О ПPОПОВЕДИ СЕРГЕЯ ДАВИДОГЛУ: PRO И CONTRA 

О ПPОПОВЕДИ СЕРГЕЯ ДАВИДОГЛУ: PRO И CONTRA 


#запрещенная_проповедь #отклик #давидоглу #виктор_ляху

О ПPОПОВЕДИ СЕРГЕЯ ДАВИДОГЛУ: PRO И CONTRA 

Хочу откликнуться на прозвучавшую в субботу в Заокском проповедь. Да, она неожиданна и вполне актуальна. Вместе с тем, уязвима по целому ряду причин. Я не буду заниматься подробным разбором, анализом текста, тщательно выявляя ее УДАЧИ и НЕУДАЧИ. Я выскажу свое собственное, разумеется, субъективное мнение, как человека, который спонтанно, откликнулся поначалу внутренним несогласием и неприятием (менее всего заранее планируя это). И это несогласие я выразил, кроме всего прочего, уходом их храма. Каюсь, но есть во мне и такой вздорный недостаток . Замечу, однако, что уже десять минут спустя после начала проповеди я понял, что кафедральное «СЛОВО» меня не гармонизирует, а напротив, смущает и раздражает. По существу, у меня даже и причин-то НЕ БЫЛО раздражаться, 🙂поскольку я покинул храм очень рано и еще не прозвучали жесткие слова Давидоглу о «моем» (условно говоря) лицемерии, фарисействе и безблагодатном существовании в стенах ЗАУ. Иными словами, у меня не было заведомого негативного отношения к «проповеднику» (тем более, что несколько месяцев назад мы вместе с ним выступали на конференции в Православном университете в Москве – в СФИ), но с первых минут она смутила меня и вызывала внутреннее сопротивление. Конечно же я был не прав, и не нужно было уходить. Но слаб человек, как говорится. Кстати, уходя, я заметил рядом с собой жену ректора и подумал: «И что же она теперь подумает обо мне? Решит, что Ляху всегда себе на уме и вот снова вздорно себя повел, дерзко покидает храм… Будь что будет, но… остаться не могу. Я пришел послушать «Слово», что вызовет во мне внутренее духовное умонастроение, но этого нет, и это выше моих сил…»

А далее я изложу мысли, с которыми поделился вчера на странице пастора В. Жукова. Вот текст почти дословный, с некоторыми поправками:

«Дорогой пастор Василий, не преувеличивайте и драматизируйте: проповедь не исчезла, ее можно слушать в Инете. Вы утверждаете, что это было Слово Божие и голос Божий прозвучал через Давидоглу. Возможно, это так, но не уверен в этом, потому и пишу. На мой взгляд, это было всего лишь слово человека о СЛОВЕ Божием. Я лично слушал Сергея, и как «бунтовщик» с приличным стажем (в свое время, как Вы, вероятно, знаете, я даже был уволен за СВОЕ слово, вполне земное и, как мне видится теперь, спустя годы, отчасти эгоцентрическое, — и 10 лет не был допущен к преподаванию) скажу Вам следующее: 12 минут спустя после начала проповеди я покинул храм. Я не чиновник дивизиона, не преданный сотрудник конференции и прочее, но принять эту манеру и стилистику не смог. Первые 10 минут выступления Давидоглу (с такой странной, надуманной, нагроможденной статистикой, эпатажными цифрами, броскими образами и ерническими выводами о тысяче человеко-часов, отнятых от несчастных прихожан бездуховными и необразованными пасторами) были абсолютно вычурными, эссеистически-клубными в жанровом отношении и не имеющими ничего общего с храмом, богопоклонением и ПРОПОВЕДЬЮ. Именно так я ощутил «кожей» и внутренним ощущением, сердцем. Более того, не нужно быть психологом, чтобы понять, что это выступление приносило молодому, горячему преподавателю духовно-эстетическую отраду, наслаждение (впрочем, не вижу в этом ничего дурного — вполне земной феномен любого земного кафедрального вестника). Об этом свидетельствовал не только облик Сергея (голос, мимика, интонация, ритм слова), но и логика выстроенного текста, выверенная лексика, метафоризм написанного.

Я не против такого выступления, я лишь о МЕСТЕ (есть такое понятие как «гений места»). Вне всякого сомнения, такая проповедь весьма была бы уместна (и законна!) на пасторской встрече, или на молодежно-семинарско-интеллектуальном вечере (общения), но не в ХРАМЕ. Знаю, что мне Вас не убедить, и не собираюсь никого убеждать, просто высказываюсь. Одним словом, было МНОГО человека, Сергея-Давидоглу-Саванаролы и предельно мало Слова Божьего (по сути, его вообще не было — Амос затронут был по касательной, целые пласты и идеи формально были зачитаны перед проповедью и тут же ЗАБЫТЫ).

Кстати, в прошлую субботу была совершенно изумительная, глубокая, созидательная БИБЛЕЙСКАЯ проповедь Л. Гунько, который не заслонил собой ни Слово Божие, ни Христа. (Видимо, Сергей ее не слушал, а если слушал, то посчитал, если не заурядной и банальной, то несомненно ТРАДИЦИОННОЙ. Тем не менее, она заставила меня думать о себе, заглянуть в СЕБЯ, подумать о своем несовершенстве и о том, что моя духовная жизнь хренова. 🙂 Но я вышел из храма – и сердце мое пело, дух был бодр, я получил заряд, импульс вырваться из плена косности и духовной лени. Леонтий Гунько не хлестал плеткой, не выстреливал эскападами, не эксплуатировал риторику страдальца и жертвы… А текст за текстом, тщательно толковал 118 псалом. Целую главу толковал (стих за стихом), как было задумал свою речь и Давидоглу, но Сергей даже не погрузился в текст, он взял лишь то, что ложилось как лыко в строку его суда над всем и вся. Текст ему не нужен был (тривиальная экзегеза тоже была не нужна, от нее в Заокском уже оскомина — нынче нужна оригинальность, острота, пафос и, вероятно, всеобщая критика). Между тем здесь, в Заокском, ЧЕРЕЗ СУББОТУ можно услышать высочайшего уровня проповеди (это, конечно, не от того, что сильно духовны мы тут, просто толковые преподаватели говорят ТОЛКОВЫЕ проповеди). Однако Сергей, как показалось мне, выше этого, он не сказал ни одного доброго слова об этом (таких проповедей, видимо, все-таки, нет в ЗАУ, все они худосочны, бесплодны, и слушать некого). Вот почему, по всей видимости, он решил выдать СВОЕ риторико-критическое слово. И говорящего это настолько увлекло, что порой он не видел себя плотью от плоти остальных преподавателей; он сурово-сдержанно не говорил, а прямо-таки вещал, при этом ничтоже сумняшеся, что он как бы другой (формальные оговорки, что он такой же грешник как и все, были, к сожалению, ОТГОВОРКАМИ, и это читалось и читается в голосе и риторических оговорках проповедника).

В отношении замечаний и утверждений (на различных форумах), что Давидоглу говорил под влиянием Духа Святого, а я демонстративно воспротивился Ему, покидая храм, отвечу следующим образом: с Духом Святым нужно быть поосторожнее. И вот почему: чуть более 20 лет назад я в такой же манере и в таком же духе (человеческом, бренном), мощно и яростно, выступал не только в Академии (не в храме!), но и перед Советом Попечителей. Так же мужественно и смело как Давидоглу (в последнее дни много пишут о мужестве Сергея), но кончилось мое мужество увольнением, депрессией, госпитализацией, тяжелой операцией и восстановлением в правах преподавателя 6 месяцев спустя). Через шесть лет, в 2003 году, когда оказалась под угрозой программа богословского факультета (с упразднением 18 предметов гуманитарного плана) я снова вступил в тяжелую полемику на всех уровнях, и все кончилось безоговорочным увольнением. Только в 2015 году я стал снова преподавать. В этой борьбе или схватке, я не уверен, что Дух Святой меня побуждал так действовать. Но точно во всем моем существе было человеческое мужество и СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Замечательные человеческие качества! И, надо сказать, что некоторые члены Совета признали правоту моего протеста (лично ко мне подходили и поддержали).

То, о чем говорил Сергей Давидоглу СПРАВЕДЛИВО и отчасти мужественно (отчасти!), но куда было бы мужественнее говорить перед Советом Попечителей или на Педагогическом Совете. А за кафедрой это вполне обычно и естественно, собственно, даже легко. По существу, было бы разумнее выступить на совещании в Конференции, в Унионе или в Дивизионе, что пыталась делать, выражусь вычурно, немощь моя 🙂 Убежден, повторюсь, что это не храмовая проповедь и не в том пространстве произносилось. Менее всего, однако, убежден, что и Дух Святой тут был водительствующем началом. Гораздо больше в таких выступлениях, не побоюсь сказать, нашего достойного, но все-таки «Я», то есть нашей амбивалентности: смелости и задора, совестливости и вздора, мужества и смиренного любования, вне всякого сомнения, едва уловимого тщеславия и, безусловно, благородства. (Все это читалось мной в бесстрастно-кроткой «физиогномике» проповедующего.) Я был в этой ТОГЕ пламенного борца и знаю, что говорю. И уверен, что и Сергей со мной согласится. А если не согласится, значит, он пока еще на поверхности подлинной антрополгии, и ему нужно читать не только пафосного Амоса (и себя в Амосе-пророке прозревать), но и глубокомысленного метафизика Достоевского, который открыл в Личности (природе человека) невероятные БЕЗДНЫ, омраченного правдой и неправдой человека: «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей»…

Мне думается (может быть, я ошибаюсь), сегодня администрация готова слышать и слушать. Только надо уметь говорить. Отвечаю своим собеседникам: «Вы преувеличиваете «беду», придаете случившимся явлениям излишний катастрофизм. В чем эта беда и что Вы хотите изменить в Церкви? Вы думаете, что после выступления Сергея что-то изменится и пасторы начнут говорить высочайшего уровня проповеди? Наивно! Напротив, проповеди будут еще слабее и хуже. Студенты сегодня не хотят ЧИТАТЬ и учиться как это было в 90-е. Реально учатся и жаждут знаний два из десяти человек. Наш век гаджетов переформатировал сознание молодых людей. И беды только будут нарастать, духовность падать и падать… Эпоха секуляризма, комфорта и ПОТРЕБЛЯДСТВА (в слове нет ошибки, 🙂 такой скандальный и точный термин встречается в публицистике) торжествуют и захватывают нас верующих еще стремительнее, чем людей мирских… Если на то пошло, проблема с уровнем и качеством проповедей лежит на мне и на Сергее (и др. преподавателях). Мы преподаем, мы учим студентов, а не администрации унионов. Меня, если честно, удивил сам тон выступления Давидоглу. Это беспрецедентно жесткое, высокомерное в отдельных фрагментах выступление. Да-да, как ни странно, есть и высокомерие (утонченное, смиренно-страдальческое), послушайте: «…Увы, я постоянно вижу, как пустые и часто безразличные, и еще чаще лицемерные люди приходят слушать таких же проповедников, к тому же пустословящих…». Это что за обобщение? Какие люди, и какие проповедники? Где это происходит, кого он имеет в виду? Речь ведь о МНОЖЕСТВЕ пустословящих. Право, он видит себя за пределами добра и зла, как бог. 🙂 Это сильно ощущается в его словах. Он не лицемерит никогда, никогда не говорит пустые слова, он не такой проповедник как нынешние… Простите, но я никогда не позволял себе такого противопоставления и «наезда». Все оговорки о его грешности — сугубо риторические фигуры, а суть в безоговорочном осуждении всего и вся.

Наконец ГЛАВНОЕ: от лицемерия спасают нас не проповеди, не слова пасторов, а Бог. (Порой самые прекрасные истины входят в одно ухо и выходят через другое.) А это жутко простая и чудовищно сложная наука. 🙂 Метанойя происходит от предельного посвящения, самоуглубления и личного постижения Бога. Суть подлинности нашей религии, христианства, веры в ЕДИНЕНИИ, в связи с Богом. Вот это, именно это будет освобождать нас от формализма, законничества, мертвечины, бесплодия духовного и прочей «гнили», о коей говорил Сергей. И сколько живем на земле мы обречены идти этим тернистым, трудным, мучительным путем. Одним словом, «все в табе и все сейчас», как говорит толстовский герой. Кто-то будет ПРОРЫВАТЬСЯ к свету, а кто-то будет еще искать связи с президентами, комфорта, теплого местечка в конференции, других преимуществ в земной Церкви. Всегда так было и всегда так будет до Второго пришествия Христа, потому что греховен и слаб ЧЕ-ЛО-ВЕК. Это же так просто понимать и так тривиально, Василий!

Не надо устраивать «Плачи…» ни по Израилю, ни по адвентизму. Надо трудится и честно делать свое ДЕЛО, и это будет менять мир и нас самих. Я этим занимаюсь в ЗДА 30 лет!!! Поражаюсь, как же это не понимает Давидоглу. Впрочем, чему тут удивляться? Он еще очень МОЛОД, макималист и подслеповат. Он умен, именно умен, но… не МУДР!!! Простите, не сужу человека, а констатирую факт. Эти вещи он поймет, но пройдут годы РОСТА И ВЫЗРЕВАНИЯ. И настанет день, когда это сам лично ПРИЗНАЕТ.

Итак, обрываю свою рефлексию и говорю: хорошее, правильное, НУЖНОЕ выступление, но, на мой взгляд, не уместное на богослужении.

Виктор Ляху, старший научный сотрудник Института перевода Библии им. М.П. Кулакова

Коммантариев: 15

Добавьте свой
  1. 1
    Аноним

    Все правильно Сергей сказал. Из-за формализма в церкви люди уходят из неё. К сожалению, ничего не изменится, это да.

  2. 2
    Юлия

    Надо было что-то написать, да? Так проглотить эту порцию перца Вы не можете. Вот Сергей вас всех и обвинил, формалистов. Не церковь, а клуб по интересам, точно, с власть имущими людьми, которые превозносятся, кичатся своей всеведущностью, отличием от простых смертных. Фу!… Как хорошо, что мы с мужем ещё 20 лет назад из неё ушли! Жаль. Все могло быть по другому. Первые миллериты не хотели организовываться в церковь, в органищацию, чтобы не быть похожими на тот Вавилон, из которого они вышли… Но нет, от чего ушли, к тому спокойно пришли. Надо поменять доктрины. Например, про 1844 год, не читать Уайт, не ставить её на один уровень с Библией, быть семьёй, а не клубом по интересам. И тогда, с Божьей помощью, адвентисты, возможно, будут не безнадёжны.

  3. 3
    Людмила

    Я, поначалу была так же очарована проповедью Сергея Давидоглу. Думаю, что он искренне переживает то, о чем говорит. Но богослужебное место предназначено для вещания о Господе и Его прославления. В последнее время Духовную часть Богослужения используют не по назначению. Говорят о здоровом питании, о семье, о взаимоотношениях между мужем и женой, о детях. Даже можно услышать лекцию о пищеварении. Много говорится о десятине. Уходишь с такого Богослужения с пустым, порой огорченным сердцем. Хочу слушать о Боге, о Его любви, о Его жертве. Проповедь должна быть Христоцентрична и ничего более. Редко какому проповеднику удаётся соответствовать этому. Поэтому молодым братьям хочется изменить сложившейся стереотип проповеди. Но лучше использовать для этого другое время. Сергею Давидоглу благодарение за не равнодушие и пожелание быть водимым Божьим Святым Духом, когда потребуется совершать подобные проповеди в нужном месте и в нужное время.

    • 4
      Юлия

      Я Вам там ответила, Людмила. Просто сначала не увидела значок,, ответить,, Перед Вашим комментарием, и написала в общем чате.

    • 5
      Аноним

      Вскрывать данные вопросы важней, чем делать умилённые моськи и слушать пастора каждую субботу, который говорит, что новый завет начался с рождения Христа😀.
      Вы о чём? Вы серьёзно?
      Да где они проходят атестацию?
      Зачем меня возвращать в небесный Ханаан, нет небесного ханаана и небесных хананеев как и содома нет.
      Важно это сделать было и он сделал,
      Вот такого пастора необходимо спонсировать и служить ему именеем своим, а не быть запуганным проклятием из Малахии, и нести десятину и кормить пасажиров

  4. 6
    Юлия

    Хочу ответить Людмиле. Вы говорите, хочу слушать о Боге, о Его любви на проповеди. Я уж думаю, в таких проповедьях недостатка нет в церкви. Это каждую субботу можно услышать, самим почитать наконец. А вот то, что сказал Сергей, такое никогда не услышишь. И нигде. Так что стоило одну субботу потратить, чтобы послушать абсолютно точную проповедь. И правильно, что это было сказано не на совете пасторов, а при всем честном народе. А то слухи бы пошли, что там что-то не то Сергей пастора сказал, тра-ля-ля, недомолвки, додумки, что было и чего не было бы приплели. В тут все всё услышали, запись есть. Выводы каждый может сделать сам.

  5. 7
    Аноним

    В проповеди был диагноз. И он соответствует диагноз истинного свидетеля из Откр. 3. 15.
    .Хотелось бы услышать выход, Евангелие.

  6. 8
    Аноним

    Замечательная проповедь , поиск Господа особенно последние семь минут призыва сделать Христа единственным авторитетом достойным подражания .
    Мы забыли Христа со своей принадлежностью к остатку , все о чем Сережа говорил имеет место в церкви , неоднократно видел как приносят человека в жертву церковной организации ставя организацию выше нужды человека . Очень больно наблюдать как распинается Христос когда на первом месте что то другое не Господь , мы забыли что это Его церковь не наша . Скажу больше сегодня происходит тоже что и две тысячи лет назат ничего не поменялось . Пришло время сказать честно , мы потеряли Христа за всей нашей принадлежностью и авторитетом традиций . Я не против традиций церкви , я против того что церковь теряет главное назначение , быть по настоящему Божьей семьёй ,а не организацией закрывающей глаза на боль и нужды простых людей .
    Наше христианство не работает когда в церкви , объявляют сбор , человеку отдавшему свои лучшие годы и здоровье делу Божьему ( на операцию ) и тут же делают поправку , жертвуйте так чтобы не было перераспределения средств , чтобы организация АСД
    не пострадала . В конце Сергей сказал почему мы забыли Христа , для Христа конкретный человек был дороже правил , дороже организации . Дальше можно не продолжать , дай Бог Серёже идти этим путем поиска Христа и вести к этому студентов академии . Без Христа НИЧЕГО НЕ РАБОТАЕТ. Верю что у нас есть
    шансы поменять свое состояние если звучат такие проповеди , повторю вместе с Сергеем слова его молитвы Господи помилуй нас .

  7. 9
    Александр

    Воистину дорогой мой Виктор: кто что хочет, тот то и услышит!
    Мне не послышалось так как выразил ты (…неуместно), а я не пастор и даже не преподаватель. Лично меня она(проповедь) задела до глубины, после нее мне действительно хотелось молиться. И молиться больше о себе.
    А теперь, т.к. я знаю тебя лично, позволю себе высказать некоторые недопонимания и комментария к твоим высказываниям.
    Ты же сказал, что мог высидеть только десять минут, а пишешь здесь как-будто лично был… Как можно было определить если там студент только минут 5 читал из Библии? Кстати я тоже хотел «уйти» пока молодой человек читал , хорошо, что остался!
    «…Студенты сегодня не хотят ЧИТАТЬ и учиться как это было в 90-е. Реально учатся и жаждут знаний два из десяти человек…» «… не преувеличивайте и драматизируйте: проповедь не исчезла, ее можно слушать в Инете.» В «» слова В.Ляху.
    Действительно можно слушать, но часто в последнее время я задаю себе вопрос, а нужно? Проповеди, которые были актуальны 10-20лет назад? Можно по пальцам посчитать те, после которых что-то почерпнешь и молиться захочешь. Если ты будешь плохо преподавать – как, долго ты будешь это делать? А студенты тоже разные, да и от кого они учатся…
    Ну и самое на мой взгляд главное: после того, как ты проповедь услышал и даже комментарии написал, ты говорил с ним лично? А пишешь здесь как будто тебе свыше было открыто о его мотивах…

  8. 10
    Татьяна

    Спасибо Вам Виктор ! А для меня Вы — мужественный человек. Пошли против большинства лестных отзывов. Как ухватились за проповедь и критику люди, оставившие церковь. Мне её переслали те, кто постоянно ищет недостатки или оправдывает себя . В том и опасность, что не каяться будут люди, а хулить Церковь.

  9. 11
    Ольга

    Виктор сказал только то, о чем с горечью думают тысячи прихожан нашей церкви, но молчат.

  10. 12
    Виктория

    Проповедь — это весть к Лаодикии.
    От Господа это было..

    Давидоглу говорит весть к Лаодикии, и первое что нужно — это согласиться с диагнозом своей проблемы: » ты говоришь… а не знаешь…»
    Бог хочет чтобы мы открыто признали свое состояние самоправедности.

    А открыто возможно только тогда, когда переживаешь борьбу в себе и принимаешь, все !не выборочно, а ВСЕ обличения к себе.

    И главное выход наш в Нем и Его Праведности.. и только!

    Виктор, не возможно занимать середину!
    я такая же была..
    Не получиться по средине!!!
    Большая борьба ожидает нас, если не будем честны сами с собою и не будем чесны с Богом!

  11. 14
    Волошин Сергей

    Постараюсь коротко. Когда слушал проповедь Сергея Давидоглу волновался, переживал, сопереживал, раскаивался перед Богом, чуть-чуть не плакал. Когда читал ответ В. Ляха в словах автора (Ляха) почувствовал раздражение, высокомерие, лицемерие, неискренность, осуждение, не любовь. Где какой дух, увидеть не сложно!

  12. 15
    Аноним

    совершенно правильные вещи сказал ,мы остаток а руководители церкви занимаются не понятно чем,не учат народ как противостать дьяволу ах.да они и сами этого не применяют на практике от куда им такое познать,харизматы,бабтисты и многие другие конфессии читают нашего пропока ,а мы не применяем ее на практике к сожалению,вы царственное священство,люди взятые в удел,народ остатка скоро будет просто смешно так себя называть

+ Оставить комментарий

Войти с помощью: