ПЕРЕВОРОТ СМЫСЛОВ
ПЕРЕВОРОТ СМЫСЛОВ
Человек призывается смирить свою самодостаточность: «Я сам могу помыть себе ноги, я сам могу спастись, в Твоих услугах (в Твоем служении!), Господь, я не нуждаюсь». Прилагать усилия самому – привычнее и надежнее. А что может быть проще, чем самому помыть ноги? (Напомним, что раб из евреев не обязан был мыть ноги своему хозяину.)
«Если не вымою, у тебя со Мной ничего общего!» – говорит Иисус. Оказывается, человек может заблуждаться относительно своих возможностей даже в том, что кажется ему самым простым и в чем он не нуждается, даже в помощи слуги. Ведь и сегодня многие на полном серьезе думают, что могут спастись своим «хорошим поведением».
Разумеется, Иисус здесь использует язык символов, причем пророческий язык! Эта история омовения ног прекрасно вписывается в контекст так называемых пророческих действий, традиция которых известна еще по Ветхому Завету. Пророки совершали СТРАННЫЕ действия, и этими действиями пророчествовали. Так, очищение Храма, совершенное Иисусом (разгон продающих и покупающих с опрокидыванием столов), – пророчество о будущем разрушении Храма.
Омовение ног ученикам – такое же «странное» пророческое действие. Но говорит это пророчество о двух глобальных истинах: 1) принадлежит Иисусу тот, кто принял СЛУЖЕНИЕ Иисуса, служение Господа как РАБА; 2) отныне уверовавшему дается привилегия разделить с Иисусом это служение, служа своему ближнему. И вот таким парадоксальным образом действие, внешне выглядящее как действие раба, говорит о величайшей привилегии, даруемой человеку: «И вы должны мыть ноги друг другу» (ст. 14).
Господь делает человека Своим соработником. Уже с первых страниц Библии мы видим эту идею. Но в Эдемском саду человек был лишь соработником в творении: в его физической составляющей (возделывание сада – Быт. 2:15) и в его духовной составляющей (наречение имен – Быт. 2:19-20).
Ныне же Христос делает человека соработником в Своем служении спасения. И вся величественная немыслимость этого подчеркивается немыслимым «переворотом смыслов», когда Господин оказывается Рабом, смирение отождествляется с согласием быть омытым, то есть принять служение этого Раба, а поручение омывать ноги другим – торжественным и почетным возведением в «священнический сан»…
+ Комментариев пока нет
Добавьте свой