Почему вам следует быть христианской/им феминисткой/ом?

Почему вам следует быть христианской/им феминисткой/ом?


#христианский_феминизм

Почему вам следует быть христианской/им феминисткой/ом?

Потому что в этом есть здравый смысл.
«Можете ли вы назвать себя феминисткой/ом?», — обратился однажды профессор семинарии к моему классу.

«Нет. Себя – нет. Здесь нет феминисток». У меня в голове зашевелился клубок мыслей на этот счёт, накопившихся по мере моего взросления. Я не могу точно назвать то событие или мысль, которые изначально сформировали моё понимание феминизма. Однако, нет сомнений, что моё восприятие феминисток как злобных, фанатичных женщин, которые, выпятив грудь, презирают мужчин, боготворят женщин и ненавидят семью, сформировалось благодаря смеси СМИ, поп-культуры и церковных проповедей. Я, правда, никогда не думала, что евангельский христианин может быть феминисткой/ом.

«Поднимите руку, если вы считаете, что мужчины и женщины заслуживают одинаковой оплаты за одну и ту же работу», — продолжал профессор. Я подняла руку.

«Кивните, если вы считаете, что у мужчин и женщин равные общественные и политические права». Я утвердительно кивнула.
На экране засветился слайд PowerPoint: «Согласно Оксфордскому словарю английского языка, — продолжал профессор, — вы – феминист/ка».

Ладно. Авторы Оксфордского словаря не обязательно являются экспертами по гендерным исследованиям. Хотя я и считала, что Библия критически относится к неравномерной оплате труда (форме обкрадывания), а также к общественной и политической несправедливости, феминизм ассоциировался у меня с дерзким, злобным способом достижения своих целей. Я не могла связать это с христианской верой, которая учит любить своего ближнего, как самого себя.

Но в то же время, видя в мире явные и вопиющие проявления несправедливости по отношению к женщинам и девочкам, я сомневалась, по-христиански ли это – отвергать феминизм. Такая дилемма вдохновила меня изучить историю феминизма в свете Писания. И то, что я обнаружила, меня удивило.

Истоки феминизма

Изначально движение феминисток было создано верующими женщинами в ответ на социальные проблемы 18 века. Женщины того времени призывали принять законы против использования детского труда в грязных и опасных для здоровья условиях фабрик и заводов. Глубокая обеспокоенность вопросами сохранения семьи привела их к созданию обществ трезвости, которые призывали мужчин не растрачивать зарплату в борделях и кабаках, которые владельцы фабрик и заводов создавали для того, чтобы рабочие посещали их в счёт зарплаты.

Хотя женщины и не имели права голоса, христианки-феминистки агитировали за принятие законов о защите женщин и детей, живущих в нищете. Они создали службу социальной защиты и популяризовали обучение грамотности и другим навыкам, чтобы в период социального и экономического подъёма после Промышленной революции женщины могли заработать на жизнь для себя и своих детей.

Ангелина и Сара Гримке, Лукреция Мотт и Элизабет Кэди Стэнтон, наряду с другими, выступали на общественных форумах против рабства. Гарриет Табмен и Соджорнер Трут помогали спасать рабов через «Подпольную железную дорогу». Кульминацией деятельности первой волны феминисток, в сотрудничестве с мужчинами, стало обретение женщинами права голоса в обществе – права голосовать на выборах. Их убеждения основывались на том, что все люди имеют равное достоинство и возможности, поскольку носят в себе образ Бога (Быт. 1:26-27). Их достижения отражали неустанное стремление в непростой период истории создать общество, прославляющее Бога (Быт.1:28).

Я пришла к убеждению, что первая волна феминизма даёт общие принципы борьбы с сегодняшними проявлениями несправедливости: сексизмом, расизмом, всеобщей бедностью, торговлей людьми, домашним насилием и прочим. Однако я по-прежнему сомневалась, что могу назвать себя феминисткой. Честно говоря, я боялась. СМИ, поп-культура и религиозные сообщества не всегда положительно отзываются о тех, кто проявляет праведный гнев или совершает реформы непопулярными способами.

Современный ландшафт христианского феминизма

В своей книге «Феминистическая мысль» Розмари Тонг исследует виды феминистического мышления второй волны, появившегося в конце 20 века: радикальный, маркистско-социалистический, психоаналитический, экзистенциальный, постмодернистский, мультикультурный и глобальный, экологический. Эти теории разнообразны, конфликтуют между собой и иногда кажутся странными. Объем данной статьи не позволяет описать нюансы каждой группы. Но исследование всей структуры выявляет отчаянное стремление страждущих душ к свободе от угнетения и к более справедливому миру.

В ответ на вторую волну феминизма известные евангельские учёные написали книги, пропагандирующие «евангельский феминизм» или «библейский феминизм». Их тезисы основаны на тщательном исследовании Писания (см. Список рекомендованной литературы).

Так же, как и феминистки/ты первой волны, эгалитаристы стоят на том, что все люди – и мужчины, и женщины – носят образ Бога и имеют равные права и обязанности. Хотя мужчины и женщины отличаются физиологически, они созданы с целью дополнять друг друга в единстве (Быт. 2:24), — доминированию нет места в мироустройстве по Божьему плану. Справедливость требует взаимозависимого партнёрства мужчин и женщин, имеющих равный доступ к дарам Святого Духа, распределяемых по Божьему промыслу. «Христиане за библейское равенство» (Christians for Biblical Equality) – это некоммерческая организация, созданная из мужчин и женщин христиан, которые верят, что, при правильном понимании, Библия учит фундаментальному равенству мужчин и женщин всех этнических групп, экономических классов и возрастов, основываясь на Послании к Галатам 3:28:

«Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе».

Сегодня я называю себя евангельской феминисткой. И да, Оксфордский словарь английского языка сыграл в этом небольшую роль. Первая волна феминизма предоставила ролевые модели и парадигму действий по решению сегодняшних вопросов неравенства. Вторая волна феминизма привела меня к осознанию необходимости искренне реагировать на страдание человеческих душ, стремящихся к свободе от угнетения. Писание побудило меня во что бы то ни стало выступить за строительство более справедливого общества для всех – независимо от пола, расы, национальности, социально-экономического статуса или любых других человеческих ярлыков.

И помимо всего этого, голос Христа призывает меня – и вас – совершать своё спасение со страхом и трепетом в любви к своему ближнему, ко всем ближним, как к себе.

Список рекомендованной литературы:
Д-р Гилберт Билезикиан «Вне гендерных ролей: чему Библия учит о месте женщины в церкви и в семье» (Beyond Sex Roles: What the Bible Says About A Woman’s Place in Church and Family by Dr. Gilbert Bizekian)
Ричард Кларк Крегер и Катарина Кларк Крегер «Учить жене не позволяю: переосмысление 1 Тимофею 2:11-15 в свете античных свидетельств» (I Suffer Not A Woman: Rethinking 1 Timothy 2:11-15 In Light of Ancient Evidence by Richard Clark Kroeger and Catherine Clark Kroeger)
Рональд Пирс, Ребекка Меррилл Гротхейс, Гордон Фи «Изучая принцип библейского равенства: взаимодополнение без господства» (Discovering Biblical Equality: Complementarity Without Hierarchy edited by Ronald W. Pierce & Rebecca Merrill Groothuis & Gordon Fee)
«Как изменилось моё отношение к женщинам-лидерам: убедительные свидетельства выдающихся евангельских лидеров», под редакцией Алана Джонсона с предисловием Далласа Уилларда (How I Changed My Mind About Women in Leadership: Compelling Stories From Prominent Evangelicals edited by Alan F. Johnson with Forward by Dallas Willard)
Сарра Бесси «Иисус-феминист: приглашение к переосмыслению библейского взгляда на женщин» (Jesus Feminist: An Invitation to Revisit the Bible’s View of Women by Sarah Bessey)

Перевод: Anna Kushnaryova для Misanthropic Church https://www.facebook.com/MisanthropicChurch/

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: