КАТЕГОРИИ ДОМАШНИХ ЦЕРКВЕЙ
#домашние_церкви #собрания_верующих #смысл_общины
КАТЕГОРИИ ДОМАШНИХ ЦЕРКВЕЙ
Хотя я рад, что множество верующих ищут Бога вне современных традиционных церквей, я убежден, что многим таким группам нужно поставить Христа в центр церковной жизни.
Согласно моему опыту, большинство групп, которые вешают на себя табличку «домашняя церковь», «простая церковь» или «новозаветная церковь», четко попадают в одну из следующих категорий:
Междусобойчик по изучению Библии.
В такой домашней церкви обычно руководит бывший священнослужитель или будущий толкователь Библии. Такой человек обычно разъясняет Писание за круглым столом Встречи по изучению Библии часто скатываются в бесплодные споры. В этой группе те, кто не склонен к богословским умствованиям, остаются не у дел. Признают они это или нет, но человек, который разъясняет им Писание, давит на церковь.
Группа по интересам.
Эти домашние церкви вокруг какого-то одного общего интереса вроде «домашнего христианского образования детей», «домашних родов», сохранения еврейских традиций, особой эсхатологии, определенного богослужения, «экологического сельского хозяйства», личного пророчества, евангелизма или какой-то другой проблемы, увлечения или темы — даже вокруг «домашней церкви» самой по себе.
Организованная домашняя церковь.
Это просто традиционная церковь, которая встречается по домам. Ее ведет пастор, у церковного богослужения четкий распорядок, есть лидер прославления и т.д. Такая церковь отличается от обычной только тем, что там меньше прихожан и они собираются не в храме, а на дому. Мой друг говорит о таких группах: «Дорогой, я «сжал» церковь!»
Культ личности.
Для членов этих групп весь мир сосредоточен на одном талантливом человеке. Это может быть «мертвый» апостол, у которого есть предписанная ему роль — быть медиумом группы, ее убеждений и методов. Чаще всего во главе такой группы — христианский лидер, который основал эту церковь и живет в ней. (Или это лидер, который
участвовал в движении, к которому принадлежит церковь.) Хотя талантливый человек действительно хочет видеть, как Тело Христово само себя строит, однако его авторитарность затрудняет это духовное развитие. Такой человек обычно не видит, что он невольно способствует нездоровой зависимости группы от него. Другие люди могут это очень хорошо видеть — но только не члены этого движения. Они не обращают на это внимания.
Группа потребителей.
В своей основе это самовлюбленное сообщество — духовное гетто. Встречи закрыты и всегда однообразны. Группа действует как «духовный аспирин» для больных христиан, особенно тогда, когда у них эмоциональный кризис Церкви такого рода во власти эгоцентриков. Люди объединяются, чтобы поесть и «зависнуть» вместе каждую неделю. Большинство таких встреч не более чем «совместные трапезы». Иисус Христос — не в центре этой группы; в лучшем случае иногда вспоминают о вечном замысле Бога. Кроме того, члены такой группы всегда разбегаются, когда начинаются серьезные проблемы. Когда начинается конфликт или тяжелый период, многие (включая тех, кто громче всех кричал о «домашней церкви») под конец соблазняются обкатанной и легко управляемой программой традиционной церкви.
Аморфное сообщество.
Эти домашние группы обычно состоят из четырех — восьми человек, которые время от времени встречаются в гостиной, чтобы поболтать за чашечкой чая. Они редко понимают, зачем и почему они собираются. Им нравится подчеркивать, что Иисус присутствует всегда, когда «собираются двое или трое». Однако такая группа распадается прежде, чем ее члены вообще начинают понимать, зачем она существует. Если группа продолжает существовать, то с годами встречи становятся все более бесплодными.
Труппа вечно брюзжащих.
Эти группы состоят из бывших членов церквей, одиноких и изломанных христиан. Они охотно собираются, чтобы залечить свои раны и противостать «духовно разрушительной» организованной церкви. Их встречи проходят в атмосфере пессимизма, цинизма и скрытой горечи. Когда членам группы надоедает нападать на организованную церковь, они начинают уничтожать друг друга — вот что трагично. Таким образом, их охватывает тот же самый дух, с которым они хотели бороться. Такой тип домашней церкви привлекает глубоко травмированных христиан, которые никогда не учились доверять другим.
Церковь с неписаными традициями.
Эти группы явно вне традиционного христианства Но они часто собираются не по домам. Многие собираются в арендованном здании или «зале собраний». Главная слабость их встреч в том, что там тайно присутствует неписаный порядок. В четких правилах, по которым собрания проводятся каждую неделю, никогда нельзя сомневаться, их нельзя переосмысливать или менять. На самом деле, если порядок богослужения хоть в чем-то нарушается, руководство церкви вызывает нарушителей на ковер и ругает их за непочтительность.
Церкви, в которых Иисус — не в центре, похожи на танцора, который не только делает неправильные па, но и вообще танцует не тот танец.
Обязательно нужно сказать, что домашние церкви быстро распадаются. Средняя продолжительность их жизни — от полугода до двух лет. В этом промежутке церковь обычно распадается либо из-за противоречий, либо из-за нерешенного кризиса. (Кризис обычно происходит из-за страстной борьбы за власть, длительных богословских споров или нежелания терпеть тяжелых людей.) Если группе удается подавить этот конфликт, то она обычно становится «организованной церковью в миниатюре». Таким образом, какой-то член группы становится похож на современного священнослужителя.
Бывает и другое — появляется группа людей, которая называет себя «пресвитерами» и начинает управлять церковью, как олигархи — грубо и деспотично. В церкви этого типа пресвитеры контролируют Божий народ до мелочей и указывают им, как им одеваться, говорить, есть и т. д.
Короче говоря, если Иисус Христос не в центре нетрадиционной церкви, то она может развиваться только за счет интересной проблемы, харизматической личности или привлекательной доктрины. Но все это дает мало плода. И когда интерес к этому исчерпывается, то группа распадается.
Братство верующих может быть скреплено прочно только тогда, когда постоянная встреча с Господом Иисусом — во главе угла. В общем, если не Христос скрепляет нетрадиционную церковь, то она будет мелкой, бесцветной и в конечном счете нежизнеспособной.
Френк Виола «Как найти живую церковь»
На мой взгляд, автор этого опуса ни разу не знаком с Иисусом.
Если автор ищет живую (или жизнеспособную) церковную организацию — то искать не надо, — это обычные традиционные конфессии. Они очень жизнеспособны. Католическая церковь, например, существет уже много столетий.