ПРЯМОТЫ ПОСТ

ПРЯМОТЫ ПОСТ


ПРЯМОТЫ ПОСТ

Я долго размышлял, зачем же некоторые вроде бы верующие христиане (далеко не все) уходят в поиск иезуитов и масонов где угодно.

Это как с человеком, который с кем-то поспорил, а потом раз за разом в голове проворачивает диалог. Не знаю как вы, а я иногда прокручиваю в голове «а я бы вот так и так сказал/сделал тогда». А что, если событие прошлого было весьма травмирующим? Тогда человек просто рискует застрять в нём навсегда, раз за разом прокручивая в голове и пытаясь изменить прошлое.

А что, если травма стала коллективной? В данном случае рефлексия события перерастает в посттравматическое мировоззрение, характеризующееся чрезмерной бдительностью и навязчивым вниманием к угрозам. Часто эта группа изолируется от окружающего мира с ощущением, что она должна защищать себя сама. Такие общества крайне агрессивны по отношению к любой опасности, большой или маленькой, реальной или воображаемой.

Обратимся к истории адвентизма. Началось всё с изобретения Уильямом Миллером нумерологического метода исследования Библии на предмет даты конца света. Хорошенько так порывшись в тексте и создав сложную систему его применения, Миллер выдал 1843 год. Разумеется, в 1843 никто не пришёл, перенесли. Потом ещё раз перенесли. Потом перенесли на 22 октября 1844 года. С приближением заветной даты последователи Миллера становились всё более фанатичными.

Американское христианство жёстко конфликтовало с миллеритами, выгоняя их из церквей. Из-за этой травмы униженные и изгнанные миллериты соорудили теологию остатка, который гонится вавилоном. До сих пор пророчества читаются многими только через этот нарратив. Весь мир стал восприниматься сквозь чёткую призму свой/чужой.

И вот наступает 23 октября. Очередное ожидание не оправдалось, а народ уже попродавал свои поля, а те, что не продали, не были засеяны. Это была крайне сложная и голодная зима. Но тут «на помощь» пришёл Хайрам Эдсон со своим видением на кукурузном поле. Согласно видению, Христос перешёл из первого отделения небесного святилища во второе, а значит, что служение искупления больше не ведётся, а те, кто не поверил Миллеру, потеряны навсегда.

Христа отстранили от служения, дверь благодати закрыли, Миллера объявили необходимым для спасения вместо Христа, и на семь лет нашли способ «осознать» психологическую травму отвержения и несбывшихся надежд. Потом, так уж и быть, эту дверь приоткрыли, а потом и распахнули настежь, но Миллер с данными ребятами контакты поддерживать отказался.

Для групповой идентичности и обособленности требовался новый флаг. Благодаря одной баптистской женщине по имени Рэйчел Оукс адвентисты приняли идею собираться по субботам. Суббота хорошо легла на потребность людей в исключительности, став флагом религиозного самосознания.

Параллельно с этим происходило расцерковление Америки. Деятельность эпохи просвещения, да и разочарование в христианских ценностях, да и датах Второго Пришествия сделали своё дело. Американские фанатики решили загнать людей в церкви с помощью полиции, издав воскресные законы. Много адвентистов (которые соблюдали субботу) по этим законам отправилось в тюрьму, но оставшиеся на свободе бегали по политическим площадкам и судам, в результате чего свобода совести была восстановлена. К травме миллеритства добавилась травма гонений за субботу, которая хорошо так сплотила народ вокруг общего врага.

В Ирландии вспыхнула эпидемия фитофтороза, уничтожившая продовольственную базу на корню. Массовая иммиграция в США католиков-ирландцев в 19 веке вызвало огромную волну американского национализма в виде антикатолицизма, которым многие наши братья живут и по сей день, беспокойно ожидая новых гонений именно от католиков, а не от тех, кто вводил воскресные законы.

Кризис религиозности 19 века привёл к созданию многих весьма экстравагантных учений и практик. Одной из этих практик являлся спиритизм. Северо восток США на тот момент вообще был кипящим котлом из идей. По иронии судьбы центр публичной демонстрации спиритизма (город Рочестер в 1849) был в 40 км от центра зарождающегося адвентизма (той самой фермы Хайрама Эдсона).
Спиритизм уже давно признан полной лажей и разводом, но мы до сих пор агрессивно доказываем, что человек — не более, чем материальное создание, дабы была защита против спиритизма.

И вроде как многие адвентистские нововведения являются, в общем, хорошими (Кроме теории закрытой двери и подобных её вещей). Та же адвентистская антропология позволяет купировать некоторые мистические злоупотребления, а субботний покой при правильном применении идёт на пользу. А вот при увлечении конфессиональной идентичностью (когда то, что ты адвентист, становится намного важнее того, что ты христианин) ситуация больше похожа на впадение в посттравматический ступор.

Но вот проблема: Ирландцы более не являются тем самым боль дырка отверстие, ненависть к католикам в США стихла, а папство оказалось вроде как не такое уж и страшное. Про воскресные законы в высших эшелонах власти тоже не особо говорят, поддержка какой-либо религии более не является глобальной повесткой. А нарратив «мы в кольце врагов» всё ещё существует. Вместо реальной угрозы приверженцы исключительности конструируют мнимую, создавая теории заговора. Как ЭТО может сочетаться с христианством, для меня является большой загадкой. Может, кто подскажет.

И для многих людей становится сюрпризом, когда Библия, оказывается, повествует о Христе, а не о законе, соблюдением которого мы спасаемся. И даже не о пророчествах про папство. Когда эту мишуру сбриваешь, сам как будто оживаешь от глубокого сна.
Есть всё-таки во Христе то, что может пробиться сквозь километры сектантства. И это — настоящее чудо.

Ортодоксальный гностицизм
https://vk.com/wall-201967758_900?w=wall-201967758_900

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: