ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ КОНСЕРВАТОРЫ ОТ ФУНДАМЕНТАЛИСТОВ?
ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ КОНСЕРВАТОРЫ ОТ ФУНДАМЕНТАЛИСТОВ?
Другой пример — противостояние между ортодоксами и либералами. Между этими двумя категориями есть грань, но где именно? Являетесь ли вы либералом, если сомневаетесь в некоторых учениях той деноминации, к которой принадлежите? И в первую очередь речь здесь идет о «доктрине» или же в первую очередь об образе жизни? Можете ли вы быть либеральным в своем богословии, но ортодоксальным в своем образе жизни? А наоборот? А как определить правоверие? В глазах некоторых единоверцев я либерал, но другие христиане могут считать меня очень ортодоксальным. Кто прав?
Возможно, еще труднее провести границу между консерваторами и фундаменталистами. В некоторых деноминациях, включая, конечно же, адвентистскую церковь, обе категории встречаются в достаточной мере. Первоначально слово «фундаментализм» относилось к сопротивлению в определенных протестантских кругах «модернизму», одержавшему верх во многих церквях. Борьба фундаменталистов была сосредоточена в первую очередь вокруг вдохновения и авторитета Библии. Библия, утверждали фундаменталисты, была богодухновенной и безошибочной, а также авторитетной в исторических и научных вопросах. Это фундаменталистское движение приобрело — и имеет по сей день — большое влияние среди адвентистов. [Со временем термин «фундаментализм» значительно расширился. Люди теперь часто также ссылаются на мусульманских фундаменталистов.]
Фундаментализму часто свойственна агрессия. Джордж Марсден, известный американский церковный историк, однажды сказал, что фундаменталист — это евангелист, который злится по любому поводу. Не так просто точно указать, в чем разница между консервативными христианами и христианскими фундаменталистами. Безусловно, есть точки, в которых две группы пересекаются. На этой неделе я наткнулся на краткое, но очень ясное объяснение в книге «Профиль религиозного человека», написанной доктором Эдвином Закрисоном (г.р. 1941). С её 600 с лишним страницами это довольно громоздкая книга. Я согласился критически прорецензировать эту автобиографическую книгу в теологическом журнале.
Закрисон вырос в адвентистском пузыре, стал пастором и, получив докторскую степень, преподавал в одном из адвентистских университетов США. В конце концов он стал там персоной нон грата. Любой, кто хочет прочитать эту сложную, но увлекательную историю, сможет заказать книгу на Amazon.
Захрисон определенно отрицает, что он является или когда-либо был фундаменталистом, но он не возражал против ярлыка консерватора. Он указывает, что фундаменталист, в отличие от среднего консервативного человека, обычно очень негативно относится к академическому изучению богословия. Фундаменталист обычно уже все знает и не нуждается в дополнительном изучении. В адвентистской церкви главный вопрос сосредоточен на авторитете и вдохновении Библии. Адвентисты-фундаменталисты придерживаются жесткой доктрины вдохновения и обычно предполагают, что Елена Уайт была вдохновлена тем же самым образом, что и библейские авторы. Для них последнее слово относительно правильного толкования Библии принадлежит Елене Уайт, а не наоборот. Большинство консервативных адвентистов согласны с тем, что наше искупление было завершено, когда Христос умер на кресте, в то время как многие фундаменталистские адвентисты это отрицают. Фундаментализм также обычно связан с перфекционизмом.
Для меня комментарии Закрисона были поучительными. Но он не упомянул об одном отличии, с которым я часто сталкивался: хотя консервативные христиане склонны высказывать очень откровенные мнения, они обычно открыты для диалога. Однако с несгибаемыми фундаменталистами настоящий разговор невозможен. У них есть Истина. Они правы. Конец.
Фундаменталисты представляют опасность для церкви. Они вызывают ригидность и паралич. Церкви же нужны как консерваторы, так и либералы. Либералы умеют задавать вопросы. Вместе консерваторы и либералы должны искать разумные ответы. Это гарантирует, что церковь останется живым организмом, в котором мы можем расти вместе в своей вере.
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой