БИБЛЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

БИБЛЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ


БИБЛЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Как мы видим из Писания, каждая поместная община – это живой организм, который «при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви», и все его члены призваны «на дело служения для созидания Тела Христова» (Ефесянам 4:16, 12). То есть, будучи частью вселенского Тела Христова, поместная церковь при этом автономна и самоуправляема. Однако самоуправление в ней осуществляется не непосредственно, а через духовно зрелых предстоятелей, отвечающих определенным квалификационным требованиям. Именно им церковь делегирует наставнические полномочия, отделяя их на пресвитерскую диакониию. Община возлагает на них ответственность за совершенствование святых на дело служения, за достижение единства веры и познания Христа, за утверждение верующих в здравом учении, за защиту от человеческого лукавства и обольщения.
Апостол пишет: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (1 Тимофею 3:1-7). Причастность к домостроительству слова достигается не путем подачи заявления на замещение вакантной должности, а через распознание церковью, что тот или иной ее член соответствует перечисленным характеристикам.
Для наглядности можно было бы сказать, что библейская модель предполагает не «прямую», а «представительскую» форму демократического правления. Ее даже можно было бы назвать республиканской, если бы не одно «но». Это не церковь живет в соответствии с республиканской общественной моделью, а современная модель республиканской организации общества (весьма отличная от античной) сформировалась под влиянием библейских представлений о руководстве.
Как же такой подход осуществляется на деле? Лука не оставляет нас в неведении. В пятнадцатой главе Деяний (15:1-29) приводится пример, как ранняя церковь подошла к разрешению спорного вопроса: нужно ли обращенным из язычников, чтобы быть христианами, уподобляться иудеям в соблюдении церемониальных и общественных положений Закона Моисеева?
Читаем: «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим» (1-2). Рассмотрение дела проходило в три этапа.

1) «По прибытии же в Иерусалим они были приняты
— церковью,
— Апостолами и
— пресвитерами,
и возвестили все, что Бог сотворил с ними и как отверз дверь веры язычникам» (4).
Мы видим, что дееписатель говорит здесь о трех группах учеников Христовых – обо всей церкви (Ц) в целом, а также об апостолах (А) и о пресвитерах (П), выделяемых в ней как две отличные одна от другой категории.
На апостолов из числа двенадцати (нередко в отношении к ним слово «апостол» в переводах Писания пишется с заглавной буквы, чтобы отличать их от апостолов в широком смысле этого слова, миссионеров) изначально была возложена особая миссия – быть свидетелями воскресения Иисуса Христа, Его жизни и учения. Пока не были созданы письменные тексты Нового завета, «двенадцатеро» во главе с Петром, по сути, играли роль ходячего Слова Божьего. Непосредственное же управление иерусалимской общиной осуществляли пресвитеры во главе с Иаковом (автором называемого его именем послания, которого его не следует путать с апостолом Иаковом Зеведеевым, к этому времени уже казненному – 12:2).
Итак, первоначально делегаты были приняты всей церковью. Но не для проведения открытой дискуссии или всеобщего плебисцита по спорному вопросу. Они совместно прославили Бога за Его чудные дела – что Благая Весть спасения открыта теперь через веру всем народам, как то было обещано Аврааму. Непосредственно в тексте об этом не сообщается, но в общем контексте повествования резонно предположить, что церковь была призвана молиться за правильное понимание того, как следует поступать в данном случае. И хотя «восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (5), публичных дебатов по этому поводу не состоялось. Собрание было распущено.
2) «Апостолы (А) и пресвитеры (П) собрались для рассмотрения сего дела» отдельно (6). Церковь делегирует обсуждение проблемы и принятие решений лидерам, обладающим на то должной квалификацией. Рассмотрение проходит неспешно и также в три этапа.

а) Сперва всем желающим предоставляется возможность высказаться. Для взвешенного решения необходимо представлять проблему во всей ее полноте и с учетом всех существенных аспектов.

б) «По долгом рассуждении Петр (А), встав, сказал…» (7). Когда после тщательного обсуждения в кругу ответственных и наделенных полномочиями лидеров сложилось ясное понимание сути проблемы, встает вопрос: на какие принципы учения Иисуса необходимо особо обратить внимание при принятии решения? Именно их и озвучивает Петр от имени Христовых апостолов.
Сегодня у нас с вами, увы, нет возможности лично задать вопросы непосредственным ученикам Иисуса. Но, во-первых, в нашем распоряжении уже имеются составленные ими новозаветные тексты, зафиксировавшие назидание Господне в письменной форме. Во-вторых мы, так же, как и они, находимся под водительством Святого Духа. Так что, следуя рассматриваемому примеру, нам всякий раз сперва надлежит тщательно исследовать какую бы то ни было возникающую проблему, после чего обращаться к Писанию, чтобы через него Дух Святой вразумлял нас, как к этой проблеме следует подходить в свете Христова учения.
в) «После же того … начал речь Иаков (П)» (13). Только теперь, когда ясна и проблема, и должный подход к ней, пресвитеры, как уполномоченные на то церковью руководители, принимают принципиальное решение, которое и озвучивает от их имени Иаков.
3) В итоге, снова собирается вся церковь и, одобрив принятое пресвитерами принципиальное решение, обсуждает, как наилучшим образом воплотить его на практике: «Тогда Апостолы (А) и пресвитеры (П) со всею церковью (Ц) рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию» (22).
Сергей Головин «Домостроительство благодати. Библейские принципы церковного руководства»

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: