«А УЧИТЬ ЖЕНЕ НЕ ПОЗВОЛЯЮ»

«А УЧИТЬ ЖЕНЕ НЕ ПОЗВОЛЯЮ»


#рукоположение_женщин #женщина_да_молчит #шовинизм_в_асд

«А УЧИТЬ ЖЕНЕ НЕ ПОЗВОЛЯЮ»

1 Тимофею 2:9-14. Это один из самых спорных отрывков в дебатах о рукоположении женщин. Поскольку наш конкретный отрывок касается вопросов, связанных с женщинами, мы уделим особое внимание тому, что о них говорит его непосредственный контекст (Послание к Тимофею).

Контекст.

Внимательное прочтение 1 Послания Тимофею показывает, что письмо Павла было написано в ответ на ложные учения, которые угрожали разрушить Божью работу в Эфесе. С самого начала своего письма Павел призывает Тимофея к противодействию лжеучителям, чьи ошибочные доктрины подрывают подлинную работу Евангелия (1:3). Вместо того, чтобы провозглашать силу Воскресшего Христа, изменяющую человеческие жизни (ср. 1:5; 12-16), эти люди провозглашали Евангелие, исключающее некоторых людей, и не содержащее в себе что-то другое, кроме сенсационных идей (ср. 1:3-4; Титу 1:14; 3:9). Во второй половине письма Павел продолжает описывать природу ложных учений (4:1-5; 6:3-10) и противопоставляет их типу поведения, который должен характеризовать жизнь, прожитую в гармонии с истиной Евангелие. Затем письмо завершается призывом твердо противостоять ложным доктринам (6:20, 21).

Ложные учения, кроме прочего, широко распространились среди многих верующих женщин. Степень, в которой ложные учения оказывали на них негативное влияние, указывается в большом внимании, которое Павел уделяет женщинам в своих дискуссиях против ложных учений. Он обеспокоен поведением женщин на богослужениях (2:10-15), это касается вдов (5:5, 6, 10, 11, 14) и женщин, которые переходили из дома в дом, «говоря то, чего не должно». (5:13). Тот факт, что Павел описывает этих женщин как «говорящих то, чего не должно», предполагает, что они были в некоторой степени связаны с «некоторыми людьми», о которых Тимофею был предупрежден, чтобы они не проповедовали «иное учение» (1:3). Связь этих женщин с лжеучителями также можно увидеть в том, что их желание не выходить замуж и не рожать детей (5:11-16) совпадает с проповедью лжеучителями безбрачия (4:1-3; 5:9, 10). Именно связь этих женщин с лжеучителями и их еретическими доктринами лежала в основе запрета Павла.

Учиться в безмолвии с покорностью.

Контекст отрывка дает повод для утверждения, что женщины должны учиться в тишине. Вместо того, чтобы слушать лжеучителей, их должны обучать в церкви те, кто хорошо разбирается в христианском учении. Ожидается, что как хорошие ученики женщины будут учиться молча, то есть они не должны вмешиваться в учебный процесс. Кроме того, они должны покоряться учителю и христианскому учению.

Женщине не позволено учить.

Женщинам запрещено учить из-за того влияния, которое ложные учения оказывают на них — влияния, которое могло не только затронуть их поведение, но и, вероятно, было связано с их продвижением ложных учений. Женщины в Эфесе не подходили для обучения других не потому, что они были женщинами, а потому, что они обманулись или были обмануты лжеучителями — точно так же, как Ева была обманута соблазнительными словами змея (ср. 1 Тим 2:14); 2 Кор 11:3, 4). В этих обстоятельствах эти женщины не могли учить; им сначала нужно было стать учениками (2:11).

Не властвовать над мужем.

Глагол authentein в 1 Тимофею 2:12, переведенный как «властвовать над», не относится к официальной учительской власти. Тщательное изучение использования этого глагола показывает, что «в первом веке нет никаких оснований для перевода authentein как «использовать власть». Этот тип власти обычно выражается через словесную форму общепринятого греческого слова, которое Павел использует в другом месте для обозначения авторитета — exousia (например, Рим 9:21; 13:3; 2 Кор 13:10; 2 Фесс 3:9). Вместо этого он использует необычный глагол authentein, который встречается в Новом Завете только здесь, но это термин, который также имеет отрицательную коннотацию. Это относится к властной или контролирующей форме поведения. Это указывает на то, что проблема в Эфесе коренится во властной и контролирующей манере, в которой женщины учили, или, что наиболее вероятно, в их отношении к тем, кто их наставлял. Павел запрещает такое неподобающее поведение в стихе 12, а затем объясняет причину запрета со ссылкой на порядок творения в стихе 13.

Адам и Ева.

Важно отметить, что Павел не объясняет, что он имеет в виду, когда говорит: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление…» (стихи 13, 14). Поэтому этому тексту были даны разные объяснения (например, Ева узурпировала главенство Адама). Но Павел противопоставляет приоритет Адама в творении приоритету Евы в грехе, чтобы показать, что обман не является неизбежным: Адам, хотя и был сотворен первым, не был обманут. В обоих случаях обман ассоциируется с лжеучителями, и если женщины перестанут их слушать, их не обманут. Такое толкование текста в его непосредственном контексте подтверждается 1 Коринфянам 11: 5, где Павел особо признает право женщин молиться или пророчествовать в церкви — действия, которые не только совершались вслух, но также включали элемент публичного обучения.

С этой точки зрения запрет Павла лучше всего рассматривать как временное предписание, конкретно относящееся к ложным учениям, тревожившим верующих в Эфесе. Как и все Священное Писание, этот отрывок имеет универсальный авторитет для сегодняшней церкви. Но чтобы быть верным Писанию, этот отрывок должен применяться только к аналогичным ситуациям в церкви — ситуациям, когда под влиянием ложных учений поведение определенных людей, будь то женщины или мужчины, угрожает подорвать провозглашение истинного Евангелия (Гал. 1:7-9). Контекст показывает, что этот отрывок говорит не о рукоположении женщин на служение и не о главенстве церковных пресвитеров над женщинами. И не о главенстве мужа над женой.

Итоговый документ Комитета по изучению богословия рукоположения АСД, 2014 год.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: