О КОНФЕССИОНАЛЬНОМ СЕПАРАТИЗМЕ: Часть 2 

О КОНФЕССИОНАЛЬНОМ СЕПАРАТИЗМЕ: Часть 2 


#степанов #конфессиональный_сепаратизм #другие_деноминации #образ_врага

О КОНФЕССИОНАЛЬНОМ СЕПАРАТИЗМЕ: Часть 2 

III. ВЕРОИСПОВЕДНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

В 2011 году СМИ объявили о намерении пастора Евангелической Церкви во Флориде баллотироваться на пост президента США. Имя этого христианского лидера известно большинству наших современников – Терри Джонс, тот самый, который в 2010 году в канун памяти жертв погибших под обломками небоскрёбов Всемирного торгового центра инициировал акцию сожжения Корана. Тогда в интервью журналистам он сказал: «Мы хотим противостоять религии, которая ведёт людей в ад!»
Невзирая на негативный общественный резонанс, негодование мусульман в Афганистане и других странах мира, поджоги церковных зданий, нападения на миссии ООН и гибель сотен христиан, пастор Терри Джонс вместе с пастором Уэйном Саппом всё-таки осуществили публичный показательный суд над Кораном и торжественно сожгли его экземпляр 21 марта 2011 года. Скандальное видео этой акции было распространено через YouTube.
Не успел отгреметь этот скандал, пастор Терри Джонс выступил в качестве главного идеолога нового шедевра ксенофобии – фильма Сэма Баджила «Невинность мусульман», вызвавшего новые беспорядки в сентябре 2012 года. Видео в оскорбительной форме рассказывает о жизни пророка Мухаммеда, изображая его развратным идиотом. И снова площади и улицы у посольств США и европейских стран в исламских государствах и не только были заполнены митингующими мусульманами. Снова горели автомобили, штурмовались здания, обстреливались из гранатомётов консульства и гибли дипломаты.
Читателю может показаться, что приведённые выше инциденты не имеют никакого отношения к нашей обычной полемике об ошибочности взглядов пятидесятников, баптистов, католиков или православных. Однако, когда я слышу с церковной кафедры реплики в стиле: «Мы – единственный истинный остаток»; «Только в нашей Церкви полнота истины»; «Католическая Церковь – антихрист»; «Все Церкви, соблюдающие воскресенье, являются «духовным Вавилоном» и апокалиптическим лжепророком», мне, мнительному, представляется, что у этой кафедральной риторики и у акций Терри Джонса в зачатке есть общий ген, хорошо известный нам по случаю из жизни Спасителя и Его апостолов, о чём мы можем прочесть в Евангелии от Луки, главе 9, от 51 текста:
«Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но ТАМ НЕ ПРИНЯЛИ ЕГО, ПОТОМУ ЧТО ОН ИМЕЛ ВИД ПУТЕШЕСТВУЮЩЕГО В ИЕРУСАЛИМ. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, ЧТОБЫ ОГОНЬ СОШЕЛ С НЕБА И ИСТРЕБИЛ ИХ, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: НЕ ЗНАЕТЕ, КАКОГО ВЫ ДУХА; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:51-56).
Острое чувство негодования в сердцах учеников Спасителя имело именно религиозный мотив, и пример для оправдания этой «кошерной» ненависти был также религиозный, – Илия пророк – одна из самых колоритных личностей Священного Писания иудеев. Да и силу для осуществления акции уничтожения самаритянского селения ученики собирались обрести посредством религии.
В этой же главе несколькими стихами выше мы читаем ещё об одном диалоге апостола Иоанна со Спасителем:
«При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что ОН НЕ ХОДИТ С НАМИ. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас» (Лк.9:49,50).
Причина запрета на вероисповедание упомянутого человека, согласно словам Иоанна, была не в том, что он плохо или неправильно исцелял людей от одержимости бесами, и не в том, что он был плохо одет или имел «лёгкую» мораль, но она заключалась в том, что «он не ходит с нами».
Евангелист Марк эту фразу передаёт ещё острее: «запретили ему, потому что не ходит ЗА НАМИ» (Мк.9:38). Очевидно, что в этих библейских словах подчёркнут вечный порок около-церковной границы, разделяющей мир на наш и другой – кажущийся всегда враждебным и чуждым.
В обоих эпизодах Евангелия Христос противостал религиозным амбициям учеников. Однако в истории человечества по-прежнему самыми жестокими остаются не политические, а именно религиозные противостояния. И, хотя, эпоха крестовых походов завершена, пикеты одних против других, резкие суждения одних о других – не редкость в нашем просвещённом веке. Самые умеренные из нас чаще только терпят друг друга.
IV. СДВИГАЯ КАМНИ ДУШИ
Некоторым из предполагаемых читателей этого рассуждения хорошо знакомы мои мысли на обозначенный предмет, так как я неоднократно в разных кругах верующих вёл на эту тему откровенные устные беседы, которые, как мне кажется (простите за дерзость), целительны для сердца верующего человека.
Также есть ряд близких мне людей, кто знаком с моим эссе под заглавием «Сдвигая камни души», они также хорошо осведомлены о моих индивидуальных переживаниях и впечатлениях на эту тему, а потому могут и не перечитывать настоящий текст, потому что далее я лишь повторю то, что милостью Господа было ранее поведано мною на страницах упомянутого текста. Я же по-прежнему бережно храню эти взгляды, так как они действительно сдвинули тяжёлые плиты с моей христианской души.
О метаморфозах моих воззрений в обозначенной области я не стесняюсь говорить открыто, и вполне свободно делюсь своей исповедью, что, к моему сожалению, иногда смущает священноначалие колыбели моей веры. Стыжусь же я своей прежней «духовной» агрессии и, хотя в силу своего характера я по-прежнему могу быть категоричным, всё же искренне раскаиваюсь в том, что в прежние годы часто использовал кафедру для речей о том, как неправы христиане, не принадлежащие к моему вероисповеданию.
А потому, если кто-то решит напомнить мне мои полные «наступательной» риторики публичные выступления, не трудитесь зря, я прокрутил их все в своём сознании как панораму, и в тех общинах, где я чаще всего выступал, я публично исповедался в своём религиозном милитаризме. И рану эту, как мне представляется, необходимо исцелять не только у верующих людей моего склада, но и в обществе в целом, ведь для нас слово «толерантность» (терпимость) стало почти добродетелью.
На разных уровнях нашего общечеловеческого устройства проводятся форумы и конгрессы, где поощряется толерантная культура взаимоотношений. Мы равняемся на страны и народы, общественное устройство которых соответствует этому термину. На самом же деле, наши попытки ухватиться за пропаганду толерантности изобличают ущербность и узость наших сердец. Ведь разве терпимость проповедовал Христос? Не любовь ли друг ко другу (и даже к врагам) – суть Его новой заповеди? Какая же честь нам, если мы только терпим друг друга, но не любим?
Чаще всего именно верующие люди говорят о защите свобод человека, о праве каждого на свободу вероисповедания. Однако, занимаясь около десяти лет вопросами религиозной свободы, я многократно замечал, что эти права необходимо защищать прежде всего от самих верующих. Ибо миллионы приверженцев Бога ставят свою религию выше веры других людей. С Кораном или Библией в руках мы маршируем по жизни с видом людей, которым открыты все тайны жизни, и надоедливой готовностью научить всех и вся тому, как правильно верить.
Моё обращение к читателю носит сугубо личный характер. Я ни в коей мере не пытаюсь сломать существующие традиции, но хочу поделиться исключительно личным духовным опытом моего диалога с собственным сердцем. Также я хотел бы представить те тезисы, которые, как мне представляется, способны сдвигать камни, или даже плиты отчуждения в наших сердцах. Это рассуждение – не призыв к революционным действиям, но лишь побуждение каждого читающего эти строки к диалогу со своим сердцем.
Продолжение в части 3 следует
Александр Степанов

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: