«НЕСЧАСТНЫЙ РЕБЕНОК» В ЦЕРКВИ

«НЕСЧАСТНЫЙ РЕБЕНОК» В ЦЕРКВИ


#скуратовская #недостижимый_идеал #принятие #религиозный_невроз

«НЕСЧАСТНЫЙ РЕБЕНОК» В ЦЕРКВИ

Судить о чужой вере – здоровая она или больная – довольно самоуверенно. Но согласитесь, бывают случаи, когда человек явно верит во что-то не то. Несмотря на тщательность соблюдения церковных предписаний, жизнь в Церкви делает этого человека печальнее, его одолевает уныние, не отпускают страхи, возникает агрессия. Религиозность есть, но есть ли вера? Еще чаще бывает, что, воцерковляясь, человек очень быстро «устраивает ад» всем вокруг: семье, приходу и даже пастору. Вроде бы все делает так, как научили, но почему так ужасен результат?

А потому, что многие из нас в той или иной степени невротизированы. Религиозность становится невротической не только потому, что в Церкви научили чему-то не тому, а потому, что почва для восприятия человеком деструктивной формы веры была подготовлена с детства.
Формирование невротической личности начинается в первые два-три года жизни. Ребенок, который не получает внимания и любви, не чувствует себя в безопасности.

Он ощущает себя беспомощным, одиноким и брошенным, а мир вокруг – враждебным. У такого ребенка формируется базальная тревога, глобально относящаяся ко всему миру, с которым он соприкасается: «Я никому не нужен». Это ощущение тотальной брошенности, которое ребенок не может выразить словами, может оставаться с ним на всю жизнь.

Жить с этим ощущением невозможно, поэтому начинают формироваться защитные механизмы. Человек пытается снизить свою тревогу, приспосабливаясь к неблагоприятной среде вокруг.

Общаться с родителями так, как хотелось бы, не получается, вот и приходится искать способы общения, на которые они лучше реагируют. Одни реагируют на плач, другие – когда за них цепляются или на них висят, третьи – когда воюют и крушат все вокруг. А если родителей не проймешь ничем, остается одно: уйти в изоляцию, в надежде, что хоть так обратят внимание.
Невротические защитные механизмы поддерживаются самими родителями, ведь благодаря им ребенку таки удается добиться хоть какой-то формы внимания. Главное открытие, которое делает ребенок: такой, какой ты есть – ты никому не нужен. А нужен другой, «идеальный».

И у ребенка начинает формироваться «идеальное Я», ложная личность, маска, которая скрывает его от мира на долгие годы (как минимум, пока не будет вылечен невроз). «Идеальное Я» позволяет человеку скрыть ощущение отверженности своей подлинной личности даже от самого себя, человек теряет контакт с собой настоящим. Появляется невротическая гордость: человек не просто гордится своим «идеальным Я», он отождествляет себя с ним, хотя это имеет мало общего с подлинной личностью.

Однажды повзрослевший «несчастный ребенок» приходит в Церковь (это может случиться в детстве, а может и в более зрелом возрасте) и начинает встраивать религию в свою невротическую картину мира.

Религия – отличный способ для невротика стать круче всех, стать еще идеальнее. Она дает строгую систему предписаний, одобряемые ролевые модели поведения, чувство превосходства над неверующими – и это позволяет невротику чувствовать себя успешным и одобряемым.
Это важно, потому что у невротической личности самооценка полностью зависит от того, как относятся к невротику другие. Именно поэтому он чутко ловит малейшее невербальное отношение к нему, корректируя то, что на выходе транслирует в мир.

В церковной системе такой человек впитывает как губка нормы, правила, приоритеты. В зависимости от церковной субкультуры, в которую его занесло, он выстраивает собственное мировоззрение, которого, по сути, нет – есть лишь желание всем нравиться. Проявляться оно может по-разному – в угождении окружающим, стремлении всеми командовать, либо он может в глубине души считать, что лучше всех, но из показной скромности и смирения не показывать это: «Бог увидит мое смирение и по-настоящему вознаградит… не то что всех остальных».

Когда нормы поведения усвоены и приносят одобрение и признание, тогда человек старается навязать окружающим (включая своего духовника) свой образ веры как единственно правильный. При этом он не принимает критики, встречает ее враждебно, ведь малейшее сомнение в правоте ставит под угрозу весь его иллюзорный мир.

Наталья Скуратовская

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: