ПРИЧИНЫ ЦЕРКОВНОЙ ОНЛАЙН МИГРАЦИИ — 1
ПРИЧИНЫ ЦЕРКОВНОЙ ОНЛАЙН МИГРАЦИИ — 1
Карантин и связанный с ним продолжительный перевод богослужений в онлайн-формат наглядно продемонстрировали нам, насколько ограничены механизмы церковного контроля. Между тем, именно когда человек предоставлен сам себе, он и показывает свою истинную сущность. В евангельской притче господин (прототип Христа), дабы узнать истинную сущность своих рабов, оставляет их одних и не сообщает, к которому дню и часу вернется. Верный и благоразумный раб даже в отсутствие своего господина будет вести себя надлежащим образом. А вот злой раб, конечно же, пустится «во все тяжкие» как только господин уедет (Лк.12:36-48).
Припоминаю дискуссии в наших общинах о том, должны ли священнослужители запрещать наличие телевизора в христианской семье. Телевизор называли главным источником пагубного влияния на умы христиан. Так может быть нам выгодно сегодня винить во всем онлайн-богослужения, как раньше мы винили телевизоры? Возможно, мы боимся признаться себе в том, что наше христианство «взвешено на весах и найдено очень легким» (Дан.5:22)? Неужели в наших церквях было много «злых рабов», которые только и ждали повода, чтобы уйти? Неужели появление церковных онлайн-общений – это лишь маскировка истинных причин, по которым столько людей перестало посещать собрания?
Когда моя книга «Институциональное пленение Церкви» впервые увидела свет, многие критики заявляли, что практическое воплощение моих идей спровоцирует отток людей из церкви. Я этого не отрицал, но в свою очередь уточнял: из церкви уйдут только те, кого в ней удерживает страх, административные рычаги, финансовая зависимость и другие институциональные факторы. То есть те, кто, с духовной точки зрения, и так частью церкви не является. Впасть в заблуждение может только тот, кто не принял «любви истины для своего спасения» (2Фес.2:10-11). Тот же, кто познал истину, всегда останется свободным (Иоан.8:32).
Местная община – это не только источник братской любви и поддержки, но также место, где мы практически учимся жить по библейским стандартам. В церкви онлайн в нашей душе благополучно могут уживаться восхищение высокодуховными проповедями и отсутствие практических христианских качеств в простейших бытовых ситуациях. Мы считаем себя онлайн-христианами, не отделяя себя от наших грехов и «отправляем в бан» каждого, кто нам на эти грехи указывает. Мы категорически отрицаем, что ушли в онлайн именно потому, что не хотим признать свой грех, раскаяться в нем и меняться.
Онлайн-богослужение могут одновременно смотреть с разных гаджетов два человека, которые “не в мире друг с другом”. Так зачем мне идти на собрание, где я каждую неделю буду встречаться с человеком, в сторону которого я не хочу смотреть? Примириться, признать свою часть вины? Зачем, если можно затаить обиду, чтобы о ней никто не узнал, спрятаться от неразрешенного конфликта в онлайне! Если же конфликт возникнет уже в онлайн-среде, то можно будет просто «забанить» оппонента. Другими словами, формат онлайн-служения может быть источником мнимых ответов на сложные вопросы, а также создавать иллюзию простого решения сложных проблем.
У формально и поверхностно верующих мотивы посещать богослужебные собрания иные, нежели внутренний духовный порыв. Профит от посещения собрания может быть и сугубо моральным. Когда собрания прекратились, принадлежность к церкви больше не стала приносить ожидаемого результата. Поэтому дальше отождествлять себя с церковью с точки зрения потребителя стало бессмысленно.
Но почему же тогда – возразят мне оппоненты – эти потребители не вернулись в общины после ослабления карантинных ограничений? Дело в том, что в условиях карантина церковные потребители вынуждены были искать замену собраниям. Они нашли ее в том числе и в онлайн-богослужениях. Они обнаружили, что можно показывать себя в различных формах сетевого общения. Таким образом, они стали получать тот же эффект, который ранее получали от живых собраний, но с куда меньшей затратой усилий.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой