ПАСТЫРЬ И ОВЦЫ
#константинеску #овцы #единство #посредники #несамостоятельность
ПАСТЫРЬ И ОВЦЫ
На мой взгляд, самая извращенно использованная самой церковью метафора для объяснения единства в церкви — это метафора, изображающая пастыря и овец.
Наше представление об овцах заключается в том, что это беззащитные и безобидные животные, поэтому они зависят от доброго пастыря для их защиты и для руководства ими. Поэтому церковь делится на две части. Одна часть опущена до образа животного, животного без инстинктов самосохранения, не говоря уже о разуме, животного, которое подразумевает, что ему нужно руководство кем-то, обладающим сверх-разумом, тем кто является частью сонма богов или ангелов. Овцы представляются нам глупыми. Иногда овца теряется, и пастырь должен ее найти и привести обратно в стадо. Да, время от времени молоденькие овечки требуют больше ухода, терпения и понимания, и во многих аспектах эта картина может быть использована для сравнения с церковью.
Почему Иисус использовал эту метафору? Во-первых не Он придумал это сравнение. В восточном мышлении царь был представлен в виде пастыря, а народ в виде овец. И когда в течение тысяч лет люди воспитывались быть овцами, воспитывались смотреть на царя и на священника как на богов, то в народе и царствовал такой менталитет. Иисус пожалел эти толпы людей, и Ему ничего не оставалось, как сделать Самого Себя добрым пастырем этих людей, потому что они действительно нуждались в пастыре.
Но мы абсолютизировали эту метафору, вместо того, чтобы научить людей больше не быть овцами. И в тот момент, когда западная цивилизация начала взрослеть, а это примерно с 18-го века, когда простой человек получил возможность думать своей собственной головой, пришла церковь и стала учить людей, что надо оставаться овцами, и надо слушать пастырей.
Если эта метафора так нравится нашим руководителям, то давайте поразмышляем над ней. Да, пастырь, может быть, любит своих овец, может быть, берет их на руки, ухаживает за ними, жертвует чем-то для них, но с какой целью? В конце концов, любой пастырь выращивает овец для того, чтобы их продать, для того, чтобы их съесть, постричь, получить от них молоко. Это его собственность, с которой он хочет получить прибыль.
И самая отвратительная вещь — это то, что пасторы церкви обладают менталитетом «пастырей овец». То есть, они принимают то, что надо носить ягнят на руках, надо искать заблудших и возвращать в стадо, надо за ними ухаживать, надо ими руководить, потому что они глупые. Сама овца ни в чем не разбирается, я должен ей разъяснить, где правда и где ложь, что есть добро и что есть зло, как надо одеваться, когда раздеваться, что есть и чего есть нельзя, какую музыку слушать, о чем можно думать и о чем думать нельзя, и особенно какие вопросы не надо задавать и как надо понимать Библию. Пастор знает все, пастор — это супер-человек, а народ — это глупые овцы, народ — это животные, в то время как пастор — это представитель Бога на земле. Это самое вредоносное представление о пастыре и овцах.
В 21 веке нам не стоит говорить об овцах в церкви. Ни Иисус, ни Бог не желают, чтобы мы были овцами, для этого Он дал нам мозг, самую сложную систему во вселенной. Этот мозг нам был дан не для того, чтобы мы были овцами, в противном случае нам был бы дан мозг овцы.
Овца — это одомашненное животное, то есть, это дикое животное, которое человек поймал и, посредством искусственной селекции, уменьшил ее инстинкты самосохранения и защиты. То же самое происходит и в церкви, там людей одомашнивают, то есть доводят до состояния, что они уже не способны ориентироваться сами, им нужен пастор. Современное поколение адвентистов не похоже на своих прадедов, адвентистов-пионеров, это люди без ориентира, это овцы, которые не думают, не принимают решения самостоятельно, они просто следуют за пастором. У них есть отговорка: Смотрите, Иисус — наш великий Пастырь, мы следуем за Ним, а пастора просто посредники. Но если слушать Иисуса, то почему бы не покинуть это стадо, пусть Он мною управляет напрямую?
Людям не нравится когда их называют овцами, но почему эта метафора идеально подходит для церкви? Потому что мы стали овцами, потому что нас учили становиться овцами, мы стали овцеподобными, и поэтому эта метафора нам подходит. По любому непонятному тексту или ситуации, мы идем за объяснением к пастору, потому что он знает все. Мы больше не следуем своей совести, а только слову пастора.
Представление о пастыре и овцах должно остаться в первом веке. Для нас актуальнее сравнение Иисуса из 10-й главы Матфея: «посылаю вас как овец среди волков». Он нас посылает не в стадо, а к волкам. Овца не в состоянии выстоять в борьбе с волком без пастыря, но Он нас посылает самих овец к волкам без пастыря! Он нам говорит: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». (Матфея 10:16). Не будьте агрессивными, но будьте мудры, принимайте решения холодным разумом как у змеи, — это самая подходящая метафора для наших дней. Не будем овцами!
Может быть, вы скажете: да это просто метафора, поэзия, но как кто-то сказал, любая диктатура основана на великих поэтах, их поэмах и на романтизме. А заканчивается всё тем, что оборачивается против народа, разум которого был увлечен этой поэзией, против народа, якобы находящегося под защитой этой диктатуры. Начинается всё с вдохновляющей тебя поэзии, и эти метафоры в самом начале могут вдохновлять тебя идеей об органичном единстве церкви. Но, когда мы говорим о таком единстве, давайте будем разумными как змеи, и смотреть на то, что скрывается за красивыми словами.
Пастор Эдмонд Константинеску
Перевод с румынского: Игорь Белый
https://youtu.be/_IEPqSSMvfM
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой