ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВНУТРИЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ 


#церковные_проблемы #страхи_в_религии #причины_неврозов

ПРИЧИНЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ВНУТРИЦЕРКОВНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

Давайте внимательно посмотрим на особенности системы внутрицерковных отношений и разберемся, как они влияют на тех, кто находится внутри. И попробуем представить, что речь идет не о Церкви, а о другой организации, обладающей такой внутренней культурой.

1 Жесткая иерархия и авторитарность. Ничуть не оспариваю в данный момент ее необходимость, хочу лишь отметить, что жесткие иерархические организации могут быть эффективны при одном условии — когда в них есть четкие правила, соблюдающиеся на всех уровнях управления.

2 Но в церкви мы сталкиваемся с размытостью норм и правил. У нас, конечно, есть каноны, есть свод церковного права, но применяется он, как все мы знаем, избирательно — есть икономия и акривия, одни каноны применяются сплошь и рядом, а другие — вообще никогда, и каково будет в той или иной ситуации решение, зависит всецело от архиерея. И это заставляет священника предполагать самое худшее и провоцирует возникновение страха.

3 Следующий отягчающий момент — разрыв между декларируемым и реальным. Думаю, это даже комментировать излишне, потому что каждый человек, пребывающий в Церкви не первый год, с этим сталкивался на собственном опыте. И ситуация, в которой, с одной стороны человек идет к Богу, чтобы обрести «путь, истину и жизнь», а с другой — вынужден принять как должное разрыв между тем, что мы думаем, делаем, и говорим, становится серьёзным испытанием для веры, для совести и для психики. Разрыв между декларируемым и реальным порождает постоянный внутриличностный конфликт.

4 Следующая особенность — закрытость и непрозрачность. Как известно, чем прозрачнее та или иная организационная система, тем комфортнее чувствуют себя в ней и сотрудники, и руководители. Наша церковная организация непрозрачна чуть менее, чем полностью — доступ к информации по многим ключевым вопросам, влияющим на жизнь тех, кто служит и трудится в Церкви, ограничен, причины принятия решений зачастую скрыты от тех, кого эти решения касаются, обсуждения и вопросы к вышестоящим не приветствуются, что порождает множество слухов и домыслов. Поэтому в существующей системе некомфортно себя чувствуют все — не исключая и начальствующих. Кроме того, непрозрачность системы неизбежно порождает злоупотребления полномочиями и сопротивление со стороны тех, кто научился извлекать из этой непрозрачности те или иные личные выгоды.

5 Отсутствие легитимных выходов из ситуации. Самый распространенный страх священника — «отправят в запрет». Нередко и архиереи используют эту угрозу, понимая, что для многих священников это — самое страшное, что может случиться в жизни: фактически перестать быть священнослужителем, утратить право служить литургию, утратить право реализовывать то призвание Божие, которое у них есть. И вариант «расцерковиться» и устроиться на светскую работу большинству из них представляется неприемлемым. Более того, среди клириков существует немало мифов о том, что снятие сана неизбежно приводит к гибели духовной и физической — что усугубляет ощущение безысходности.

6 И, наконец, последняя проблема — это противоречие системы церковных отношений реалиям современного общества. Система отношений в Церкви, как всем известно, складывалась в Византийской империи — и тогда она совершенно соответствовала общественным реалиям. Сейчас ситуация изменилась — и отношения во внешнем мире строятся по иным принципам, нежели внутри Церкви. Следует также учитывать то обстоятельство, что в системе внутрицерковных отношений, внешне сохранившей «византийские» формы, значительно изменились внутренние нормы, причём — в сторону усиления деспотизма. А ведь даже те, кто вырос в церковных семьях, ходят в обычные школы, вне Церкви общаются с совершенно другими людьми — и получается, что они живут раздвоенной жизнью. И это — очень тяжелая нагрузка и на психику, и на душу священнослужителя.

И в результате всё вышеперечисленное становится питательной средой для неврозов, психологических проблем и для формирования виктимности, то есть позиции жертвы.

Принято считать, что все эти факторы имеют опору в истории Церкви. Но если бы речь шла не о Церкви, а о любой другой организации с такими внутренними нормами — захотели бы вы работать в такой организации? Вряд ли.

А тем, кто в Церкви, приходится трудиться именно в таких условиях. Напомню, что я говорю исключительно о «Церкви земной», не касаясь «Церкви небесной», я верю, что Господь так или иначе всё управит, но нередко Господь призывает нас что-то делать для того, чтобы что-то исправилось.

Наталья Скуратовская
http://ahilla.ru/problemy-vnutritserkovnyh-otnoshenij-v-psihoterapii-svyashhennosluzhitelej/

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: