Церковь и медиа-убийцы

Церковь и медиа-убийцы


Церковь и медиа-убийцы (читай пропаганда).

(Лонгрид. Долгий комментарий на библейский текст).

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Матф. 5:13

Вы слышали о пасторе Елизафане Нтакирутимана? Нет? Лучше бы никогда и не слышали.

Две основных функции ученика Иисуса – светить и солить. Светить – что-то радостное, что-то обнадеживающее, к будущему (blessed hope), солить – что-то горьковатое, но предотвращающее от гниения. Больше вынужденное. Церковь «не от мира сего» ествественно склоняется к первой функции. Второе выполнить на первый взгляд сложнее, не всегда хочется да и стоит ли в последние часы земной истории, скажет кто-то.

Тут же столько опасностей. Реальных – влезть в дела кесаря (чье изображение?). Лез ли туда Иоанн или просто был солью? Интересно, что бы вы ответили. Я думаю был солью. За это можно не снести головы.

В попытках найти баланс и не влезть в «политику», Церковь может просто промолчать. Но наверное молчание не очень по евангельски выглядит… Особенно когда жертва воет от боли и это благодаря СМИ (в отличии от многих трагедий до эры Интернета) слышно на весь мир. Или просто помогать страдающим? Уже страдающим. Это светло, без спору. А, еще можно работать с «внутренней аудиторией», увеличивая ее сопротивляемость к гниению. Тоже «соленая» стратегия. Хотя бы некоторых… Хотя бы остаток.

Давайте с примерами.

Во время геноцида в Руанде церковная аудитория показала большую сопротивляемость призывам к насилию. Такие же примеры о разных церквях есть в других местах.

https://interamerica.org/2004/09/world-church-adventist-describes-resistance-to-rwanda-genocide-pleads-for-civil-society

Показывать исторический пример примирения и восстановления после трагедии. Светло. Тоже Руанда. Тоже мы. И таких примеров много.

Forgiving the Killers of My Wife and 9 Children

Но есть и нюансы.
Почему в рядах осужденных за убийства во время геноцида стали в том числе и некоторые верующие евангельских Церквей, которых было немало в Руанде (последняя фраза – чистая политкорректность)?

Вся ли это «соль» Церкви? Или можно было еще? Не является ли письмо пасторов-тутси к пастору-хуту Елифазану запоздалым криком о «соли»? Кто знает. Я там не был. Очень надеюсь, что в 1994 году «соль» щедро посыпалась на «Радио тысячи холмов», именно то медиа, которое призывало убивать и стало символом убийственной силы одного микрофона (800000 жертв за приблизительными оценками). А пастор Елизафан умер через месяц после 10 летнего заключения за пособничество геноциду, став символом того, как сама Церковь может стать жертвой гниющей пропаганды.

Теперь к медиа и к нашим дням. Должна ли Церковь осудить любое медиа «гниение» до того, как оно принесет свои кровавые плоды или уже по факту скажет, что конечно, призывы кого-то уничтожать это большой грех? Должна ли соль крепко сыпаться на все медиа, которые к примеру призывают ограничить религиозную свободу или еще что-то сделать «с душком»?

В истории таких «соленых» заявлений христиан много «постфактум». Через года. Но это просто признание очевидного. Не нужно быть Церковью, чтобы сделать это. Любой может, только потом. Функция соли в том, чтобы предотвратить гниение, а это точно не выйдет сделать постфактум. В чем смысл, сыпать соль на рыбу в опарышах (иллюстрации на это к счастью не будет)?

Итак, итог по теме солений.

Первое. Когда гниение неочевидно, посыпание солью – осудят, не поймут, посчитают перебором, посчитают «лезть не в свои дела». То есть, будешь солить, скорее всего перепадет. Но смысл соли именно в «до». Попытка оградить Церковь от неприятностей, перестав солить, производит к долгосрочному урону для нее, намного превышающими местячковые угрозы любителей «радио тысячи холмов». Попытка сохранить комфорт и религиозную свободу без соли производит такую ситуацию, когда религиозная свобода практически не нужна из-за потери морального авторитета.

Второе, очень сложный баланс между делами кесаря и предотвращением гниения. Боязнь «политики» делает многих христиан супер политкорректными. Ситуация, а не война. Сложности в регионе, а не геноцид. Призывы к примирению, когда жертва практически потеряла сознание. Все это мы видим на наших глазах от тех, кто считает себя моральными столпами. Ну, честно будет сказать, что примеров тех, кто полез в дела кесаря и обжегся, тоже хватает. Сложный баланс, без спору. Но не извинение, чтобы не солить.
Третье, печальное. Бывает так, что у тех, кто должен солить, нет видения чтобы разглядеть гниение. Оторванность от Слова. От его живой практической силы. Или оторванность от общества, не понимая его реального состояния и духовных нужд.

Здесь же возникает классическое «не все так однозначно». Также может быть обусловлено недоверием к собственным источникам информации или их отсутствием. Отсутствие – нечего осуждать тех, кто не «всемирные». Остальным, то есть «всемирным» наверное лучше откровенно проговорить, верят ли они информации с «низов» или все-таки Дух Божий только в клире работает? Отсутствие внутреннего круга доверия, чрезмерные надежды на выводы «мирских» комиссий, судов ведут к ослаблению морального авторитета церквей.
Если «всемирность» черпает информацию с ньюсмейкеров, то всемирность – это просто лозунг. Всемирность для меня – глобальное доверие водимым Духом, которые к счастью собраны не в одной стране.
Печальней всего, для христиан это через … лет услышать уже выводы комиссий, судов земных и сказать, что, конечно, эта трагедия навсегда оставила след в наших сердцах. Это собственное признание в отсутствии соли, а может даже в некоем гниение, так как наверняка не бывает середины. Признание, что Церковь должна ждать новостей от СМИ или приговоров мирских судов, чтобы сделать свои выводы.
Не верю в такую «соль». Можно под ноги. И учитывая климат Палестины там она точно не служила против оледенения дорожек. Просто выбросили. Вот и все.

Максим Крупский

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: