БУДУЩЕЕ ЦЕРКВИ 

БУДУЩЕЕ ЦЕРКВИ 


#будущее_церкви #будущее_адвентизма #тело_христово

БУДУЩЕЕ ЦЕРКВИ 

Существуют многочисленные вызовы, все больше осаждающие христианскую церковь — особенно на Западе — в начале нового тысячелетия. Кризис действительно достигает значительных масштабов во многих христианских деноминациях. Христианская весть, по-видимому, теряет большую часть своей власти, во-первых из-за того, что люди девятнадцатого-двадцатого веков были убеждены в самодостаточности человеческого разума, а во-вторых из-за постмодернистского мышления.
Тем не менее, во многих частях мира церковь все еще очень жизнеспособна и даже растет не по дням, а по часам и что развитие западного мира говорит об удивительной живучести старых церковных структур, а также о множестве свежих инициатив снизу.
Тысячи книг о будущем церкви увидели свет в недавние годы. Многие голоса, которые мы слышим, звучат пессимистично, однако социологи религии и другие специалисты все больше настаивают на важном месте церкви в будущем. И это несмотря на сомнения в том, что большинство из существующих церковных структур смогут выжить. Кто-то даже предполагает, что поколение пика рождаемости — это, возможно, последнее поколение, а чувствующее себя уютно в существующих церквах.
Даже евангелические лидеры признают, что конфессиональная приверженность сокращается быстрыми темпами. Некоторые считают, что в результате меньшего упора на доктрины слияние деноминаций может происходить легче. Многие верят, что мы движемся к неким формам постденоминационного христианства, в котором доктрины больше не будут играть значительную роль, так как для удовлетворения религиозных нужд и вкусов привлекается все большее разнообразие духовных традиций.
Брайан Д. МакЛарен, автор и старший пастор церкви Cedar Ridge Community в г. Вашингтоне и районе Балтимора написал: «Духовное возрождение, чье брожение я вижу, чуждо условностей и порой даже неблагочестиво, вне границ нашего религиозного института».
Множество организаторов новых церквей и тех, кто экспериментирует на самом краю сегодняшних деноминаций, полагают, что мы просто не знаем, какого рода церковь «появится» в будущем. «Появляющиеся церкви — это сообщества, — говорят они, — которые идут путем Христа в рамках современных пост-модернистских культур». «Обычаи царства» этих сообществ «разрушат» привычные церковные обычаи, и эти сообщества будут больше похожи на «семьи», нежели на организации.
Действительно, можно задать много вопросов о том, как христианство в нашем мире будет проявлять себя в будущем. Некоторые из новых форм, которые сейчас развиваются, могут быть вполне законными, принимая во внимание вызов контекстуализации. Но в то же самое время необходимо постоянно задавать вопросы, насколько библейски и богословски законно то, как формируется будущее христианства.
Будущее адвентизма
Много подобных вопросов можно задать и о будущем адвентизма седьмого дня. Адвентизм не свободен от большинства тех вызовов, с которыми сталкивается христианство вообще. Находится ли адвентистская церковь в кризисе? Ответ на этот вопрос, вероятно, зависит более всего от того, какое определение мы даем слову «кризис».
В своей знаменательной книге «Церковь как социальный институт: социология американской религии», которая стала классикой, Дэвид О. Моберг показал, что каждая деноминация, как и любая другая организация, проходит через жизненный цикл, в котором можно выделить пять стадий. В его терминологии это: (1) зарождающаяся организация; (2) формальная организация; (3) максимальная эффективность; (4) институционализация; (5) дезинтеграция.
 Применимо ли это также и к адвентистской церкви? Джордж Р. Найт предположил в 1995 году, что адвентистская церковь в Северной Америке «балансирует на рубеже третьей и четвертой стадий» . Я полагаю, что эта оценка может быть слишком положительной и, нужно добавить, она не относится только к Северной Америке. С другой стороны, Найт верно подчеркивает, что, согласно Мобергу, этот процесс не является полностью неизбежным и может быть обращен вспять! Это может быть, однако, нелегко, поскольку также справедливо следующее: «История адвентистской церкви указывает на то, что она никогда не совершала важных структурных изменений, пока не оказывалась на грани организационного и финансового краха».
Какой будет церковь в будущем?
Нет сомнений, что христианская церковь продолжит изменяться. Как мы заметили ранее, несколько прошлых десятилетий церковь двигается в более южные по отношению к Европе страны. Пятидесятники и некоторые другие направления христианства продолжают испытывать гигантский прирост, тогда как год от года многие традиционные церкви сталкиваются с оттоком членства. Во многих регионах мира отношения между католиками и протестантами значительно улучшились, и многие надеются, что это будет продолжаться, тогда как для других это является источником самого большого беспокойства. Во многих христианских деноминациях моральный кодекс, который когда-то казался абсолютным, утратил свою власть над людьми.
То, что люди думают об этих и других событиях, зависит по большей части от того, как они читают Библию и в какой степени «так говорит Господь» для них считается нормативом. В то же самое время нужно, конечно, помнить, что перемены во внешних формах вполне ожидаемы, когда меняются время и обстоятельства, и что не перемена формы, а изменение содержания должно вызывать у нас беспокойство.
Это истинно и по отношению к адвентистской церкви. Следует ожидать того, что церковь будет меняться в своих формах, в организационном устройстве, методологии, евангелизации и т.д. Изменение в форме — постоянная критическая контекстуали зация — необходимо, если церковь хочет найти точки соприкосновения с аудиторий, с которой она сталкивается в XXI веке, и не собирается стать похожей на музей. Даже не все богословские изменения сами по себе плохи и опасны.
Фундаментальной характеристикой адвентистской церкви всегда было то, что она возрастала в богословии с течением времени и оставляла позади многие идеи, которые когда-то казались верными. Методы будут (мы надеемся!) продолжать изменяться. Невозможно предсказать, как это повлияет на действия церкви в отношении ее организационной стороны несколько десятилетий спустя.
Церковь может принять решение резко перестроить свою адинистративную систему и адаптировать к происходящим переменам свои организационные и руководящие структуры под влиянием политических событий или другого внешнего давления, финансовых затруднений или по каким-либо другим причинам. По словам Барри Оливера, известного администратора австралийской церкви, «гибкость административных структур нужна в церкви адвентистов седьмого дня, чтобы продолжающаяся интернационализация могла усиливаться до глобальных масштабов. Гибкость допускается экклесиологическим фундаментализмом церкви, словами Эллен Уайт о необходимости перемен, если они нужны (как было ярко продемонстрировано во время радикальной реорганизации в 1901-1903 гг.), и приоритетом принципа перед формой. Церкви следует определить, должна ли ее приверженность глобальной миссии быть организующим принципом, который полностью определяет ее структурную форму».
Останется ли церковь верной своему призыву, не зависит от того, каким образом она организована, если только это не делается в ущерб основополагающим библейским принципам в отношении природы церкви. Не зависит это и от стилей богослужения, методов миссионерской работы и других моментов, в которых церковь проявляет себя (если, конечно, внутреннее содержание евангельской вести не становится размытым). Ключевой вопрос всегда был и будет в следующем: сохраняет ли церковь верность Своему Господу? Или, говоря библейским языком: состоит ли церковь из людей, «сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа» (Откр. 12:17)?
Рейндер Бруинсма «Тело Христово»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: