ЧТО ТАКОЕ РЕФОРМАЦИЯ?

ЧТО ТАКОЕ РЕФОРМАЦИЯ?


ЧТО ТАКОЕ РЕФОРМАЦИЯ?

Недавно провёл в своей группе небольшой опрос про понимание сути Реформации. Вот небольшой промежуточный итог:

Проголосовали 17 человек:
Восстановление Евангелия в церкви — 12 голосов
Отдаление от принципов католицизма — 5 голосов
Замена небиблейских традиций библейскими — 5 голосов
Возобновление соблюдения Закона — 2 голоса

Давайте немного поразмышляем над самим понятием Реформации. Как правило, рассуждение ведётся следующим путём:

1) Была чистая и прекрасная Апостольская Церковь, ничем не замутнённая, без проблем.
2) Стараниями императора Константина Церковь начала смешиваться с язычеством, добавила святоотеческие труды к Библии, да и совсем оскотинилась. Сожгла Гуса за Яна, Джордано Бруно за науку, а потом ещё (опционально) Коперника, Галилея, Библию и миллионы миллиардов истинных христиан.
3) Пришли Лютер, Кальвин, Меланхтон и тд. и начали процесс Реформации, послав злых католиков куда подальше.
4) (Опционально) Следующие поколения реформаторов продолжили процесс очистки.

Давайте теперь рассмотрим варианты ответов.

Самым простым ответом является отдаление от принципов католицизма. Протестанты? Протестанты. Против чего протестуют? Против католиков, конечно же!

Но тут есть определённые проблемы. Принципиальное отдаление от католицизма называется не реформацией, а антикатолицизмом, да и удаляться можно на все 4 стороны. Те же самые Катары со своими неоманихейскими позициями вызовут весьма мало поддержки среди современных христиан.

Довольно сильно противопоставляли себя католикам масоны. Почти каждый уважающий себя папа римский издавал против них энциклику, иногда не одну. Апофеозом католической антимасонской истерии был 12-летний розыгрыш атеиста Лео Таксиля с его многочисленными «разоблачениями» с целью показать интеллектуальную несостоятельность христианства и католиков в частности. (кстати про Таксиля: великая французская революция была в высшей степени антикатолической, но к Реформации не имела никакого отношения). Стоит добавить, что в 19 веке в рамках христианского запада таки образовалось два более-менее крупных религиозных движения, основатели которых красуются на сайте Великой Ложи в графе «наши известные деятели», но статья не об этом, а о том, что на антикатолических позициях не обязательно строятся благие вещи.

Во славу Реформации антикатолицизма, конечно!
Во славу Реформации антикатолицизма, конечно!
Ещё одним минусом восприятия Реформации как антикатолицизма является проблема миссии. Если основная весть конфессии о том, что другая конфессия — козлы, то в отсутствии той самой другой конфессии весть первой превращается в борьбу с ветряными мельницами. Получается некая анти-церковь с единственной целью — духовно паразитировать на другой религиозной организации, выполнить Великое Поручение из Матф.28:19 такая церковь не может, так как несёт совершенно другую весть, отличную от Евангелия, и другой посыл.

Следующей проблемой подходу к реформации «от конфессии» является церквецентричное мышление. Ход рассуждений, возможно, ведётся примерно так:

1) Есть вавилонская блудница, она же главгад, она же наши враги.
2) Есть наша уютненькая церковь (пророк сказал, что мы не секта) как эталон истины в последней инстанции
3) Есть ворох церквей и секточек, они же вавилон, которые уже не католики, но полностью не обрели истину (которая, разумеется, только у нас). Будем называть их уважительным словом «недореформированные»
4) Процесс реформации завершился на нас и двигался по направлению от «главгадов» к истинной церкви, отсеяв 99+% людей и церквей на полпути.

Вот примерно как-то так
Вот примерно как-то так
Понимаю, что на этом этапе оскорбиться легко, но тут обсуждаются не отдельные церкви, а модели мышления, присутствующие почти во всех церквях.

Следующими по популярности ответами стали Замена небиблейских традиций библейскими и возобновление соблюдения Закона — суммарно 7 голосов. Данные ответы касаются внешнего исполнения и форм богослужения.

По этому поводу очень красноречиво выражается документ за авторством известного реформатора Меланхтона под названием Аугсбургское Вероисповедание, один из первых документов Реформации.

ДВАДЦАТЫЙ АРТИКУЛ. О ВЕРЕ И ДОБРЫХ ДЕЛАХ (Фрагменты)
«Нашим единомышленникам несправедливо приписывают, что они запрещают добрые дела. Но их писания о Десяти Заповедях и на другие темы доказывают, что они с готовностью говорят о христианском образе жизни и добрых делах и призывают к ним. Как раз раньше об этом учили недостаточно. Проповеди посвящались главным образом таким несерьезным и ненужным делам как перебиранию четок, почитанию святых, монашеской жизни, паломничествам, правилам о постах, церковным праздникам, братствам и т. д. Ныне же и наши противники более не придают столь важного значения этим ненужным делам. Кроме того, теперь они научились говорить о вере, о которой они в прошлом вообще не проповедовали. Так, сейчас они учат, что не одними делами мы оправдываемся перед Богом; они прибавляют к этому и веру в Иисуса Христа и говорят, что вера и дела оправдывают нас перед Богом. Это учение уже более утешительно, нежели поучение, согласно которому следует уповать лишь на дела.»
ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТЫЙ АРТИКУЛ. (Фрагменты)
…Впрочем, в богослужебном порядке приходской мессы не было предпринято никаких существенных изменений, разве что в некоторых местах немецкие песнопения поются наряду с латинскими, дабы тем самым наставлять народ Божий и просвещать его. Ибо все, происходящее в богослужении, должно в первую очередь служить обучению народа тому, что он должен знать о Христе…
Как видим, согласно Меланхтону, Реформация плоскость замены неправильных дел правильными вообще не затрагивает. Основная мысль не в правильных обрядах или Законе, но в фокусе всего на праведности по вере.

Интересно, но в этом исповедании антикатолической риторики нет от слова совсем. Всё очень уважительно и полемика ведётся только против отдельных злоупотреблений. Выраженная антикатолическая риторика появилась несколько позже во время тридцатилетней войны, но там всё более понятно: трудно любить и уважать тех, с кем на протяжении целого поколения режете друг другу глотки.

Ecclesia semper reformanda
Куда реформировать?
Куда реформировать?
Принцип, получивший популярность трудами богослова ХХ века Карла Барта. Переводится как «Церковь всегда нуждается в реформации». Представим, что Реформация состоит в отдалении от католиков. Максимальное отдаление от них будет уверенно стремиться сначала к многочисленным ересям, а затем и к атеизму. Максимальное отдаление от «переусложнённого» богослужения — абстрактное диванное «верю в душе». Либо есть точка оптимального баланса формальности, после которой Реформация будет считаться завершённой и принцип неверный, либо дело несколько в другом, чем описано выше.

Восстановление Евангелия в церкви
Последним вариантом ответа было Восстановление Евангелия в церкви — 12 голосов. Давайте разбираться, что же есть Евангелие и при чём здесь Реформация. Библейское повествование об отношениях человека и Бога или Благую Весть можно разделить на 3 этапа:

1) Сотворение.
Человек создан из «праха земного», когда Бог «вдунул дыхание жизни». Сотворение дало человеку Образ Божий и «Дыхание Жизни». Естественное состояние человека — быть в Боге, как рыба в воде.

2) Грехопадение.
а) Адам в результате грехопадения и духовной смерти стал прахом — «прах ты и в прах возвратишься», а змей будет им питаться — человеком, который уже не может ничего ему противопоставить. Человек ушёл от Бога, впал в грех и попал в рабство сатаны. Дальнейшая история в красках иллюстрирует эту проблему.

3) Восстановление.
Быт. 3:15- Пророчество о «Семени жены» — грядущем Христе, который поразит Змея в голову. Адаму с Евой были даны кожаные одежды как символ заместительной жертвы. На кресте Иисус совершает работу Христа, Который как истинный Пророк показывает нам путь к Богу. (Иоан.14:6), как истинный Священник — очищает наш грех. (Евр. 9:12) и как истинный Царь даёт нам долгожданную свободу (1 Ин. 3:8)

Когда началась Реформация?
Принцип заместительной жертвы был понятен не всем. С самого начала поражённые грехом люди пытались добавить в Весть что-то своё.

3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. (Быт.4:3-5)
Только истинная Жертва Крови может освободить человека из рабства, поэтому цель противника — сделать так, чтобы Евангелие не проповедовалось, чтобы люди забыли истинную Жертву.

11 Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, 12 не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. (1Иоан.3:11,12)
После смерти Авеля указывающее на жертву Христа поклонение прекратилось. «Церковь» нуждалась в реформации. И Реформация случилась:

25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос, тогда начали призывать имя Господа . (Быт.4:25,26)
Дальнейшая история человечества, да и народа Божьего изобилует падениями и Реформацией. Возвращение к истинному поклонению, указывающему на Христа — вот цель Реформации. Реформаторами были Ной, уповающий на Обетование, Авраам, поверивший, что Бог может воскресить из мёртвых и Моисей, показавший в Пасху принцип заместительной Жертвы. Реформаторами были Судьи Израилевы и пророки, возвращавшие народ к истинному поклонению и готовящие людей к пришествию Мессии — Христа.

И вот случается пришествие долгожданного Мессии. Однако Он не вписался в разросшиеся к этому моменту религиозные рамки и Его убили. На кресте Христос решил главную проблему человечества, вырвав верующих в Него из рабства греха.

Религиозную систему ждал кризис и глобальная перестройка. Христос, пришествия Которого ожидали всем миром, стал в центре всего, но тут же Его начали засыпать тоннами ересей и религиозных постановлений. Апостолы защищали весть о Христе, а центральной (если не единственной) вестью было «Иисус есть Христос». С этими словами происходила Реформация всей Римской Империи, именно с этими словами люди шли на смерть, понимая истинный смысл Жертвы.

Однако, с самого начала начали появляться ереси, смывающие понимание проблемы греха. Гностицизм постулировал злого Творца материи, а целью гностического Иисуса (первый раз пришедшего в Эдем в виде змея) было избавить человека от власти материи, дав тайное знание. Арианство вмешалось в саму божественность Христа, сведя весь разговор о Жертве в философию. Пелагианство решило, что Адам не привёл всё человечество к проклятию греха, а просто «подал плохой пример», а Иисус «подал хороший пример» того, как нам надо действовать, спасаясь делами.

Реформация есть восстановление роли Христа в поклонении и решении проблемы греха. Иногда Реформация приводит к расколу (та же реформация с 95 тезисами Лютера 1517 года или, в некоторой степени, реформы патриарха Никона), Но часто поместная церковь переживает Реформацию в целости и сохранности, позже забывая о том, что произошло. Но одно стоит знать точно — Церковь всегда нуждается в Реформации. Весть о том, что Иисус есть Христос, глубоко противоестественна нашей греховной природе, и постоянно придумываются и накапливаются идеи о том, что Он не совершил наше Спасение, а за Ним надо доделывать.

Фарисеи сделали уютную систему, в которую Христос вообще не вмещался. Представители «фарисейской ереси» говорили, что «должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев». (Деян.15:5). Последователи Маркиона требовали от своих членов строжайшей аскезы и ограничений. Католики доделывали многочисленными епитимиями, индульгенциями и правилами.

Цель Реформации — возвращение Евангелия, вести о том, как Христос совершил наше Спасение. Полемика с католиками — лишь следствие разницы взглядов, а не самоцель, реформаторы не шли на конфронтацию ради конфронтации. Упрощение богослужение также происходило исключительно ради одной цели: научить прихожан Евангелию.

5 Sola
У Реформации сформировался своеобразный девиз — основные пять утверждений, лежащих в центре того, что отличало теологию Реформации от теологии Римско-католической церкви XVI века. Sola scriptura – это вера в то, что, поскольку Священное Писание является вдохновленным Богом Словом, оно является единственным безошибочным, достаточным и окончательным авторитетом для церкви. Solus Christus — это утверждение, что только Христос является основанием, на котором нечестивцы оправдываются в глазах Бога. Sola fide утверждает, что верующий получает искупление, совершенное Христом, только через веру. Sola gratia провозглашает, что все наше спасение, от начала до конца, происходит по благодати и только по благодати. По этой причине реформаторы твердо придерживались фразы soli Deo gloria, что только Бог получает славу для нашего спасения.

https://vk.com/@orthognosis-chto-takoe-reformaciya

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: