ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АВТОРИТАРНЫМ БОГ? ДОЛЖНА ЛИ БЫТЬ ТАКОЙ ЦЕРКОВЬ?
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ АВТОРИТАРНЫМ БОГ? ДОЛЖНА ЛИ БЫТЬ ТАКОЙ ЦЕРКОВЬ?
Я никогда не забуду то, что увидела, выходя из моей детской субботней школы, когда мне было пять лет.
Зал в подвале нашей маленькой церкви был совершенно пуст, если не считать молодой женщины с взъерошенными волосами, в гоу-гоу сапогах и короткой мини-юбке, которая стояла на коленях в зале и была окружена мужчинами-пресвитерами. Сначала я подумала, что она, должно быть, попросила об особой молитве.
Потом я увидела, что один из пресвитеров стоял на коленях и измерял линейкой длину ее платья. Ее платье было более чем на четыре дюйма выше колена, что, очевидно, нарушало установленный Богом порядок, о котором я, пятилетний ребенок, не знала. Я помню, как застенчиво одергивала свое любимое платье — сшитое дома, впервые изготовленное еще несколько скачков моего роста в прошлом, — как можно ближе к коленям, когда проходила мимо них.
Женщина больше никогда не посещала нашу церковь, и я никогда больше не надевала это платье.
Понижение авторитаризма
Проблема необходимости уменьшения авторитаризма в наших обществах является одной из самых важных политических и социальных проблем наших дней. С российским вторжением в Украину, заключением и «перевоспитанием» уйгуров в Китае и злоупотреблениями полиции нравов в Иране мы повсюду наблюдаем авторитарные черты правительств.
Авторитарное лидерство требует беспрекословного единообразия. Такие лидеры часто стремятся поставить лояльность выше моральных убеждений и пытаются либо контролировать поток информации, либо дискредитировать правду. В религиозной среде они заявляют, что имеют единственно правильное толкование Библии, и поощряют строгое соблюдение правил.
Волны авторитаризма наполняют почти во все церкви. Поначалу церковные движения ориентированы на миссию и поэтому рады любой помощи от любого человека. Это позволяет уважать разнообразие мнений и предоставляет всем значительную автономию.
Как только церковные движения чувствуют себя более устоявшимися, церкви обращают внимание на внутреннее состояние и пытаются сохранить идентичность посредством единообразия. Ортодоксы боролось с принятием разнообразия с тех пор, как ранняя церковь боролась с вопросами обрезания и употребления в пищу идоложертвенного мяса.
Жесткая позиция со стороны церковных лидеров без каких-либо приспособлений к разногласиям также вызывает разделение в адвентизме.
В Кении небольшое количество церквей подверглось остракизму со стороны организованной церкви. Хотя на это накладывается и недоверие между группами людей, но те, кто отделился, говорят, что они просто хотят прозрачности и честности в выборе руководства и в финансовых вопросах. Они хотят менее авторитарную церковь.
В Сербии президент конференции уволил пастора из-за драмы, связанной с уходом его взрослой дочери из жестокого брака.
И Генеральная Конференция подняла много шума, задумав процедуру выговоров руководителям дивизионов и унионов, которые рукополагали женщин на основании большинства голосов в своих комитетах.
Авторитетный против авторитарного
Как педиатр, я подхожу к теме стилей лидерства с точки зрения воспитания. В Библии есть прекрасные изображения Бога как родителя: наседка, которая собирает своих птенцов под своим крылом, орел, который ловит птенца, когда тот парит, и малыши, которых качают на коленях.
Дети лучше всего развиваются, когда их родители авторитетны, а не авторитарны. Авторитарные и авторитетные родители имеют три общие черты.
— Они должны быть искренне любящими (хотя это не всегда наблюдается у авторитарных родителей).
— Они должны иметь авторитет, в отличие от родителей, которые ищут одобрения у ребенка, чтобы утолить свою неуверенность.
— Оба стиля воспитания должны быть последовательными, а не беспорядочными или непредсказуемыми.
Но вот какая разница между ними. Хотя оба стиля воспитания являются корректирующими, а не разрешающими, авторитарные родители не позволяют ставить правила под сомнение, в то время как авторитетные родители могут изменить свое мнение перед лицом информации, которую они не учитывали. Авторитетные родители поощряют выбор и исследования. Они направляют, а не навязывают, уделяя время объяснению правил. Они чувствуют моральное обязательство учить своих детей самостоятельно принимать решения, развивая собственные моральные рассуждения.
В известных стадиях морального развития Лоренца Кольберга стадия основанной на правилах морали перерастает и заменяется универсальными этическими принципами. Нравственно зрелые люди умело определяют, какие правила имеют приоритет в данной ситуации.
Ступени нравственности Кэрол Гиллиган объясняют дополнительный акцент женщин на отношениях. Она описывает зрелую нравственность как принятие решений, учитывающих общую сумму всех потребностей общества, что может противоречить авторитарным системам.
Авторитет в Ветхом Завете
Соответствуют ли эти академические идеи тому, каким образом было создано человечество? Библия изображает авторитарного или авторитетного Бога?
Конечно, Бог показан любящим как в Ветхом, так и в Новом Завете.
Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием (Соф 3:17).
…Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. (1 Ин. 4:7-8).
Нет никаких сомнений в том, что Бог имеет власть. В Исх 33:19 Бог просто говорит: «и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею». Бог — это «Я есмь» — верховный судья с наивысшей властью.
Справедлив ли Бог? Является ли Бог любовью? Да! Но наши сомнения в Его любви и справедливости не пугают Бога. Он призывает нас прийти и рассудить вместе (Ис. 1:18) и «вкусить и увидеть, как благ Господь» (Пс. 34:8).
Бог постоянен как в суде, так и в милости. «Я, Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6). «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
В то же время Он ищет взаимоотношений больше, чем послушания.
«Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии» (Иоиль 2:13).
Иисус и авторитет
Иисус ясно дал понять, что простое соблюдение законов не соответствует сути религии. Похвалив богатого молодого правителя за добросовестное соблюдение десяти заповедей, Он затем продолжает объяснять, что над законом стоит моральный кодекс: справедливость — это забота о бедных и уход за больными.
Иисус сказал ему: «Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мною» (Мк 10:21).
Сравните это с теми христианами, которые заявляют, что проявляют любовь, осуждая чужие грехи.
Церковное руководство и авторитет
В 23 главе Евангелия от Матфея Иисус осуждает традиционных лидеров за их авторитарное законничество.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.» (ст. 23).
Восстановление справедливости, милосердие и вера важнее, чем применение правил к мелочам. Иисус был примером правильного руководства.
«Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (Мф 20:25-28).
Возможно, нет более драматичной истории противостояния Иисуса греху, чем история женщины, уличенной в прелюбодеянии. В то время как проповеди расходятся в оценке ее поведения от распутной соблазнительницы до невинной жертвы, текст не дает нам понимания ее предыстории. Иисус немедленно пытается спасти ее жизнь от закона, предъявив обвинение тем, кто ее судит. «Кто из вас без греха, пусть первый бросит камень», — говорит Он (Ин 8:7).
Когда Иисус остается наедине с женщиной, что Он исправляет? Измеряет ли Он длину ее юбки? Нет! Он говорит: «Иди и впредь не греши» (стих 11). Иисус доверяет ей самой определять, как следовать Божьему закону.
Есть библейские тексты, которые поддерживают картинку авторитарного Бога. Некоторые тексты предполагают, что Бог наказывает детей за грехи их родителей и убивает ропщущих израильтян. Использовали ли авторы Библии гиперболы? Неужели им не удалось выйти из авторитарной фазы нравственного развития?
Эти отрывки порой трудно толковать. Ясное объединение всего Библейского учения требует высших нравственных рассуждений. Я считаю, что нам следует сосредоточиться на учении Иисуса о том, чтобы любить справедливость выше соблюдения правил, доверять самоопределению, а не контролю, и просить Святого Духа направлять нас в наших исследованиях.
Презентации Ассоциации адвентистких женщин об авторитете
Тема «Уменьшение авторитаризма в наших сообществах» была представлена Ассоциацией адвентистских женщин (AAW) в церкви Университета Лома Линда 8 октября.
Катрина Блю, теолог из Пасифик Юнион колледжа, провела основанное на Библии представление Божьих качеств, за которым последовали два практических применения этого боголовия.
Бонни Дуайер, бывший редактор Spectrum, рассказала историю, иллюстрирующую, насколько важна свободная пресса для поддержания честности и доверия церковным лидерам. По ее опыту, способность прессы распространять информацию имеет решающее значение для роста церкви. Она выразила обеспокоенность по поводу того, что журналисты из Spectrum и Adventist Today больше не приветствуются на Годичном совещании и на сессиях Генеральной конференции, что вызывает обеспокоенность по поводу цензуры прессы.
Доктор Элисса Кидо, директор Центра исследований адвентистского образования K-12, многолетний профессор педагогики в Университете Ла-Сьерра и бывший директор исследовательского проекта Cognitive Genesis, говорила о связи между образованием и авторитаризмом.
Доктор Кидо и ее коллеги разработали опросник, оценивающий мировоззренческую ориентацию школьников; в зависимости от того, «ориентированы ли они на себя», «ориентированы на правила», «ориентированы на чувства» или «ориентированы на других».
Они обнаружили, что «ориентированные на правила» учащиеся постоянно отставали от «ориентированных на других» сверстников. Если это исследование подтвердится в дальнейших исследованиях, она думает, что сможет показать, что адвентистское образование способствует мировоззрению, ориентированному на других, и это позволяет улучшить успеваемость.
Иди и больше не греши
Иисус призывает всех нас оценить Божий авторитет, чтобы увидеть, что наш Бог — любящий, заслуживающий доверия, последовательный и полный милосердия. Затем, как и в случае с богатым молодым правителем, Иисус призывает нас перейти от строгого законопослушания к концентрации внимания на других. Чтобы помочь бедным, навестить больных и накормить голодных. «Не господствуя над наследием Божьим, но подавая пример стаду», — говорит Петр (1 Петр 5:3). Не требуя строгого подчинения, а просто прося — и доверяя другим — идти и больше не грешить.
Нерида Тейлор Бейтс, доктор медицинских наук, педиатр, воспитавшая троих детей. В настоящее время она является президентом Ассоциации адвентистских женщин.
Перевод сообщества «Прогрессивные адвентисты»
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой