КОММУНИКАЦИЯ И ПОНИМАНИЕ БИБЛИИ

КОММУНИКАЦИЯ И ПОНИМАНИЕ БИБЛИИ


КОММУНИКАЦИЯ И ПОНИМАНИЕ БИБЛИИ

По отношению к роли Духа в процессе исследования текста распространены две крайности, которые мы обозначили в первой части этой статьи как «мистицизм» и «технократизм». Согласно первой, толковать текст нет никакой необходимости, потому что его значение открывается Святым Духом – достаточно просто читать Писание, находясь в правильных отношениях с Богом. Согласно второй, для интерпретации текста главным образом нужна правильная методология. Если действие Святого Духа и актуально для герменевтики, то лишь на этапе применения библейских истин, а не их толкования.

Сторонникам первой позиции важно понять, что точно так же, как в процессе написания Библии Святой Дух не упразднял личность авторов, так и сегодня Он не устраняет личность толкователя. Бог сотворил нас по Своему образу, а значит сделал нас Своими сотрудниками. Он не станет трудиться вместо нас – если читателю неизвестна разница между Иудеей и Самарией, нужно взять в руки библейский словарь, а не ожидать озарения свыше. Писание неоднократно призывает верующих исследовать Писание, вникать в себя и в учение. Обетование, на которое часто ссылаются мистики: «Не заботьтесь … что вам говорить, и не обдумывайте … ибо не вы будете говорить, но Дух Святой» (Мк. 13:11), дано в контексте гонений, а не повседневного учительства и проповеди.

Вторым важно понять, что без участия Святого Духа вряд ли возможно проникнуть в горизонт автора. Речевая коммуникация имеет личностное измерение: реконструкция авторского значения происходит на основе личного опыта читателя. Если толкователю не знаком опыт жизни в Духе, о котором пишет автор под водительством того же Духа, то подлинный смысл текста пройдет мимо его сознания. Подобным образом, переводчик медицинского или компьютерного словаря, владея языком оригинала, но ничего не смысля в медицине или программировании, вряд ли сможет адекватно выполнить свою работу. В то же время, люди, у которых есть большой совместный опыт – например, друзья или супруги – часто понимают друг друга с полуслова.

Как заметил когда-то Д. Бонхеффер: «Никто не может приблизиться к Богу в одном, убегая от Него в чем-то другом». Сознательная жизнь в непокорности Духу неизбежно отразится на качестве экзегетики. Гордец, прелюбодей или властолюбец вряд ли смогут объективно толковать Писание, потому что осознанная или неосознанная рационализация своего образа жизни сделает их прочтение предвзятым. Одним словом, читатель, который не стремится жить полноценной духовной жизнью в общине Духа, не может быть хорошим экзегетом, даже если он в совершенстве владеет древними языками или глубоко начитан в богословии.
Андрей КРАВЦЕВ
https://gazeta.mirt.ru/stat-i/pisaniya/post-2547/

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Войти с помощью: