АДВЕНТИСТЫ И АБОРТЫ, Часть 1

АДВЕНТИСТЫ И АБОРТЫ, Часть 1


#адвентисты_и_аборты #прерывание_беременности #история_абортов_в_асд

АДВЕНТИСТЫ И АБОРТЫ, Часть 1
В августе 2013 года Джордж Б. Гэйнер опубликовал в сети Интернет доклад The Wisdom of Solomon? or The Politics of Pragmatism: the General Conference Abortion Decision 1970-71 («Соломонова мудрость или политика прагматизма: решение Генеральной конференции по вопросу об аборте в 1970-1971 годах»). Гэйнер, ныне занимающий пост старшего пастора общины Адвентистов Седьмого дня в г. Хэппи-Вэлли, штат Орегон, составил эту исчерпывающую историю отношения адвентистов к абортам и представил ее в 1988 году на посвященной вопросу абортов конференции, проходившей в Университете Лома-Линда. Эта конференция стала «прелюдией к созданию комитета по выработке христианской точки зрения на жизнь человека»[1], заседания которого начались в 1989 году, и который в конце концов составил инструкцию относительно абортов, принятую церковью в октябре 1992 года и действующую до сих пор.

Гэйнер объясняет свое решение опубликовать доклад так: «Противоречащие друг другу инструкции и отсутствие конкретных решений по этому вопросу привело к повальному невежеству и замешательству среди служителей и прихожан АСД и общественности, которое продолжается и по сей день. Пришло время адвентистам узнать свою историю в отношении вопроса об абортах»[2].

Гэйнер документально подтверждает, что первые адвентисты, в том числе Джеймс и Елена Уайт, Дж. Н. Эндрюс и д-р Джон Келлогг, были противниками абортов. Эта точка зрения отражала отношение, в целом преобладавшее в медицинском сообществе после того, как в 1827 году была открыта человеческая яйцеклетка. Хотя ученые и прежде понимали, что в размножении млекопитающих участвуют какое-то женское яйцо и какое-то мужское семя, механика и структура зачатия человека известны не были[3]. В результате этого открытия ученые осознали, что «посредством оплодотворения яйцеклетки семенем была создана самостоятельная человеческая жизнь»[4]. Вследствие осознания этого факта в Соединенных Штатах появилось первое движение, отстаивающее право нерожденных на жизнь. Оно называлось «Крестовый поход врача против абортов» и действовало с 1850 по 1890 год под руководством д-ра Горацио Робинсона Сторера. Основатели адвентизма поддерживали эту точку зрения, которая, что важно, возражала против общепринятой тогда практики абортов еще до поразительного открытия яйцеклетки в 1920-х годах.
Крестовый поход врача сумел добиться принятия в Соединенных Штатах закона против абортов, и как только этот закон начал действовать, споры об абортах в обществе стихли. Гэйнер цитирует книгу Кристин Лукер Abortion & the Politics of Motherhood («Аборт и политика материнства»), в которой говорится, что следующие 70 лет получили название «века молчания»[5], и христиане, как и общество в целом, до XX столетия решительно выступали против абортов.
Однако в 1960-х годах в Соединенных Штатах развернулась активная кампания за разрешение абортов. Многие христиане, как и общество в целом, начали утверждать, что качество жизни матери и семьи важнее жизни плода, и кульминацией этого движения за отмену закона против абортов, принятого в XIX веке, стал печально известный судебный процесс Роу против Уэйда, благодаря которому аборты в Соединенных Штатах были легализованы.
Тем временем в 1970 году адвентистское здравоохранение попыталось решить эту проблему. В январе того года штат Гавайи отменил закон против абортов, и адвентистская больница Castle Memorial внезапно столкнулась с кризисом. На острове Оаху действовали две общественные больницы, предлагавшие услуги в сфере акушерства и гинекологии: одна была чисто гинекологической клиникой, и адвентистская больница была единственным медицинским учреждением широкого профиля, в которой было гинекологическое отделение. До внесения изменений в законодательство штата в Castle Memorial делали т. н. «терапевтические аборты», т. е. прерывание беременности в случаях, когда жизнь матери находилась в опасности, изнасилования, инцеста или серьезного психического расстройства матери. Однако после либерализации законодательства больница лишилась бы акушерско-гинекологической клиентуры, если бы не стала делать аборты по желанию пациенток так же, как и расположенная неподалеку больница Капиолани.

Однажды эта ситуация переросла в кризис, когда к Марвину Мидкиффу, администратору больницы Castle Memorial, подошел мужчина, который хотел, чтобы его 16-летней дочери, находившейся на втором месяце беременности, сделали аборт. Мужчина напомнил Мидкиффу, что больница искала средства для строительства собственного здания, и что в рекламной брошюре (которую мужчина принес с собой) говорилось: «Это будет больница ШИРОКОГО ПРОФИЛЯ, и она будет предоставлять любые услуги, необходимые местным жителям»[6]. Затем, чтобы придать дополнительный вес своему требованию, он показал Мидкиффу аннулированный чек, который он ранее выписал, пожертвовав деньги на строительство больницы Castle Memorial.

Это происшествие было только началом постоянно возраставшего давления на больницу с целью принудить ее к совершению абортов по желанию пациенток, необходимому для поддержания статуса больницы, предоставляющей полный спектр медицинских услуг. У. Дж. Блэкер, президент Конференции Адвентистов седьмого дня Тихоокеанского униона, попросил указаний у Генеральной конференции, но никто в церковной администрации не слышал о том, чтобы церковь заняла какую-то определенную позицию в вопросе об абортах[7]. После этого руководство Castle Memorial составило проект решения, согласно которому, в отсутствие официальной позиции церкви, больница будет делать аборты по желанию клиенток в первом триместре беременности при условии, что пациентка предварительно побеседует со священнослужителем и двумя врачами.
В марте 1970 года руководство Генеральной конференции собралось, чтобы обсудить назревший вопрос. Нил Уилсон, в то время президент Североамериканского дивизиона, 17 марта выступил с заявлением, которое опубликовало агентство Religious News Service. Вот цитата из его заявления:
Мы не считаем своим долгом ни поддерживать законы, легализующие аборты… ни противиться их принятию… хотя мы придерживаемся нейтралитета, АСД настроены, скорее, в пользу аборта, нежели против. Поскольку мы сознаем стоящие перед нами проблемы голода и перенаселения, мы не возражаем против планирования семьи и уместных мероприятий для контроля рождаемости[8].

В конце концов, после длительного обсуждения и редактирования, 13 мая 1970 года руководство Генеральной конференции проголосовало за принятие «предварительной инструкции о терапевтических абортах»[9]. Однако это голосование продемонстрировало ловкость, с которой организация адвентистов уклонилась от официального одобрения абортов. Официальное заявление или официальную инструкцию должен был одобрить путем голосования Комитет Генеральной конференции. Однако вышеупомянутая «предварительная инструкция» исходила лишь от руководителей Генеральной конференции. Она носила достаточно «официальный» характер, чтобы создать впечатление, будто врачи-адвентисты и адвентистские больницы могут производить такие операции, но была недостаточно официальной, чтобы Марвин Мидкифф вернулся на Гавайи c официальным решением церкви. 

 
Руководство планировало в следующем июне вынести эту предварительную инструкцию на сессию Генеральной конференции для официального голосования. Однако они отказались от этого намерения, поскольку многие представители врачебного сообщества выразили мнение, что положения инструкции мало чем отличались от общепринятых правил, которые действовали до того, как Гавайи пересмотрели законодательство против абортов. Речь шла о следующих положениях инструкции:
Мы полагаем, что терапевтические аборты можно производить, если имеются следующие показания:
• Когда продолжение беременности может поставить под угрозу жизнь женщины или причинить серьезный вред ее здоровью.
• Когда продолжение беременности с большой вероятностью приведет к рождению ребенка с серьезными физическими уродствами или умственной отсталостью.
• Когда зачатие произошло в результате изнасилования или инцеста.
При совершении указанных терапевтических абортов их следует производить во время первого триместра беременности[10].
Неофициальное принятие этой инструкции — равно как и негласное изъятие вопроса из повестки дня Генеральной конференции — не устранило проблему. С июля до самого конца 1970 года споры по данному вопрос продолжались. Требования со стороны больницы Castle Memorial становились все настойчивее, поскольку врачи, не принадлежащие к церкви Адвентистов седьмого дня, угрожали перевести своих пациентов в другое медицинское учреждение, если больница официально не одобрит совершение абортов по желанию. 20 июля собралась расширенная рабочая группа под названием Комитет по проблемам абортов, но ко времени своего второго заседания 25 сентября этот комитет сумел лишь сформулировать рекомендацию сформировать еще более широкую группу для разработки единообразных инструкций для североамериканских больниц[11].
В декабре 1970 года административный директор больницы д-р Рэймонд Де-Хэй написал два письма — председателю совета попечителей больницы и президенту Генеральной конференции Роберту Пирсону, — едва ли не умоляя их принять официальное решение. Пирсон в ответ сослался на уже действующую неофициальную инструкцию и объявил, что через месяц в г. Лома-Линда, штат Калифорния, соберется «компетентный комитет», чтобы продолжить обсуждение вопроса[12].
25 января 1971 года состоялось собрание, на котором присутствовали 11 из 18 вновь назначенных руководством Генеральной конференции членов нового комитета. К присутствующим добавили еще четверых новых членов, тем самым создав импровизированный комитет из 15 человек, в который вошли У. Р. Бич, д. м. н. Дэвид Хиншоу, П. К. Хойбах, К. Б. Хирш, Гордон Хайд, Джоанна Краузе, д. м. н. Элизабет Ларсон, Р. Э. Осборн, д. м. н. Джек У. Провонша, А. Дж. Стрейфлинг, У. Д. Уолтон, Н. К. Уилсон, г-жа К. Вудворд, д. м. н. Гарольд Циприк и Ч. Э. Брэдфорд. Президент Генеральной конференции Роберт Пирсон не присутствовал, однако всего 20 днями раньше он выразил поддержку существующим правилам.
У. Р. Бич, Гарольд Циприк (заведующий акушерско-гинекологическим отделением Университета Лома-Линда) и Джек Провонша представили доклады. Бич рассказал о работе, проделанной в прошедшем году Комитетом по абортам, и сделал вывод, что меняющиеся обстоятельства, особенно на Гавайях и в Нью-Йорке, требуют обновить правила. Циприк рассказал о сложности ситуации с абортами, а Провонша высказался за то, что всегда следует пытаться спасти и мать, и ребенка, однако если это невозможно, «меньшим [плодом] следует пожертвовать ради большей человеческой ценности»[13]. Заседание завершилось принятием адресованной руководству Генеральной конференции рекомендации назначить еще одну комиссию для дальнейшего изучения вопроса.
История абортов в адвентизме
Коллин Тинкер
1. Беседа автора с Джорджем Гэйнером 1 июля 2014 года. [Назад] 2. Gainer, George B. The Wisdom of Solomon? or The Politics of Pragmatism: the General Conference Abortion Decision 1970-71, Introduction. [Назад] 3. www.pbs.org/wgbh/americanexperience/features/general-article/babies-ovum-humanum-1960/ [Назад] 4. Gainer, p. 4. [Назад] 5. Там же, p. 10. [Назад] 6. Там же, p. 12. [Назад] 7. Там же, p. 12; беседа Джорджа Гэйнера с Марвином Мидкиффом 22 октября 1986 года. [Назад] 8. Religious News Service, 17.03.1970, pp. 16-17. Цит. по Gainer, p. 12. [Назад] 9. Gainer, p. 13. [Назад] 10. Там же, p. 14. [Назад] 11. Протокол заседания Комитета по проблемам абортов 22.09.1970. Цит. по Gainer, p. 16. [Назад] 12. Письмо президента Генеральной конференции Роберта Пирсона административному директору больницы д-ру Рэймонду Де-Хэю от 5 января 1971 года. Цит. по Gainer, p. 18. [Назад] 13. Provonsha, Jack. An Adventist Position Regarding the Abortion Problem, pp. 10-11. [Назад]

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: