Карл Косерт о рукоположении женщин

Карл Косерт о рукоположении женщин


Карл Косерт о рукоположении женщин — «Бог не разделяет дары Духа на мужские и женские».

Выступление в защиту позиции № 2 — «рекомендуем Всемирной Церкви разрешить рукоположение женщин на тех территориях, где верующих это устраивает».

Доброе утро! Мне выпала честь обратиться к вам сегодня по вопросу, имеющему для нашей Церкви огромное значение, – по вопросу о рукоположении женщин на евангельское служение. Наше продвижение в решение данного вопроса не только крайне важно для единства нашей Церкви сегодня, но, как я считаю, не менее важно для распространения Трехангельской Вести в будущем.

Если говорить прямо, то есть определенная ирония в том, что я высказываюсь за рукоположение женщин, поскольку я не всегда поддерживал эту точку зрения.

Когда я еще только начинал свое пасторское служение, я ощущал неловкость, если речь заходила о рукоположении женщин. Мои сомнения были вызваны двумя причинами:

Во-первых, меня этот вопрос беспокоил, потому что я связывал выступления в поддержку рукоположения женщин с теми членами Церкви, которые, на мой взгляд, придерживались более либеральных взглядов и меньше заботились об авторитете Священного Писания; эта ситуация настораживала и, судя по всему, уже проявлялась в других конфессиях. Фактически я беспокоился о том, что рукоположение женщин является скорее уступкой изменившимся культурным нормам, чем отступлением от непреходящих норм Евангелия.

Еще одно мое опасение заключалось в том, что рукоположение женщин также казалось противоречащим непосредственному, простому истолкованию Евангелия. В конце концов, не было ни женщин-священников, ни женщин-апостолов, а в Первом Послании к Тимофею апостол Павел говорил, что женщина не должна проповедовать или властвовать над мужчиной. Павел даже, по-видимому, обосновывал свои наставления тем порядком, который был установлен при Сотворении мира.

Однако за последние несколько лет мои взгляды изменились. Причина заключается не в том, что я отступил от авторитета Писания, но, как мне представляется, в более внимательном его прочтении.

Хотя я по-прежнему обеспокоен растущим влиянием культурных тенденций на духовную жизнь Церкви, я не считаю, что рукоположение женщин на евангельское служение – это уступка влиянию культуры.

Как и мои коллеги, позицию которых я сейчас представляю, я убежден, что мы, как Церковь, можем по праву рукополагать женщин по следующим трем причинам: (1) рукоположение женщин соответствует тому, что говорится в Новом Завете о характере Церкви; (2) оно также подтверждает принцип, указанный Богом человеческому обществу при сотворении Им мужчины и женщины в начале истории; (3) оно согласуется с работой, уже совершенной Духом Святым в Церкви через служение Эллен Уайт, служение женщин-пасторов, а также служение женщин во всем мире в качестве пресвитеров местных общин, начиная с 1975 г.

1. Что говорится в Библии о новозаветной Церкви?

Глядя на Церковь в Новом Завете, мы находим более подробное изложение и переупорядочивание Божьего плана спасения. Признание того факта, что Иисус по сути был обетованным Мессией не только для иудеев, но и для всех язычников, коренным образом изменило отношение первых христиан друг к другу и ко всему миру. С течением времени племенные, этнические и связанные с полом ограничения, содержавшиеся в ветхозаветном законе, уступили место более полному пониманию Евангелия, признававшего установление в Царстве Божьем подлинного равенства, ибо в Его Царстве «нет уже ни Иудея, ни язычника; нет ни раба, свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Следовательно, несмотря на то, что только потомки Левия по мужской линии были священниками в Божьем храме в эпоху Ветхого Завета, ранняя Церковь исповедовала принцип священства всех верующих – не только мужчин-иудеев из всех колен, не только мужчин-язычников, но также верующих женщин. Точно так же, как первосвященническое служение Иисуса намного превосходило служение любого из иудейских священников, так и духовное служение мужчин и женщин рассматривалось гораздо выше по сравнению со служением одних лишь сыновей Левия.

2. Теперь может возникнуть вопрос: не означает ли упомянутый факт, что мужчины и женщины одинаковы во всем?

Конечно, нет! Равенство во Христе и священство всех верующих вовсе не подразумевают, что все мужчины и женщины исполняют одинаковые роли и функции.

Послушаем, что говорит Господь:

«Дары различны…и служения различны…и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12:4-6).

«Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, — увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим. 12:5-8).

«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12: 11).

Текст Писания ясен. Дары Духа и связанное с ними положение в Церкви не зависят от пола. Они исключительно основываются на воле Святого Духа и свободно распределяются как среди мужчин, так и среди женщин.

3. Вы можете спросить: «Если дары Духа не зависят от пола, то почему апостол Павел в Тим. 1 говорит, что женщина не должна проповедовать и иметь власть над мужчиной»?

Апостол Павел в Первом Послании к Тимофею действительно запрещает женщинам проповедовать, но причина здесь не связана с полом. Его предписание обусловлено тем, что в Ефесе верующие женщины увлеклись лжеучителями, губившими дело Божье.

Простое прочтение всего отрывка, а не одного лишь стиха, проясняют данный вопрос. Послушайте, что говорит Павел Тимофею в самом начале своего Послания:

«Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере» (1 Тим. 1:3-4).

Тимофею надлежало оставаться в Ефесе с единственной целью – защищать Церковь от тех, кто проповедовал иное Евангелие. Кроме того, осуждая в главах 4 и 6 лжеучителей и их «негодное пустословие», Павел в главе 5 также связывает занятия женщин в Ефесской церкви с распространением ложного Евангелия; так, он описывает некоторых из них как «совращенных вслед сатаны», а других критикует за то, что они «приучаются ходить по домам и… говорят, чего не должно» (1 Тим. 5:15, 13).

Следовательно, говоря о том, что женщины в Ефесе не должны проповедовать, Павел выражает этим свою общую заботу о том, чтобы заставить замолчать тех верующих, которые не учили истине. Женщины, которые не должны проповедовать, — это часть таких верующих. Прежде, чем наставлять других, им надлежало научиться истинному Евангелию. Тем самым запрет Павла имел временный характер и был откликом на конкретную ситуацию, сложившуюся в Ефесе.

Утверждать, будто совет Павла запрещает любым женщинам во все времена, на веки вечные, служить в Церкви в качестве вероучителей и руководителей, игнорирует ясное истолкование всех остальных отрывков Нового Завета, в которых апостол Павел подтверждает роль женщин, воодушевляющих Церковь; среди таких женщин были Еводия и Синтихия, которых Павел упоминает как «подвизавшихся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и прочими сотрудниками моими» (Фил. 4:3), а также Фива, «диаконисса церкви Кенхрейской» (Рим. 16:1).

Нельзя сказать, что совет, данный апостолом Павлом в Первом Послании к Тимофею, сегодня на нас не распространяется. Священное Писание не подвластно времени и всегда имеет в Церкви универсальное применение. Это применение, однако, касается сходных ситуаций, возникающих в Церкви, в нашем случае ситуаций, когда необходимо заставить замолчать лжеучителей (как мужчин, так и женщин), поскольку они противодействуют проповеди Евангелия.

4. Вы можете спросить: «Почему же тогда апостол Павел подкрепляет запрет женщинам в Ефесе проповедовать, ссылаясь на сотворение Евы после Адама и указывая на то, что эта первая женщина, «прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:14)?

Павел упоминает о Еве с целью наглядно предупредить жительниц Ефеса об опасности поддаваться влиянию лжеучителей. В рассказе о причастности Евы к грехопадению использованы очень сильные выражения, чтобы показать, насколько опасно прислушиваться к ложным учениям. Павел также упоминает прельщение Евы, предостерегая о влиянии лжеучителей, в тексте 2 Кор. 11:3-4.

5. Но почему тогда апостол Павел упоминает порядок, установленный при Сотворении мира?

Причина, по которой Павел акцентирует внимание на порядке, предусмотренном Творцом, состоит в том, что он пытается исправить способ, посредством которого женщины в Ефесе стремились осуществлять полученную ими власть проповедовать. Когда Библия говорит, что женщина не должна проповедовать или «осуществлять власть», то надо отметить, что перевод последнего выражения не является типичным для указания на власть. Данное выражение имеет значение «главенствовать», «господствовать» или «стремиться доминировать». Оно указывает на тот факт, что в Ефесе женщины осуществляли власть деспотически, что отрицательно сказывалось на мужчинах в этой общине, в частности, на их мужьях. Павел ссылается на историю о Сотворении мира, чтобы напомнить, что женщины были созданы не для господства над мужчинами, и точно так же, как Ева была сотворена в качества равноправного партнера Адама, женщины в Ефесе обязаны относиться к мужчинам с уважением, требуемым для равных.

Те, кто выступает против рукоположения женщин, интерпретируют данный текст из Книги Бытия совершенно наоборот: они утверждают, что смысл текста в том, будто мужчины в Церкви имеют право властвовать над женщинами. Но подобное толкование противоречит ясному пониманию предопределенного Богом при Сотворении мира взаимоотношения мужчин и женщин.

Библия учит, что Бог сотворил мужчин и женщин равными, и ни один из полов не был подчинен власти другого.

В Книге Бытия мы читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). За исключением биологических различий, Бог не определил каких-либо стереотипов, которые бы составляли «сущность» роли мужчин и женщин. Наоборот, Адам и Ева были созданы равными и объединенными, взаимно подчиняясь друг другу, точно таким же способом, как это имеет место в единстве Личностей Божества. Вместо того чтобы закрепить за мужчиной и женщиной, исходя из половых различий, заранее определенные или произвольные роли, Бог предоставил им свободу развивать полученные от Него дары для выполнения различных обязанностей, связанных с их жизнью. Бог предполагал, что именно через использование полученных способностей не только Адам и Ева, но также все мужчины и женщины будут выполнять Его предписание: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1:28).

Тот факт, что Адам был создан первым, до сотворения женщины, не означает, что он получил над ней власть. Все повествование о Сотворении мира – это движение по пути совершенствования, от неполного к полному. Создание на первом этапе Адама просто означало, что сотворение человечества еще не завершено, и Бог все еще трудится. Утверждать, что созданное первым стоит выше, равносильно предположению, будто птицы и животные стоят выше рода человеческого. Равенство мужчин и женщин, объединенных взаимным подчинением, наиболее ясно представлено тем фактом, что Бог создал Еву из ребра Адама, а не из его головы или ноги, и это Он сделал, чтобы показать, что женщина будет находиться рядом с Адамом, как «равная ему» (Патриархи и пророки, с. 46). Именно на это равенство в соответствии с порядком, установленным Творцом, ссылался апостол Павел, обличая деспотическое правление женщин в Ефесской церкви.

Апостол Павел также обращается к установленному Творцом порядку в 11 главе Первого Послания к Коринфянам, когда он рассматривает поведение верующих женщин в Коринфе. Как и в Ефесе, верующие женщины в Коринфской церкви в своих действиях навлекали позор на своих мужей, а именно, они прекратили носить на голове традиционное покрывало при посещении богослужений.

Хотя в отказе покрывать голову по существу не было ничего дурного, данная проблема имела культурный характер. В греко-римском мире женщина, появлявшаяся в общественном месте с непокрытой головой, считалась нескромной, поскольку неприкрытые волосы часто были указанием на занятия проституцией. По этой причине женщины в Коринфской церкви позорили доброе имя своих мужей и, кроме того, отвлекали внимание от богослужения.

Призывая этих женщин измениться, апостол Павел утверждает, что их непокрытая голова имеет очень большие последствия для их головы в переносном смысле – для их мужей. Он заявляет, что хотя женщина и была сотворена равной мужчине, факт создания первой женщины из ребра Адама свидетельствует о том, что жена приносит славу и честь своему мужу, ибо является его отражением. Поведение женщин в Коринфской церкви приводило к совершенно противоположным результатам. Вместо того чтобы позорить своих мужей, им надлежало покрыть голову, чтобы воздать им честь, а также чтобы убедиться в том, что вся честь и слава во время богослужения воздается Богу, а не человеку.

Важно, однако, обратить внимание, что апостол Павел на этом не останавливается. Он также пишет: «Впрочем, ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» (1 Кор. 11:11-12). Иными словами, честь в браке, о которой говорит Павел, не является улицей с односторонним движением. Ни муж, ни жена не должны своими поступками подрывать репутацию своего спутника в браке или наносить ущерб влиянию Евангелия.

Простое прочтение библейского отрывка обнаруживает, что Павел говорит не о руководстве и власти в церкви, и не о рукоположении. Он говорит о том, как женщины должны определять отношение к своим мужьям. В тексте ничего не сказано о верховенстве всех мужчин над всеми женщинами. Скорее, наоборот: в библейском тексте утверждается не только право женщин публично молиться, но также пророчествовать, что является одним из видов проповеди.

Как и в самом повествовании о Сотворении мира, упоминание Павлом в 1 Тим. 2 и 1 Кор. 11 установленного Творцом порядка допускает для женщин возможность осуществлять власть и занимать в Церкви руководящие посты. По сути дела, примеры женщин, реализующих духовный дар руководства, мы находим не только в Новом, но и в Ветхом Завете. Это Мариамь, знаменитая пророчица, наряду со своими братьями Моисеем и Аароном руководившая народом (Мих. 6:4), пророчица Олдама (4 Цар. 22:14-20; 2 Пар. 34:22-28) и Девора, которая была не только пророчицей, но и судьей, осуществлявшей власть и над мужчинами, и над женщинами. Все эти примеры показывают, что не существует ни нравственных, ни духовных препятствий для служения женщин на руководящих постах среди народа Божьего.

6. Но если это так, то почему апостол Павел говорит, что служить в качестве епископа или пресвитера общины имеет право «одной жены муж» (1 Тим. 3:2)? Не исключает ли это женщин из числа руководителей церкви?

Нет, я так не считаю. Фраза, переведенная как «одной жены муж», на греческом языке буквально звучит «мужчина, живущий с одной женщиной». Это выражение распространяется не только на епископов и пресвитеров, но также является одним из требований к служению диаконов, которые сформулированы далее в 1 Тим. 3. Хотя противники рукоположения женщин рассматривают упомянутый стих в качестве безусловного подтверждения того, что женщин не следует допускать к осуществлению в церкви властных полномочий, первые христиане имели другой взгляд. Несмотря на то, что рассматриваемое выражение относится к конкретному полу, верующие ранней Церкви не считали, что оно исключает из рассмотрения представителей противоположного пола.

мосадвент.ру

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: