ЖИЗНЬ КАЖДОГО СВЯЩЕННА
#церковь #религиозная_система #отношения_в_общине #контроль
Уверен я также в том, что очень надуманна обязанность религиозных сообществ контролировать личную жизнь своих прихожан. Только на моей памяти так называемая «теология заклятого» многократно превращала целые общины верующих в рассадники досужих сплетен или в площадки отвратительных «товарищеских судов».
В усердном выискивании новых «Аханов» и почти во всём «небиблейском» подозревая проникновение признаков неких «сеннаарских одежд» (см. И.Нав.7:11-26) в нашу «безмерно святую» среду, церковные советы и различные комитеты бдительно взращивали в наших конфессиональных сообществах коллективный дух осуждения всего иного…
«Видите ли, уже на протяжении нескольких месяцев Господь не приводит на наши собрания новых людей… Значит в нашем «стане» есть заклятое… Давайте поститься, чтобы Бог открыл нам – из-за кого Он лишил нас Своего благословения…» И дальше – понеслось и поехало…
Было время, когда людей исключали из общин не только за инакомыслие или допущенный грех, но и за использование косметики, и за химическую завивку волос, и даже – за покупку телевизора. Позже наши «избранные» сообщества вроде бы остепенились, но до сих пор ещё живы те люди, которым мы не принесли свои коллективные извинения за то, что когда-то бесцеремонно вторгались в их личную жизнь, подвергая церковным репрессиям за их вполне невинные шаги.
Одни мракобесы видели образ Голгофы в телевизионной антенне на крыше дома верующего… Дескать, вместо того, чтобы отдать лишние деньги на печатание духовной литературы, ты поставил дома идола, а на своей крыше заново распинаешь Христа…
Другие искатели «ультра-Аханов» шли дальше и посещали дома своих прихожан с миссией многочасовых исповедей, записываемых на диктофоны и видеокамеры… Подвергшиеся таким мерам очевидцы рассказывали мне о широком спектре бесстыдных вопросов, на которые приходилось отвечать верующим.
Терпеть такое люди почти не могли, неделями плакали после таких визитов, но всё же терпели, ибо говорили: «Если отлучат, то и похоронить по-христиански будет некому… Закопают «ослиным погребением»», ибо существовала в некоторых сектах мера «изоляции», когда не только дальние родственники, но даже родные дети не могли общаться со своими «взятыми на изоляцию» родителями, равно и наоборот…
И всё сие устраивалось не из любопытства или извращённости церковных чиновников, но с тем, чтобы «не утратить благословение» по причине проникновения в жизнь общин чего-нибудь «мирского»… Мрак был такой, что честные и добрые люди считали своим долгом – отрезать блестящие застёжки на сапогах своих дочерей, дабы ни у кого не было искушения – принять их за мирское украшение… Не являлась ли эта гонка за сохранением благословений самым настоящим проклятием?
И мало кто тогда задумывался о том, как же важно для каждого христианского сообщества смиренно принять тот факт, что у Церкви нет такой проницательности, чтобы судить мотивы тех или иных решений или действий человека. Эти мотивы совершенно знает только один Бог, и всякий человек «…перед своим Господом стоит… или падает…», и свободен думать и принимать собственные личные решения, и нет никаких проблем в том, если такое решение будет ошибочным, «ибо силен Бог восставить его» (см. Рим.14:4).
Зачем я об этом пишу теперь, когда всё давно изменилось? Стоит ли ворошить старые раны верующих людей? Дело в том, что, как мне кажется, изменились лишь обычаи, а свобода человеческой совести и уважение личной индивидуальности по-прежнему далеки не только от идеала, но – и от самого минимума…
Когда в 2015-ом году я вернулся в Ростов-на-Дону после участия в нескольких духовных программах в США, специальный комитет, созванный по мою душу при Кавказской Союзной миссии, на первой нашей встрече сообщил мне о том, что звонки из США одного из бывших чиновников Евро-Азиатского Дивизиона были последней каплей в их терпении ко мне.
Как сообщили мне руководители наших высоких консисторий, этот вполне уважаемый мною пастор-пенсионер, проживающий ныне в «Империи Добра», звонил в Россию с настойчивой просьбой – разобраться в том, в полной ли мере я – адвентист седьмого дня?
Когда на заседании этого специального комитета мне назвали фамилию этого человека, я весьма удивился, так как сразу вспомнил о том, что после моего семинара на лагерном собрании русскоязычных общин Северо-Запада США, он подошёл ко мне и вполне дружелюбно расспрашивал о жизни на Кавказе и об общих знакомых.
Я конечно же всегда выступал за то, чтобы всякий утомившийся труженик Господа мог в счастье и почёте проводить свои пенсионные годы, будучи окружён заботой и вниманием религиозной организации, которой он посвятил свою жизнь. Пред Господом свидетельствую уважаемому читателю о том, что у меня нет никакой обиды на этого человека… Однако есть огорчение оттого, что мы создали такую конфессиональную среду, где человек вынужден состариться, будучи погружён в закулисные игры и церковное политиканство.
Как-то я поделился с близким мне человеком своими сомнениями относительно участия в моей судьбе этого пенсионера-эмигранта. Дескать, может наши чиновники и переврали что-то, типа: «Мы бы ещё ничего не предпринимали, но видишь сам – люди отовсюду звонят, даже из США, где ты тоже успел засветиться со своим Евангелием Благодати…».
Мой друг сказал мне: «А что ты удивляешься? Этот человек когда-то, будучи совсем молодым, был пастором нашей общины… У нас в общине была семья, которая на продажу выращивала капусту… Так вот, он уже тогда по субботним вечерам посылал диакона на гору, чтобы тот следил за двором этих людей – не начнут ли они до захода солнца срезать и грузить капусту для утреннего базара?» Такие, воображаемые пастором, действия тогда расценивались как нарушение заповеди о субботе, и люди за подобные вольности отлучались от общины.
К чему я это? Да к тому, что так перекошено было наше «Евангелие», что вполне искренние люди вместо радости в Господе вынуждены были даже следить друг за другом и докладывать «куда следует», если кто-то что-то «не так» сказал или «не так» сделал. Такая была форма святости… И по стечению обстоятельств, стараясь не судить личность человека, я вынужден предположить тот факт, что звонивший в Россию из США брат пронёс через всю свою жизнь свой «религиозный» долг – выискивать «заклятое» и исторгать его вон… Таки «хорошо, добрый и верный раб…», таков твой, надеюсь, искренний путь…
Вспоминаю показательный отрывок из чудесной книги Ольги Суворовой «Мы только стоим на берегу», которую она посвятила биографии одного из выдающихся руководителей Церкви АСД в России – Михаила Петровича Кулакова. Она приводит свидетельство сына Михаила Петровича – Павла о случае из его личной жизни…
Кто меня хорошо знает, тот помнит о том, что моё духовное становление происходило в достаточно консервативной среде, где «перед своим Богом» ты стоял далеко не в первую очередь, ибо прежде всего был подотчётен «избранному народу»…
И всё же в этой общине было немало весьма консервативных людей, которые считали себя обязанными пестовать в сердцах недавно уверовавшей молодёжи приверженность давним стандартам и праведным вкусам «истинных» верующих.
Я себе без всяких задних мыслей смекнул, что речь идёт в том числе обо мне и о моей невесте, ну и тут же взял слово. Как мне тогда показалось, я очень уверенно сообщил общине о том, чтобы они о нас не беспокоились, ибо мы с моей Анной дружим с самыми серьёзными намерениями, и уже вскоре планируем своё бракосочетание. Кто-то из зала порекомендовал пастору быть начеку и «поработать» с нами…
В качестве иллюстрации к теме наблюдения сообщества за личной жизнью прихожан откровенно сообщу уважаемому читателю ещё одну деликатную, но для того времени очень популярную деталь… Когда мы с моей Анной повенчались, три женщины весьма пожилого возраста, независимо друг от друга, посчитали своим религиозным долгом сообщить мне сразу после свадьбы, чтобы я и в супружестве чтил святую субботу, не касаясь жены в седьмой день…
Сегодня я улыбаюсь, вспоминая эти «важные» моменты, но тогда, особо не вникая в обоснованность этих «ценных» церковных традиций, я видел личное посвящение как раз в том, чтобы быть настоящим патриотом, охраняющим многие обычаи моей конфессии.
В этой же общине одним из старейших членов Церкви была и моя бабушка по материнской линии, она была третьей по счёту адвентисткой в моём родном городе, так как крестилась она ещё в 1932-ом году. В какой-то мере, как говорит один из моих друзей-пятидесятников, я мог считать себя «породистым» верующим…
Мне очень нравилась РОЛЬ ПРОДОЛЖАТЕЛЯ ИСТОКОВ ИСТИННОЙ ВЕРЫ в этом городе… Я проявлял некоторое рвение во всех духовных вопросах, так что спустя два с половиной года после крещения на меня была возложена пресвитерская ответственность за эту родную мне общину, и я был принят в штат Объединения в качестве начинающего служителя.
Прослужил я без малого 22 года, и большую часть этого срока я являлся не только пастором, но и членом различных комитетов Объединения и Союзной миссии, возглавляя разные виды церковного служения. Регулярно посещая общины Северного Кавказа (а некоторое время – и Закавказья), я строил все свои выступления перед верующими на понятиях, которые условно можно обозначить как – «ВЕРНОСТЬ НАШЕМУ АДВЕНТИСТСКОМУ НАСЛЕДИЮ И ВЕРЕ ПИОНЕРОВ НАШЕГО ДВИЖЕНИЯ». ТРИ КОНЬКА – наши пророческие корни; наличие конфессионального пророка; и пророческая весть из Отк.14:6-12… На этом строилась вся моя кафедральная риторика.
Только в 2009-ом году милостью Господа моего сердца бережно коснулась Божья БЛАГОДАТЬ, и душа моя начала мало-помалу трезветь, а всему конфессиональному пришло полное переосмысление… Я и многие другие мои друзья по вере чувствовали тяжёлое ощущение противоречия между чудесной Евангельской вестью Благодати, прощения, оправдания и нашей надуманной необходимостью – воспитывать в людях менталитет осуждения, уча их провозглашать над всеми, кто иначе верит, угрозы ярости Божией.
Это противоречие не могло существовать долго, а потому однажды я сел и написал свою ИСПОВЕДЬ «Сдвигая камни души» (позже она стала частью моего манифеста «О конфессиональном сепаратизме») Тогда же я внятно сказал Богу: «Отец, я хочу проповедовать Евангелие! Я больше не хочу судить людей, которые верят не так как я! Дай мне силы!».
Спустя семь лет по причине своего переосмысления я потерял любимое пасторское служение в Церкви Адвентистов Седьмого Дня… Однако ныне я от всей души свидетельствую уважаемому читателю о том, что Евангелие Благодати того стоило…
И самая большая печаль даже не в том, что такая изолированная церковная «духовность» очень похожа на нравственное высокомерие и ханжество, но – в том, что люди в этом случае не могут впустить Бога в ту (несоизмеримо большую) часть своей жизни, которая называется «обыденной». Бог в этом случае очень похож на «свадебного генерала», который присутствует в нашей жизни только по случаю богослужения или чтения Священного Писания, и то – только если наш «стан» очищен от всего «заклятого»…
Из-за этого и калечатся судьбы людей по всякому случаю, не находящему церковного одобрения… Отлучения… Порицания… Замечания… Изоляция… Словом – антиевангельская безблагодатность…
Между тем Иисус открыл нам Того Отца, Который не только – Всемогущий Создатель Небес и Земли – но и Тот, Кто проживает с нами самую обычную и повседневную нашу жизнь, в которой всегда полно ошибок…
Поэтому я по-прежнему от всей души убеждён в том, что Бога в нашей жизни ничуть не меньше и в те дни, когда мы вовсе не участвовали в богослужебных процедурах и даже не читали Священного Писания… Ведь Он пребывает со всеми Своими детьми, а никак не с Книгой.
Если в свете Евангелия Благодати мы обретаем способность видеть священную ценность отдельной человеческой личности, тогда и для Бога везде, во всём, и среди всех находится огромное пространство… Тогда Он наполняет Собою ВСЮ НАШУ ЖИЗНЬ, весь наш быт, наши деловые отношения, нашу человеческую дружбу… ЖИЗНЬ тогда становится настоящей и целостной, а не «церковно-процедурной». От неё уже не веет ханжеством, в её центре теперь не моя религиозность и не моя принципиальность, но – Бог, Который со всеми нами, Который назвал Себя Эммануилом.
Нам стоит помнить о том, как в своё время доктор Мартин взял и положил священные тексты на мелодии кабаков и пивных Германии эпохи Ренессанса, и люди с огромным удовольствием их подхватили. И с этим мирским «новшеством» Лютера до боли знакомой и удивительно родной поступью Господь вышел из храмов и часовен на все базарные площади и наполнил Собою всё… Бог стал одинаково доступен и понятен как невеждам из тёмных подворотен, так и всякой княжеской знати. Творец перестал быть храмовым атрибутом и теперь всюду был на устах людей в их обыденной повседневности, которая и есть ЖИЗНЬ…
Такова, дорогие друзья, настоящая ЖИЗНЬ с избытком, с избытком Самого Бога (см. Ин.10:10), и в ней всегда отражается широта обращённых сердец вместо досужей религиозной занудности. В этом случае, каждый отдельный человек – уже не мелкий винтик в какой-то религиозной системе, а высшая ценность Бога, ибо никогда и ни за что не платили так дорого, как Бог заплатил за каждого из нас. ***1Кор.6:20 «Ибо вы куплены дорогою ценою…».
Нигде Бог не разрешил Себя изображать, кроме как в человеке, и каждый из нас (включая и «еретиков» типа меня) – Его «икона», Его ОБРАЗ и Его подобие! Искать друг в друге откровение Божьего присутствия – лучшее, что нам даровано, а потому и должны все люди ради Господа верить в то, что жизнь каждого человека священна… Нельзя в неё – нахрапом… Не по-божески это… И не по-человечески… Не по-людски…
КРАТКИЕ ПРОГУЛКИ ПО ИЗВЕСТНЫМ ТЕОРИЯМ — 10
Аминь и с Богом всем любящим Его.
Думаю, очень не малое количество таких же «переосмыслящих» , не участвующих более в служении. И у каждого второго после этого и личная и семейная трагедия. Давайте будем поддерживать таких людей, отдавших некогда время и силы церквям.