги, мы, вероятно, также учитываем нашу удовлетворенность при принятии решения о повторном найме поставщика услуг. Итак, если няня сидит у телефона и позволяет вашему ребенку не спать полночи и есть вредную еду, вы можете выбрать в следующий раз вместо нее кого-то другого.

 

Но есть и другой способ того, как мы тратим деньги.

 

На самом деле, мое использование термина «тратить» имеет проблему, потому что я думаю, что это слово обычно означает выбор. Категория, о которой я сейчас говорю, включает в себя обязательства. Пожалуй, наиболее ясно это можно понять на примере налогообложения. В этом случае мы тратим деньги без особого выбора. Да, мы можем уклоняться от налогов, я полагаю, но, если у вас нет умного адвоката с сомнительной репутацией, вас, скорее всего, поймают на этом. Налоги, однако, являются лишь примером. Существуют также обязательства, более синонимично называемые взносами, например, взносы в ассоциацию домовладельцев или в клуб. В подкатегории взносов больше выбора, но ключевая идея заключается в том, что то, что мы платим, является в некоторой степени обязательным. Таким образом, здесь удовлетворение от потраченных средств является гораздо меньшим фактором.

 

Рыночный тест

 

Как я упоминал выше, расходы на товары и услуги связаны с выбором, который определяется множеством факторов, но в первую очередь он включает в себя удовлетворение от покупки. И, как вы знаете, все зависит от фактора «обмани меня лишь однажды…» Поэтому, если мы купим что-то, что нас не устраивает, мы постараемся выбрать в следующий раз конкурента. Часто используемый в экономике термин для обозначения этой идеи выбора и конкуренции — рыночный тест. То есть товары и услуги конкурируют в условиях открытого рынка и проходят там испытание. И на идеализированном рынке именно потребитель, в конечном итоге, будет решать судьбу этих производителей. Качество и эффективность товара или услуг будут вознаграждены.

 

Десятина

 

А что насчет десятины? Есть как минимум два аспекта, которые следует здесь учитывать: Библия и Церковь как организация. Я подозреваю, что если вы хорошо разбираетесь в Библии, то первым стихом о десятине, который придет вам в голову, будет Малахия 3:8:

 

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями». (Синодальный перевод).

 

Затем почти сразу же вспоминается следующий вероятный стих из Малахии 3:10:

 

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?».  (Синодальный перевод).

 

Но если вы провели много времени в церкви, делающей на десятину большой упор, в такой, как адвентистская, эти стихи были очень жестко истолкованы, чтобы вы обязательно сделали два вывода:

 

Десятина обязательна, следовательно, она похожа на налоги.

 

Церковь — это хранилище, поэтому, если десятина не платится церкви, вы обкрадываете Бога.

 

 

Снятие двусмысленности с Бога и с церковной организации.

 

 

Фраза «вы обкрадываете Меня [Бога]… десятиной…» дает сильное библейское свидетельство того, что Бог в некотором роде считает десятину обязательной. (Мне также кажется интересным, что «десятины» и «пожертвования» семантически равны, но я отвлекаюсь от главной темы.) Однако адвентизм также связывает Бога и церковный институт через термин «хранилище». И, так как вы должны платить эту предписанную Богом десятину, ваша институциональная церковь действительно кажется очевидным и разумным выбором. Но предписан ли этот выбор библейским повелением, без учета другиъ альтернатив? Иными словами, должны ли вы отправлять десятину в деноминацию, не принимая во внимание саму суть рыночного теста?

 

Что ж, адвентисты определенно так и думают. Вот формулировка, найденная на конвертах для пожертвований моей местной конференции, которые повсеместно лежат на скамьях поместных общин.

 

«Бог — владелец всего, что у нас есть. Он попросил нас выделить 10% нашего дохода, чтобы признать этим Его право собственности, и чтобы поддержать служение Его Евангелия в конференции [XYZ] и во всем мире».

 

Итак, десятина связана с организацией. Но основано ли это дело на богословии, на прагматизме и/или, возможно, на конфессиональном патриотизме? Очевидно, что это всего лишь прагматизм. У церквей есть обязательства, от зарплаты пастору до обеспечения различных видов всемирной координации деятельности. Это кажется законными потребностями. Но не должны ли они конкурировать с другими (парацерковными или даже светскими гуманитарными) вариантами для выплаты этих денег, при использовании принципа обязательной десятины? Параллели между кандидатом на «хранилище» в мире Малахии и современным деноминационализмом, мягко говоря, проблематичны (см.: Второзаконие 14:24-26). Отсутствие точного аналога должно, по крайней мере, дать нам паузу для размышления перед рассмотрением аргумента о связи, приведенной в формулировке на конверте.

 

Перенаправление (diversion) десятины

 

Эта фраза использовалась на протяжении всего моего адвентистского опыта, чтобы обозначить идею направления десятины из церкви куда-либо еще. Но это проблематично, потому что слово «перенаправление» может иметь два разных значения — одно описательное, другое запретительное. Слово может просто описать то, что произошло. Например, если река меняет русло, вода была отведена (перенаправлена) — часто по естественным причинам, таким как кратковременное наводнение. Морального падения здесь нет. Но если карманник «уводит» мой бумажник, перед нами нравственное событие: кража. В адвентистской субкультуре фраза «перенаправление десятины» обычно добавляет подразумеваемую предпосылку о том, что  что-то произошло не так. Таким образом, перенаправление получило моральный компонент и поэтому запрещено.Я думаю, что это важно как минимум заметить, поскольку такие скрытые предпосылки могут привести к необоснованным выводам. Объективность возникнет только тогда, когда такие нравственные последствия будут раскрыты как явные. В этой ситуации вопрос заключается в том, является ли уплата десятины кому-то другому, кроме установленной адвентистской церкви, моральным нарушением. «Ограбили ли мы тем самым Бога»?

 

Сложность с адвентистской десятиной

 

Прежде чем даже начать рассмотривать вопрос о том, применима ли рыночная проверка для десятины, полезно признать, что в адвентизме однажды полученная церковью десятина распределяется в соответствии с довольно сложной формулой. Изучите ссылку [ https://www.nadadventist.org/news/follow-funds-simple-explanation-how-tithe-allocated ], если хотите, но важно то, что вы сами можете поддерживать только одни направления десятины, но не другие.

 

Тем не менее, в адвентизме нет «à la carte» (практики заказа отдельных блюд, примечание переводчика). Такая полная комплектация, конечно, разумна. Любая организация почти наверняка направит часть вашего пожертвования на прямую помощь, а часть — на администрацию. Тем не менее, если вы решите применить рыночный тест к вашему отдаванию десятины, это может добавить сложности.

 

Одна из очевидных и широко распространенных причин, по которой прогрессивно настроенные адвентисты могут направить свою десятину в другое место, заключается в том, что они недовольны направлением, в котором администраторы — вероятно, на уровне Генеральной Конференции — руководят церковью. Но они могут быть очень довольны работой своего местного пастора. Но десятина делится на части и финансирует оба этих направления в различной степени. И наоборот (хотя, возможно, гораздо реже) я мог бы представить адвентиста, придерживающегося традиционных взглядов, который полностью поддерживает центральные акценты, которые ставит руководство церкви, но при этом он хотел бы, чтобы их местный пастор был переведен в другую общину.

 

Варианты удовлетворения

 

Если адвентист, плательщик десятины, полностью доволен деноминацией, вопрос применимости рыночного теста может не проявляться. Однако, если у него есть неудовлетворенность, то какие есть варианты? Официально руководство адвентистской церковью следует модели представительной демократии. Каждые несколько лет мы проводим встречи с заинтересованными сторонами, на которых (пере)избираются лидеры и могут быть внесены изменения в организацию. И я участвовал во многих таких собраниях, а также работал в комитетах Унионов и Конференций.

 

Жестокая правда состоит в том, что этот механизм почти полностью бессилен для того, чтобы повлиять на преобразующие изменения — будь то перемены доктринальные или организационные. Укоренившиеся интересы и идеологический застой мешают сделать какие-либо серьезные шаги. Таким образом, инерция слишком серьезна, и институциональные изменения происходят медленными темпами. Ничто из этого не  означает обязательно недобросовестность участников. Но как в такой ситуации можно выразить неудовлетворенность?

 

Я думаю, что остается только один серьезный способ — деньги. Если вы не хотите выходить из церкви, но хотите перемен, вы можете «проголосовать» своим кошельком. И эта перспектива, по понятным причинам, вызывает настоящий страх внутри институциональной церкви. Это одна из основных причин, по которой организация исторически и последовательно пыталась связать обязательную десятину с обязательным адвентистским получателем.

 

Всего один вопрос

 

То, что я хотел бы, чтобы мой читатель вынес из этого эссе, звучит довольно просто.

 

Почему библейски очевидное, но общее понятие о десятине обязательно должно априори быть связано с менее очевидным положением о том, что ее нужно отсылать в деноминацию, иначе это будет нарушением морали? Направления, описанные в Священных Писаниях, разнообразны и не имеют близких аналогов в современности. Так что, как минимум, я думаю, что разумно разделить эти две части и задать вопрос, оправдана ли вторая часть адвентистской позиции.

 

Если нет, то здесь открывается возможность применить рыночный тест для десятины.

 

 

Рич Хэннон — инженер-программист на пенсии. Его давние увлечения включают философию, геологию и средневековую историю.

 

Перевод сообщества «Прогрессивные адвентисты»

Tithe and the Market Test

1 комментарий

Добавьте свой
  1. 1
    Нетипичный Адвентист

    Новый Завет учит не десятине, а жертвенности. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние — это то, чему учит Новый Завет.
    Но менеджеры организации АСД прекрасно понимают, что если так учить людей, то люди вообще перестанут их финансировать. Их опасения вполне обоснованы — пожертвований собирается в разы меньше, чем десятины. Да и те пожертвования собираются при помощи психологического давления — когда ребенок ходит по рядам с корзинкой и сует ее под нос каждому — куда ж ты денешься?
    Общины, которые проводили эксперименты и вместо таких «добровольно-принудительных» сборов пожертвований просто ставили ящик для пожертвований на входе в молитвенный дом — знают, что в итоге там вообще копейки, потому что люди не видят смысла в финансовой поддержке этого цирка с его унылыми субботними представлениями.
    Поэтому организация АСД при помощи манипуляции библейскими стихами и исторических подтасовок насаждает жесткие правила о десятине, которую люди несут из страха ответственности за «обкрадывание» Бога, который на самом деле не требует от них этого и ни в чем их не обвиняет.
    Если человек сам решил для себя, что возьмет за основу какой-то принцип распределения своих средств — 5%, 10%, 20%, сколько сколько позволит ему состояние — это его дело и его право отдать эти деньги куда угодно, на любое Божье дело, на поддержку любого мероприятия ЛЮБОЙ деноминации, если это связано с проповедью Евангелия или делами милосердия, благотворительности и т.д.
    Учение Нового Завета невыгодно религиозным бизнесменам АСД, поэтому они и продолжают запугивать людей ответственностью перед Богом и манипулировать ими, чтобы вытащить из их кошельков как можно больше — уж если не пожертвований, то хотя бы десятину со всего, до чего они могут добраться.
    Небиблейская ересь, которой полно в официальном учении АСД, присутствует и в вопросах финансов. Мало того, что адвентизм обложил христиан Нового Завета ветхозаветными десятинными поборами, так еще и придумали поверх Библии то, чего в ней нет — обязанность нести 10% только в руки администраторов АСД, обязанность отдавать десятину с любых денег (даже с пособий по безработице, пособий по инвалидности, пенсий и прочих выплат нуждающимся людям) запрет самостоятельно решать, куда направить десятину, запрет расходовать свои же деньги на самого себя, если сам оказался в критической ситуации. Всё это заповеди не из Библии, а из учения лжепророчицы Елены Уайт. По этому поводу в Библии сказано: «не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его». Поэтому не бойтесь думать своей головой и самостоятельно решать вопрос своих финансов. Написано: «Милости хочу, а не жертвы». Бог не требует, чтобы нищий становился еще беднее, отдавая последнее на содержание взрослых здоровых мужиков, которые сидят на шеях своей паствы.

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: